Классификация учебных профессий


Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно различаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это могут быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.
На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.
Отбор перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуальным. И конечно, этот перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.
Вопрос о необходимости группировки учебных профессий в целях совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в стране впервые был поставлен С.Я.Батышевым2. В качестве критериев дифференциации профессий рассматривались следующие:
• степень механизации труда;
• уровень и характер требуемой квалификации;
• соотношение затрат физического и умственного труда.
ВНИИпрофтехобразования предложил несколько вариантов группировки профессий: на основе общности содержания труда1, на дидактической основе2, по категориям квалификации труда, на основе комплексного учета признаков его сложности3. В качестве критериев определения сложности труда рассматривались средства, предметы, продукты и функции труда, а также ответственность.
Профессиональное образование нуждается в классификации профессий, пригодной для подготовки специалистов в учебных заведениях на основе учета потребностей экономики в профессиях и их распространенности. Такая работа ведется. В 1987 г. был утвержден очередной общесоюзный перечень профессий для подготовки рабочих в системе профтехобразования. Общее число учебных профессий было сокращено до 1193. Основным недостатком этого перечня была ориентация на профессии узкооперационного профиля.
В июне 1994 г. Министерство образования России утвердило федеральный стандарт начального профессионального образования4. В Госстандарте определен перечень учебных профессий и специальностей. В основу квалификации профессий положены следующие принципы:
• систематизация перечня профессий в соответствии с крупными отраслевыми комплексами;
• формирование профессий на основе общности технико-технологических параметров или трудовых функций;
• введение характеристики сложности профессий.
Введение Госстандарта на перечень учебных профессий направлено на повышение качества подготовки рабочих и служащих за счет регламентации учебно-программной документации, упорядочения системы контроля за результатами обучения, обеспечения единого образовательного пространства. Перечень призван также обеспечить эквивалентность профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в международном рынке труда.
Стандартом определены 42 группы профессий, объединяющие 257 профессий и более 870 специальностей. Оправданность такой группировки учебных профессий для контроля за системой льгот и пенсионного обеспечения, а также для управления экономикой труда очевидна.
К недостаткам этой группировки относится большое число групп профессий — 42, причем некоторые из них объединяют более 10 профессий и до 100 специальностей. Так, группа «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» включает 18 профессий. Группа «Производство спичек» объединяет 1 профессию и 5 специальностей. Целесообразно было бы включить ее в группу «Деревообрабатывающее производство».
Следующий недостаток перечня — огромное число специальностей (870). Разработчики попытались охватить как можно больше специальностей из Единого тарифно-квалификационного справочника и расширить таким образом возможности начального профессионального образования в подготовке рабочих и служащих.
Как и в перечне 1987 г., большое число профессий в разных группах продублировано. Можно было бы назвать еще ряд частных недостатков последней группировки учебных профессий, обусловленных экономическими реформами. Реальная жизнь побуждает профессиональную школу учитывать требования рынка труда. Необходима система профессиональных услуг, адекватная требованиям рыночной экономики.
Основной недостаток нового перечня профессий, как и предыдущих, заключается в том, что он составлен из числа реально существующих профессий. Состав и содержание этих профессий стали результатом развития экономики, техники, технологии, условий и организации труда. Речь же идет об учебных профессиях. Они должны перекрывать содержание ныне действующих профессий, иметь экстрафункциональный компонент, ориентированный на перспективы развития профессий. А в отдельных случаях учебная профессия может объединять, интегрировать несколько родственных специальностей и профессий. Это принципиально новые профессионально-педагогические образования. Их необходимо разработать, сконструировать. Формирование содержания и состава учебных профессий должно основываться на учете трех факторов: технико-технологического, политехнического и личностного.
Рассмотрим влияние этих факторов на образование учебных профессий.
В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства. Внедрение информационных технологий, гибких автоматизированных производств, новых организационных форм труда существенно изменило требования к современному специалисту. Стали востребованы работники широкого профессионального профиля. Нечеткий рынок труда затрудняет прогнозирование профессиональной квалификации и требует большей универсализации профессиональных функций специалистов.
Научно-технический прогресс сопровождается интеграцией различных видов деятельности. Наряду с этим происходят процессы образования комплексов видов деятельности на единой технико-технологической основе. Обоснуем это положение.
Под техникой подразумевают орудия, инструменты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком для преобразования окружающей среды. Технология — более широкое понятие, она представляет собой сложную развивающуюся систему искусственных устройств техники, производственных процессов и операций, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления и др.1 Технологии интегрируют достижения науки и практики, определяют прогресс общества. Основанием дифференциации технологий могут стать обобщенные технологические действия, обладающие интегративным единством и отличительными особенностями. Все многообразие технологий, характеризующихся единством технологических действий, может быть дифференцировано на следующие профессиональные профили:
• информационные технологии — получение, анализ и обработка информации;
• экологические технологии — поддержание оптимальной среды обитания;
• экономические технологии — предпринимательство и бизнес;
• производственные технологии — создание материальных ценностей;
• аграрные, земледельческие технологии — выращивание культурных растений;
• социальные технологии1 — стабилизация и улучшение взаимодействия людей.
Виды технологий могут стать основаниями для формирования групп учебных профессий, которые правильнее было бы назвать профилями профессий. Такой подход позволит значительно сократить группы профессий.
Основанием проектирования учебных профессий могли бы стать политехнические знания и умения. В производственной деятельности современного специалиста возрастает значение социально-технических, физико-технических, химических, биотехнических, экономических, экологических и других видов знаний. К факторам, детерминирующим необходимость профессионального политехнического образования, относятся:
• интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;
• усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмоники, хромотроники и др.;
• развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению ин-тегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;
• универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопро-фильность и многоцелевую совместимость орудий труда!.
Важным фактором, детерминирующим необходимость проектирования учебных профессий, является личностный. В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.
К профессионально важным качествам относятся ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Всего выделено около 50 ключевых квалификаций. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5 — 7 профессионально важных качеств.
Выделенные три фактора — технологический, политехнический и личностный — могут стать основой проектирования личностно ориентированного содержания каждого профиля.
При проектировании учебных профессий ведущими могли бы стать следующие принципы:
• взаимосвязи педагогических технологий и современных производственных технологий;
• профессионального самоопределения личности;
• прогностического отражения содержания профессий;
• интеграции личностно ориентированных технологий обучения и производственных технологий в профессиональные профили.
Реализация этого подхода положительно скажется на унификации учебных планов и программ, существенно облегчит стандартизацию начального профессионального образования.
В заключение еще раз подчеркнем основной подход к решению проблемы учебных профессий: не отбор профессий, а проектирование технологического и личностно ориентированного содержания образования. Решение этой проблемы вызовет необходимость в специалистах — конструкторах профессий, усилит значение профессиоведения в образовании.

Сущность профессиографии


Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.
Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:
• аттестацией работников;
• проектированием новых профессий и специальностей;
• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;
• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;
• научными исследованиями профессионального развития личности.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:
• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
• целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
• типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
• учета перспектив профессионального роста и карьеры;
•надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
•научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)1.

Наши рекомендации