Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского (1861)
Опубликованы в 1861г. Имели большой успех у современников. Написаны не по записям, было запрещено. В так называемую каторжную тетрадь Д. записывал только слова и выражения. 3 года после каторги не пишет совсем, потом пишет комические повести. Уже в Твери в 1859 задумывает книгу о каторге. Затем опубликовал в журнале «Время» «Записки из Мертвого дома». Внимание, так как был интерес к фактографии. Д. открывал новый мир. Прибегнул к фикциональному рассказчику в целях осторожности. Главный герой — уголовный преступник, за убийство жены. Обмануть, конечно, не удалось.
Кажется, что нет плана, что это набор фактов в порядке воспоминания. Не совсем так. Начало книги— первый день на каторге, т.е. остраненное описание, описание новичка. Постоянная игра в ожидание и реальность. Это первые 4 главы. Дальше: первый месяц пребывания. Герой свыкается, заводит знакомства, работает. Бытовые зарисовки. История первого года — более обобщенно, в нескольких выразительных эпизодах. Вторая часть книги — воспоминания, нет временной последовательности, нет хронологической канвы. То есть композиция воспроизводит постепенное стирание восприятия. Острог не меняется. Жизнь подчиняется определенным законам, она неизменна — Мертвый дом. Меняется в этой жизни человек. Сначала человек обращает внимание на то, что его поражает, затем становится рядовым участником. Впечатления стираются.
Д. точно воспроизводит речь каторжников. Смесь всех диалектов с воровским жаргоном. Любовь к словесным поединкам (за драку могут наказать, она заменена словами). Обороты, пословицы, фразеологизмы.
Многое от очерка. Описание каторжной бани.
Не только ужасы. Принцип контраста: темные и светлые стороны. Эпизод, когда молятся арестанты на пасху. Это внешний слой. Эмоции, а не размышления.
Есть еще и другой. Д. пытается понять внутренние закономерности, поэтому от наблюдений переходит к попыткам обобщения. Размышляет над положением арестанта. Арестант — человек, не имеющий своей воли. Все остальное не так страшно. Работа не такая уж и сложная, пища сносная, начальство терпимое, есть возможность заниматься ремеслом, можно привыкнуть к вони, холоду, шуму. Мука каторги — неволя. Исходя из этого объясняет все поражающее. Поражала страсть к деньгам. Копит, копит, а потом спускает все в один вечер. Кутежом покупает свободу. Призрак жизни. Д. находит среди этих людей своих мечтателей. Каждый хотел бы уединиться, не дружат между собой. Когда есть возможность свободного выбора, эти качества исчезают. Эпизод спектакля и эпизод покупки лошади. Долго осматривают лошадей, показывают свои знания. Рассказ о раненом орле — мотив свободы выходит на символический уровень. Каторжные заботятся о нем. Орел улетает, не оглянувшись: «Знамо дело — воля».
В дополнениях к книге говорится о свободе, но уже не на каторге. Посадите человека в дворец, но из него ни на шаг, человеку захочется бросить все и убежать из своего рая. Принудительное счастье не нужно человеку. Рай на земле обращается тюрьмой. Свобода — условие существования личности. Социализм, идеи Фурье — это неволя, тюрьма. Арестанты — большие формалисты, правила, запреты, табу. Д. Связывал это с темой амбиции: арестанты воюют за свое достоинство, отстаивают его злобно. Бунт тихого человека — тоска по собственной личности.
Внешний слой — описание каторги. Второй слой — психологическое истолкование происходящего. Третий слой — метафизическое истолкование категорий добра и зла. Д. делит каторжников на злых и добрых, внешне наблюдая происходящее. Дальше появляется другое противопоставление: есть люди сильной воли и кроткого сердца. Эпизод с татарином Алеем. Человек, попавший на каторгу ни за что. Герой начинает его учить читать, на Евангелии. Нравится ли? Да, нравится. Независимо от религии, воспитания и проч., есть добро универсальное, которое открыто каждому. Дальше появляются амбивалентные фигуры: например, старичок-старовер. Сослан за сожжение единоверческой церкви. Компромиссная церковь (для борьбы с расколом). Рисуется противоположным: добрый, ясный взгляд, ни тщеславия, ни гордости, черты детского простодушия. Кротким людям противостоят люди зла — сильные люди. Не может понять этих людей, т. к. они не раскаиваются. Как это объяснить? Можно черствостью, невежеством. Но нет. Народ грамотный, в основном. Здесь собраны лучшие люди (по мнению Д.), не в морально-этическом отношении, а сильные люди, даровитые. Не испытывают угрызений совести. Пытается анализировать: татарин Газин (насилие над детьми — в позднем творчестве это прзнак демонической одержимости) и Орлов (многократно бежал с каторги, а бегущих избивали почти до смерти). То же противопоставление, что и в «Преступлении и наказании»: твари дрожащие и право имеющие. Все, во что верил Д., не работает (социализм, фурьеризм и др).
Большой разрыв между дворянством и народом. На каторге лишался своего статуса. Но все-таки были дворяне. Основная масса — крестьяне. Органически чужой народу. Пытается наладить контакт.
Д. находит путь смирения. Первый импульс, который приведет его к почвенничеству. Самая резкая черта народа — чувство справедливости.