Iv.2.J. причины дисгармонического развития. типология патологических характеров
Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение».
В МКБ-10 (см. приложение 1 к разд. I) данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90 — F98).
В настоящее время по происхождению можно выделить следующие виды психопатий:
Ядерные, или конституциональные.
Лица с данным видом психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем
детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей диспозиции1 личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже).
При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, запускают имеющееся предрасположение (В. Morel, 1857).
Краевые, или приобретенные.
Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В. А. Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.
В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое ;. стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — '.это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как трудности социального взаимодействия, так и обучения.
Органические.
Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего ;,числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).
Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, иго патологический характер, как правило, является результирующей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в виде конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).
По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков).
Диспозиция (предиспозиция) — система многочисленных черт, обусловливающих специфические поведенческие реакции человека на внешние воз-Действия.
Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.
Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Обладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.
Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.
Психастенические — для них характерно сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложенной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.
Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. В формальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.
Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.
На основании уже упомянутых классификаций типов психопатий, типологий применительно к детскому и подростковому возрасту (F.Homburger, H.Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основании классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А.Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста (текст 4).
Текст 4
«В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К.Леонгардом в 1968 г., вторая разработана нами в 1977 г. Сопоставление с нею, сделанное нами, приводится ниже.
Тип акцентуации личности Тип акцентуации характера
по К.Леонгарду по А.Личко
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастеничный
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сензитивный
Экстравертированный Интровертированный Интровертированный |
Гипертимно-конформный
Шизоидный
Сензитивный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический
В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушки-ну (1933), а также застревающий тип — паранойяльному, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются». (Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. — С. 80 — 81.)
Остановимся на более подробной характеристике основных И типов акцентуаций по классификации А. Е.Личко, характер-! ных для подросткового возраста:
1. Гипертимный тип. Этот тип относится к кругу «возбудимых» и
«конституционально-возбудимых» по П. Б. Ганнушкину. Подрост-
1ки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общи-
; тельностью, склонностью к озорству. Главная их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышками агрессии и раздражения. Хорошо выдерживают нагрузки в си-
|туациях, требующих активности, сообразительности. Провоцирующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам. При хороших общих
(способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получением удовольствия, риском. Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3 % у девочек (по данным А. Е. Лич-
?ко и Н.Я.Иванова).
2. Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще
Э. Кречмером. Близок к гипертимному типу, являясь, по П. Б. Ган
нушкину, более общим направлением изменения характера, вклю
чает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся рез
кими колебаниями настроения. В детстве подростки с данным ти
пом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15—17 годам,
нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость. Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности. Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции — 2 — 5% независимо от пола.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при
чем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного из
менения настроения могут оказаться самыми ничтожными, на
пример: кем-то случайно оброненное слово. Все они способны
погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных не
приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом за
висит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соот
ветственно настроению может расцвечиваться то радужными, то
мрачными красками. Такие подростки находятся в подавленном
настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со сторо
ны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понима
ют и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы.
Стремление к независимости не выражено, если в семье они чув
ствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором,
запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с
близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близ
ких, насмешки, неудачи. Распространенность в популяции — 8 %
у мальчиков и 12 % у девочек.
4. Астенический тип. А. Е. Личко пишет, что это тот тип лично
сти, «где области психопатий и неврозов1 соприкасаются особен
но тесно». Астенический склад характера создает благоприятную
почву для развития неврастении2 как одной из основных форм
невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнитель
ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении труд
ной умственной работы. Провоцирующий фактор —ум
ственные и физические перегрузки. Распространенность в здоро
вой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих
хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 % (по дан
ным Н.Я.Иванова и др.).
5. Сензитивный тип. При попытке разделить всех людей на ши
зоидов и циклоидов Э. Кречмер находил у сензитивных людей
черты первой группы. Данному типу свойственна повышенная
1 Неврозы — нервно-психические расстройства, заболевания личности,
возникающие в результате длительного перенапряжения нервной системы, ре
акция на нарушение значимых жизненных отношений человека.
2 Неврастения характеризуется сочетанием повышенной раздражитель
ности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.
.
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, одиночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечатление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор — расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, ситуации повышенной ответственности, эмоциональном отвержении подростка и т. п.
6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип
дает основу для развития невротических реакций, но по типу на
вязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые дей
ствия). Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя
может развиться и в случае неправильного воспитания по типу
доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа
характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оцен
кам поведения других людей. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием. Однако не
редко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Привя
заны к близким, особенно к матери. Самоуверенность у них соче
тается с нерешительностью, а безапелляционность суждений —
со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в
те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
Провоцирующий фактор — ситуации повышенной ответ
ственности, необходимость быстрого принятия решений.
7. Шизоидный тип. Название данного типа было введено Э. Креч-
мером. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость.
Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве, могут
подолгу молча прислушиваться к беседе. Они не тянутся к сверст
никам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрос
лых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим
людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую на
полнен различными фантазиями, какими-либо особенными ув
лечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они довольно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
Для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблюдается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состояние может необходимость включения подростка в широкое социальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%.
8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо
бенностями личности, которые напоминают изменения при эпи
лепсии. Возникновение данного типа психопатии связывают как с
наследственностью, так и с легкими органическими повреждени
ями головного мозга. Первые проявления относят к детскому воз
расту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить живот
ных, дразнить младших. В детском коллективе ведут себя как дик
таторы, причем их личная власть в таких группах держится в
основном на добровольной покорности других детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя
нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсо
циальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жесто
костью с близкими. Провоцирующий фактор — ограни
чения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональ
ной холодности и жестокого обращения. Распространенность сре
ди подростков —11%.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм,
постоянная неукротимая потребность в получении знаков внима
ния со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом вы
носят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление привле
кать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на ок
ружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в
группах в роли зачинщиков и заводил. Подростки данного типа
часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки само
убийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, осо
бенно публичный, желание продемонстрировать свою исключи
тельность. Провоцирующий фактор — ущемленное само
любие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлет
ворить претензии на исключительное положение и внимание. Рас
пространенность среди мальчиков — 2 — 3%, среди девочек —
несколько выше (по данным Н.Я.Иванова).
10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается,
что при неустойчивом типе неустойчивость относится прежде всего
к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае.
Именно в формировании социально приемлемых форм поведе
ния и деятельности заключается главная проблема подростков,
относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаружи
вают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к
любым, без разбора, а также к безделью и праздности. Они отличаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не думают о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до социального. Провоцирующий фактор — социальная и педагогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21 %.
11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде акцентуации. Главная черта — во всем следовать правилам микро-среды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий фактор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.
Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т. п.
W.2.4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1
Учитывая, что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии. Имея такие данные, следует организовать среду воспитания и развития ребенка таким образом, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача — обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека.
Поскольку в характеристику носителей каждого типа дисгармонического Развития входило описание их личностных, социальных и частично познавательных возможностей, в данном разделе отсутствует описание познавательного И личностного развития подростков с акцентуациями и психопатиями.
Для педагога основным методом в данном случае является изучение социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представителями социума (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей, игровое взаимодействие и т.д.).
Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы: раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка, наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них; реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, изменение состава семьи и т.п.); отношения с различными социальными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми); отношение к учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы, значимость учебных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных с ними переживаний в аспекте оценки своей привлекательности.
Подобная беседа может разворачиваться только на фоне доверительного контакта с подростком. При отсутствии такого контакта не следует настаивать, а отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее.
Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к ухудшению психического состояния и углублению дез-адаптивных расстройств.
Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при затрагивании различных тем.
Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частности, можно назвать «Опросник Т. М.Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18 лет»; «Методику изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»; «Па-тохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», разработанный А.Е.Личко и служащий для определения типов акцентуаций характера и психопатий в подростковом и юношеском возрасте (от 14 до 18 лет); «Подростковый опросник Леон-
гарда —Шмишека» для определения акцентуаций характера (в соответствии с типологией К.Леонгарда) и некоторые другие1.
При своевременном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной ситуации развития).
Отечественный ученый и педагог В.П.Кащенко разделил все методы коррекционной помощи по отношению к «трудным детям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он фактически включал и психологические методы, такие, как коррекция страхов, самокоррекция.
По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:
воспитательная — восстановление положительных качеств личности;
компенсаторная — нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка;
стимулирующая — активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам;
корректирующая — работа по преодолению негативных, вызы-рающих дезадаптацию качеств личности подростка;
регулирующая — стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции.
В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т. п.
Контрольные вопросы и задания
*
1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития. | 2. Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.
3. Опишите принципы построения типологии личности Э.Кречмера.
4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возник
новения.
5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп пси
хопатических расстройств (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков).
6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий при
менительно к детскому возрасту К. Леонгарда.
>': ' См.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под РеД. С.А.Беличевой. - М., 1999.
7. В чем отличие классификации А. Е.Личко от классификации К.Ле-
онгарда?
8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций ха
рактера и психопатий в детском возрасте.
9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармоническо
го развития в детском возрасте.
Литература
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
Лебединская К. С., Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.
Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Рай-городский. — Самара, 1997.
Приложение к разделу IV История развития ребенка с РДА1
В специализированную школу для детей с РДА обратилась за помощью мать девочки Кати Л., которой к моменту обращения было 6 лет 10 мес.
На первичном приеме мать описала особенности развития девочки следующим образом. Когда Кате было три месяца, мать обратила внимание, что девочка ни на что не реагирует: ни на звуки, ни на игрушки, ни на людей. У нее был блуждающий взгляд, она улыбалась сама себе, иногда была сверхспокойной, а иногда могла кричать целый день. Катя пугалась кроватки, сначала любила быть на руках, а потом полюбила быть одна. На мокрые пеленки не реагировала. Плохо ела, плохо набирала вес. Навыки опрятности появились поздно. Мать отмечала, что девочка не фиксировала взгляд на предметах. До года не выделяла мать.
На момент обследования девочка очень избирательна в контактах, с трудом переносит смену обстановки. Не терпит прикосновений, издает внезапные резкие крики. Отвергает любые попытки взрослых чему-то ее научить. Не любит, чтобы рисовали ее рукой. При этом любит листать книжки, смотреть по телевизору музыкальные передачи, по подражанию делает зарядку.
На электроэнцефалограмме отмечаются патологические изменения электрической активности в корковых отделах височной области левого полушария.
Диагноз «ранний детский аутизм» был поставлен в 5 лет. До этого ставили диагноз «задержка психического развития».
С целью подготовки девочки к принятию ситуации школьного обучения были сформулированы коррекционные задачи:
установление эмоционального контакта;
определение возможных направлений обучения;
формирование «стереотипа обучения».
Были разработаны следующие программы, направленные на введение ребенка в ситуацию обучения: 1) следование простейшим инструкциям; 2) имитация движений; 3) соотнесение одинаковых объектов, соотнесение объектов с изображением; 4) различение цветов; 5) следование расписанию занятий, представленному наглядно в виде фотографий и схематических изображений; 6) замена крика и плача как привычных способов выражения своих желаний на социализированные формы запроса о помощи.
Занятия с девочкой проводились 5 раз в неделю в индивидуальной форме, а также в паре с другим ребенком.
"•\ На начало занятий: частичная потеря тонуса во время занятий; не контролирует позу, положение тела в пространстве, валится со стула или ложится на стол, улыбаясь при этом. Для девочки характерна дурашливость: неожиданно может залиться смехом. Периодически отводит глаза вверх вбок и замирает в таком положении с остановившимся взглядом. | Наблюдаются звуковые аутостимуляции в виде мычания.
После трех месяцев занятий повысился психический тонус, однако
временами наблюдается резкое его снижение, что заставляет увеличить
количество «переменок» и заполнить их физкультминутками. В целом же
|У' девочки появился интерес к выполнению учебных заданий. Увеличил-
Ця набор выражаемых ею чувств. Так, при нежелании выполнять задание
девочка активно выражает это, отталкивая предлагаемые предметы; при
•получении желаемого — радуется.
5 На фоне развития эмоционального контакта у Кати наметился прогресс и в развитии других сторон психики. Она научилась выполнять задания на сортировку по признаку «большой —маленький», увеличился диапазон звуков и слогов, которые она произносит по подражанию, улучшилась мелкая моторика и зрительный контроль за выполнением заданий, в частности связанных с четким следованием определенному алгоритму (рисование простейших дорожек, вышивание). При этом более успешно выполняются те задания, которые включают однообразные монотонные последовательные действия.
В то же время сохранилось и своеобразное поведение девочки: она может закричать в любой обстановке, избегает прямого контакта «глаза Вглаза», остаются крики при выполнении повседневных действий, связанных с прикосновением (одевание, раздевание, причесывание), остаются звуковые аутостимуляции, возможны проявления повышенной утомляемости и расторможенности в учебных заданиях.
1 Случай представлен педагогом-психологом ГОУ № 1831 Москвы К.А.Максимовой.