Формула воздействия имиджа
Воздействие имиджа на людей происходит по формуле АГОА. где А (аНепИоп от англ. "внимание") — привлечение внимания, I (ттегезО — пробуждение интересам имиджу, О (оетапа — от англ "требование'', "потребность'') — возбуждение потребности осуществить действие, А (ястюп) — побуждение к совершению действии
Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа привлечение внимания — пробуждение интереса — создание потребности — спровоцированное действие
Человек, согласно И. П Павлову, наделен рефлексом "Что такое^' На этапе привлечения внимания пользуются тем. что реакция человека сильнее на
новизну,
контрастность.
интенсивность чего-либо
С учетом этого дирекция универмага в Стокгольме выплачивает "аховые" гонорары одном} человеку за то. что он несколько раз в день произносит "Ах1" Дело в том, что это "Ах1" точно совпадает с тем. что его коллега по работе выходит из магазина в новом пальто А мимо пробегают любопытные и тщеславные женщины Короткая реплика элегантного мужчины заставляет их желать приобрести точно такое же пальто
При создании имиджа берут за основу разные образцы В наборе средств для привлечения внимания к "звезде", например, используют скандальные истории из ее светской и личной жизни. Но эти скандальные новости привлекают внимание публики чаще всего ненадолго
В число тех же средств входит покупка голосов за бесплатное пиво, хлеб и т п , еще один прием — "разрыв достоверности", когда людям не сообщают полной информации, а берут из нее то, что полезно подчеркнуть именно сейчас. В итоге это и не правда, и не ложь.
Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того. как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая
искусство улыбаться,
постановку голоса.
технику жестов, мимики и поз
Помочь в этом могут имиджмейкеры — специалисты по формированию имиджа В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмои, которой хватит на всех Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действии. Руководитель должен превратиться в послушный объект, так как быть субъектом по отношению к самому себе ему трудно. Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым
Поэтому менеджеру необходимо пройти тренинга на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить технологии "личного ортобиоза", "визуального имиджа" и пр. (см.'[8]).
Во многих случаях имидж менеджера — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.
Великому Гете принадлежат слова, что поведение — это зеркало, в котором каждый показывает себя И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения При выборе модели поведения необходимо учитывать и внешние обстоятельства
Еще Декарт говорил о необходимости быть духовно активным человеком Духовно обедненный человек зависим от внешних условий Чем скорее человек залечивает свои душевные раны, тем успешнее он противостоит жизненным невзгодам. Хотя модели поведения избираются под воздействием многих обстоятельств, лежащих за порогом нашей психики, это не освобождает нас от ответственности за свое поведение. Мера осознания этой ответственности прямо пропорциональна нашей духовной зрелости
Критерии выбора моделей поведения (см [9, с 36])
1. Один из постулатов древнеримского права гласил' "Человек — вещь священная" Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
Итак, модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку
2 Вторым критерием выбора модели поведения можно считать нравственную безупречность При всей склонности людей к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые нормы объяснения ее основных понятий, таких как честноств, справедливость, совестливость Их правильное восприятие и неуклонное соблюдение — гаранты верности выбора модели поведения.
3. Критерием выбора может служить и цель, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель. тем большей побудительной силой она обладает Можно и дробить цель на подцели, чтобы, достигая их. постепенно приближаться к главной цели
4. Следующим критерием можно признать самокритичную оценку собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям или обаятельным, вальяжным бизнесменам.
5 В поведении должна также учитываться и половая отнесенность личности Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так. мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужские силу и обаяние
Нельзя не признать того факта, что нередко эротические ресурсы при создании имиджа используются неэффективно. Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом
В более трудном псчожении обычно находятся женщины Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным удачам Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того. чего достигают
мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки. По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Его испытывают и другие страны. В наше время на роль лидеров успешно претендуют и женщины.
Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действии в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более "уложены" в соответствующие модели, общение обойдется для каждого с минимальными издержками. Как говорил И. П. Павлов, самые сильные раздражители — это люди. Оптимальный выбор модели поведения способен ослабить этот раздражитель. Модель поведения жизненно оправданна тогда, когда она признается достойным способом взаимодействия с людьми, оптимально задеиствуя личностные качества.