Преподавание психологии в XIX веке
Проблема преподавания психологии в школе обсуждается в Европе в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Психологию включали в учебные планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания; это повторялось не один раз. Неудовлетворительное качество преподавания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателейи чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала.
С некоторыми перерывами психология преподается в средних учебных заведениях европейских стран с 1811 г. В XIX в. в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю (цит. по: Попова, 2000, с. 33). Психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.
Психология была частью учебных планов в некоторых школах США начиная с 1830-х гг. Причем формы и содержание преподавания изменялись в зависимости от изменения культурного климата в стране. Еще до появления экспериментальной психологии существовала американская психология, которая преподавалась под названием ментальная философия.Этот курс часто сменялся курсом моральной философии,в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии. Однако эти курсы не были широко распространены. Одним из наиболее популярных учебников по этой донаучной психологии была книга Томаса Апэма «Элементы ментальной философии» (Upham, 1931), которая использовалась в течение более чем 40 лет в колледжах, а в 1941 г. была переиздана в сжатом виде для учащихся старших классов. По крайней мере еще один учебник по психологии для старшеклассников появился в 1840 г.: «Элементы философии ума, приложенные к развитию мышления и чувств», автор — Элизабет Рикод (см. Benjamin, 2001, р. 952). Это лишь два из дюжины американских учебников по ментальной и моральной философии, опубликованные в XIX в., чьи авторы отмечали, что их книги предназначены для средней школы.
Когда стала нарождаться экспериментальная психология, некоторые из авторов переработали свои учебники, включив в них «новую психологию». В учебниках рекомендовались довольно простые эксперименты и аппаратура для преподавания. Подобные эксперименты повышали интерес к изучению психологии, служили иллюстрацией законов и условий умственной активности и таким образом делали объяснения более наглядными. Есть сведения, что за последние 20 лет
28 Глава 2. История преподавания психологии в средней школе
XIX в. количество курсов психологии значительно увеличилось (см. Benjamin, 2001, р. 953). Однако в большинстве школ психология по-прежнему воспринималась как предмет для преподавания в колледже. Экспериментальная психология сформировалась на базе философии, которая обычно рассматривалась как предмет, изучаемый в колледжах. Однако к 1900-м гг. стало очевидным, что ментальная философия все больше заменяется результатами исследований в рамках лабораторной психологии.
Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Они имели двоякую цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе.
Согласно этому уставу, в программу гимназий вводилось обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии. Вводилась штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. В рамках четырехгодичного курса в гимназиях того времени он должен был преподавать целый комплекс предметов. Так, на первом году обучения он преподавал логику и всеобщую грамматику, на втором году обучения — психологию и этику, на третьем году обучения — эстетику и риторику, на четвертом году обучения — естественное и народное право и политическую экономию. При этом устав отводил на эти предметы 18 недельных часов в течение четырех лет обучения, которые в то время составляли срок обучения в гимназии (Рыбников, 1940; Самарин, 1950).
Копируя программу зарубежной средней школы, составители устава не учитывали реальных возможностей отечественной системы обучения. А возможности эти были весьма ограниченны. В начале XIX в. еще не сложилась сама наука психология, не было квалифицированных педагогов, не было учебников, а главное — не было соответствующей подготовки учащихся. Это относилось не только к философии и психологии, но и к другим предметам.
Учеба давалась гимназистам трудно; особенно слабым было преподавание философии и психологии. Обучение носило отвлеченный характер, не было связано с реальной жизнью. Основная деятельность учащихся сводилась к заучиванию. Плохо понимая содержание материала, они заучивали его по учебникам Шада и Лодия, предназначавшихся в качестве пособий для университетов. Но и эти мало подходящие пособия имелись в недостаточном количестве, поэтому часто приходилось прибегать к диктовке материала, который необходимо было усвоить (Рыбников, 1940, с. 92). Министерство образования заказало специальный учебник, который был написан и выпущен профессором Харьковского университета Людвигом Якобом. Этот учебник сначала был опубликован на немецком языке в Риге, впоследствии переведен Бутырским на русский язык и издан в 1812 г. Он был рекомендован Главным правлением училищ в качестве руководства для гимназий.
«Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало следующие разделы: I — «Понятие о психологии»; II — «Порядок, источники и польза опытной психологии»; III — «Литература»; IV — «План сей учебной книги». Помимо введения в книге было три главы: I — «О естестве человека вообще»; II — «Рассмотрение сил душевных»; III — «О разных состояниях у различных людей» (Рыбников, 1940, с. 94).
2.1. Преподавание психологии в XIX веке 29
Таково содержание первой учебной книги по психологии для средней школы. В ней давался материал, соответствовавший уровню развития тогдашней психологии. В книге настоятельно подчеркивалась роль опыта: Якоб был пропагандистом эмпирической психологии.
Однако при усвоении философии и психологии учащимися имели место значительные трудности. Ощущался недостаток квалифицированных учителей, а многие из них были чрезвычайно слабо подготовлены в отношении философской пропедевтики.
Все эти проблемы привели к тому, что через несколько лет учебный план был подвергнут переработке. В 1819 г. Главное правление училищ выпустило дополнительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключаласьиз учебного плана. В учебном плане гимназий из всех предметов философской пропедевтики осталась только логика. В 1828 г. из учебного плана гимназий были исключены все философские предметы (Рыбников, 1940, с. 93).
Таким образом, первая попытка введения психологии как учебного предмета в курс средней школы оказалась неудачной.
Однако элементы психологических знаний преподавались учащимся в курсах словесности и литературы. Примером этого может служить, например, книга Глаголева «Умозрительные и опытные основания словесности» (1834), упоминавшаяся выше. В ней, в частности, трактовались следующие вопросы: «О способностях души», «О талантах художника, стихотворца и вообще писателя», «О тройственности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума». Этот пример показывает, что потребность в психологическом обосновании своего предмета осознавалась словесниками давно.
Первая часть более позднего школьного учебника М. Чистякова «Очерк теории изящной словесности» (1842) содержит рассуждения о душе и ее проявлениях, об изящном и его видах: физически-высоком, нравственно-высоком, грандиозном, чудесно выполненном и т. д. (цит. по: Рыбников, 1940, с. 93).
Само заглавие книги Плаксина «Учебный курс словесности с присовокуплением предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связях мыслей, краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических и поэтических сочинений» уже характеризует роль психологических знаний в характеристике основных элементов словесности (цит. по: Рыбников, 1940, с. 94).
Психология часто преподавалась в рамках курса логики.Строго очерченной программы этого курса вначале не существовало. Содержание курса определялось содержанием учебного пособия. А учебные пособия составлялись таким образом, что часть книги отводилась и элементам психологии. Показателен в этом отношении курс логики, составленный Орестом Новицким. В 1846 г. пособие вышло вторым изданием под названием «Краткое руководство к логике с предварительным очерком психологии». Книга по распоряжению Министерства народного просвещения была принята в качестве учебного руководства в гимназиях Киевского учебного округа.
В книгу по логике автор счел необходимым включить элементы психологии. Во введении автор указывает на необходимость предварительного ознакомления с психологическими понятиями. Этому ознакомлению отводится 60 страниц, т. е. треть всей книги.
30 Глава 2. История преподавания психологии в средней школе
Сначала автор дает представление о жизни человеческой души вообще, затем переходит к характеристике частных проявлений и способностей души.
Глава первая посвящена познавательным способностям. В ней семь разделов: внешнее чувство; внутреннее чувство, или самопознание; способность представлений (восприимчивость, память, воспоминание); фантазия, или воображение; рассудок; разум; совершенства и недостатки познавательных способностей. Во второй главе говорится о способностях чувствительных. Здесь два раздела: телесно-духовные чувствования и чисто-духовные чувствования. Третья глава посвящена желательным способностям: телесное выражение воли; природное расположение; свободная воля; характер.
Фактически в этой вступительной части курса логики учащимся преподносился краткий курс психологии (цит. по: Рыбников, 1940, с. 94).
Еще одно направление преподавания психологических знаний в XIX в. — это философия.Она время от времени появлялась в программе российской средней школы, а затем исчезала из нее.