Преклонный возраст. Общий потенциал жизни человека

С вступлением в этап пожилого возраста, люди вплотную сталкиваются с процессом старения организма. Старение происходит в различных структурах организма – как индивида, личности и субъекта деятельности. При этом стареет прежде всего организм: снижается интенсивность углеводного, жирового и белкового обмена, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Отмечается разрастание соединительной ткани в различных органах, в скелетных мышцах, суживаются сосуды, уменьшается упругость кожи, она становится морщинистой и дряблой. В сугубо психологическом плане старение проявляется в том, что человек перестает следовать целям, поставленным в юности и перестраивает систему ценностей. Осознавая ограниченность сна и жизненного времени, люди начинают просто проводить время, путешествуя или отдаваясь любимым занятиям, занимающим досуг. Одни, в попытке осмысления пройденного жизненного пути как цельного оценивают, что поставленные задачи они выполнили. Другие испытывают разочарование, социальная жизнь в этот период отмечена рядом нарастающих ограничений. Ведь именно в этом возрасте мужчины и женщины выходят на пенсию. Даже если они сохраняют за собой место работы, сам факт признания того, что ты – пенсионер оказывает зачастую стрессогенные воздействия. Проблемы со здоровьем, с детьми и другими членами семьи и родственниками также могут в значительной степени осложнить прохождение данного возрастного периода.

Что касается центральной нервной системы, ее старение происходит неравномерно. В первую очередь снижается подвижность нервных процессов, скорость и сила торможения коры головного мозга. Поэтому пожилые люди часто бывают несдержанны и раздражительны. Далее отмечаются чрезвычайно высокие индивидуальные отличия в функционировании психических процессов: у одних пожилых людей довольно хорошо может быть развита речь и память, а у других наблюдается снижение умственного потенциала и обострение биологических влечений, прежде всего пищевой потребности и потребности во сне.

В период старения чрезвычайно усиливается роль личности, самой «Я – инстанции» в выборе стратегии завершающего этапа жизни. Противостоящий гиподинамике образ жизни, высокая мыслительная активность, умение быть нужным и полезным людям чрезвычайно стимулируют компенсаторные возможности организма: во внутренних органах при этом могут улучшаться обменные процессы, а психические образования (новый смысл жизни, новое самоотношение и отношение к миру) способствуют выработке у человека отстраненно-философского отношения к смерти. Если состояние здоровья и способ функционирования эндокринной (гормональной) системой организма у мужчины остается в пределах физиологической нормы, сохраняется и сексуальная активность при условии наличия полового партнера.

Таким образом, пожилые люди могут жить достаточно полноценной жизнью. Известный швейцарский психолог Карл Юнг (1879 – 1961) считал даже, что самая полноценная жизнь человека начинается после 65 лет, когда основные жизненные задачи решены, вопросы сексуальной жизни утрачивают столь мощное воздействие, как в молодые годы, и человек впервые может всецело посвятить себя духовному самосовершенствованию. В целом же цикл старения состоит из трех стадий: 1) удаление от дел (66–75 лет); 2) старость (после 75) и 3) заключительная фаза жизни, которая либо переходит в старческий возраст и далее – в возраст долгожителей, либо прекращается в связи с болезнями и одряхлением.

Наблюдения показывают, что мощным противоядием от постарения выступает творческая деятельность. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняют высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Вот только некоторые примеры. И.П. Павлов издал свой знаменитый труд «Двадцатилетний опыт изучения животных» в 73 года. Л.Н. Толстой написал роман «Воскресение» в 71 год. Б.Шоу, К.С.Станиславский, Р.Тагор, В.Гете до глубокой старости сохраняли ясность ума, бодрость тела и духа, а выдающийся итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти в возрасте 80 лет воскликнул: «Только сейчас я понял, как надо творить!». Мы можем лишь догадываться, какие вершины мастерства прозрел этот великий художник.

Итак, развитие человека на протяжении всей жизни – это целостный процесс, детерминированный социальными, историческими, биологическими и психологическими факторами. Потенциал человека и его жизни является производной от многих и многих причин и обстоятельств. Однако именно качество человеческой психики, преломленные в личностном «Я» и способах жизнедеятельности определяет качество жизни человека, в какую бы эпоху он ни жил. И если на первых этапах жизни развитие психических функций выступает скорее как следствие их созревания, то в юности, во взрослый период и далее функционирование психики обусловлено прежде всего самостоятельными усилиями человека. Можно сказать, что потенциал человеческой жизни есть результирующая от его усилий и доступного потенциала среды.

По мере становления личности созревает целостность, гармоничность, интегрированность разных свойств человека в его уникальное неповторимое «Я». Психологическими исследованиями установлено: существует значительное сходство в особенностях проявления и развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте. Человек всегда похож на себя, хотя не всегда равен себе. Поэтому вполне позволительно говорить об определенном стиле жизни.

Система приоритетов (первоочередных задач), привычек, определенных черт характера, поведения и способов деятельности и составляет стиль жизни. А стиль жизни предопределяет ее потенциал.

Перспективы человека и его жизни задаются многими переменными: состоянием здоровья, общей и специальной одаренностью, условиями жизни, стечением благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, спецификой исторической и социокультурной ситуации, материальными возможностями и лишениями. Однако весь опыт психологической науки свидетельствует: возможности самосовершенствования человека, в сущности, безграничны. Они определяется прежде всего уровнем интеллекта человека и системой его ценностных смыслов, а также солидарной деятельностью и поддержкой других людей. Ведь каждый из нас несет в себе проблемы и достижения всего человечества. Будем же достойны высокой миссии быть на планете Земля людьми!

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Укажите временные границы ранней юности и ее основное психологическое содержание

2. Перечислите важнейшие предпосылки успешного прохождения молодыми людьми этого возрастного этапа.

3. Дайте определение общей психологической цели молодых людей в возрасте ранней юности.

4. Чем объясняется повышенная тревожность в возрасте ранней юности?

5. Перечислите и объясните типичные личностные черты молодых людей в возрасте ранней юности.

6. Дайте психологический анализ феномена «первой любви».

7. Проанализируйте психосоциальные показатели признания личностной зрелости молодых людей в возрасте ранней юности.

8. Раскройте двойственность социального положения молодого человека в этот период.

9. Проанализируйте психологические отличия в дружбе между юношами и девушками.

10. Опишите психические процессы и состояния, свойственные ранней юности, а также становление мировоззрения как стержневую перспективу личностного развития.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А., Петкова Т. Беседы с психологом. Киев.: Издательский дом «Свет», 2003. – 208 с.

2. Гофруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1., Т.2. – М.: Мир, 1992.

3. Психология: Учебник. Под ред. Проф. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.

4. Дж.Баттерворт, М.Харрис. Принципы психологии развития / Пер.с англ. – М.: Когито-Центр, 2000.

5. Эриксон Э. Детсво и общество. – Изд 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – ЛГУ, 1969.

[1] Подробное описание см. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000.

Наши рекомендации