Социальные факторы риска развития в группе исследуемых
Социальный фактор риска | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Низкое образование | ||
Безработица | ||
Асоциальный образ жизни | ||
Мать-одиночка | ||
Многодетная семья |
Данные таблицы 5 показывают, что важнейшие причины, по которым дети не могут жить в семьях, - это безработица и асоциальный образ жизни. Несомненно, все упомянутые факторы тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Желательно было бы уточнить фактор низкого образования родителей. Приходится признать, что 2/3 родителей воспитанников ДР были воспитанниками специальных школ, образование остальных не выше основного. Ремесло приобрели только 12 человек из родителей 34 детей. Это раскрывает не только проблемы помещенных в учреждения опеки детей, но и недостаточное внимание к решению вопросов качества жизни (занятости, интеграции, социальных услуг и т.п.) людей со специальными потребностями.
Результаты исследования психосоциального развития
С помощью теста DISC исследовались экспериментальная и контрольная группы до и после эксперимента, посвященного развитию выражения эмоций у воспитанников ДР. Это позволило оценить изменения в психосоциальном развитии (табл. 7). Тест DISC также оценен как валидация эксперимента.
Т а б л и ц а 7
Изменение психомоторного развития экспериментальной и контрольной групп
Сфера развития | До эксперимента | Разница между | После эксперимента | |||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | До эксперимента | После эксперимента | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Σ | Х | Σ | Х | Σ | Х | Σ | Х | |||
ММ | 0,92 | 3,02 | 0,09 | 0,33 | 2,68 | 3,10 | ||||
ВР | 2,07 | 2,43 | 0,12 | 0,41 | 4,59 | 3,18 | ||||
ЭР | 1,90 | 2,53 | 0,65 | 0,22 | 2,72 | 2,87 | ||||
ОМ | 2,31 | 3,46 | 0,04 | 0,09 | 4,53 | 3,29 | ||||
СВ | 1,59 | 2,67 | 0,00 | 0,07 | 2,60 | 2,88 | ||||
ЗВ | 1,65 | 2,78 | 0,01 | 0,26 | 3,91 | 3,08 | ||||
СО | 1,99 | 2,66 | 0,00 | 0,31 | 3,60 | 3,18 | ||||
СР | 1,37 | 2,52 | 0,01 | 0,03 | 1,90 | 2,91 |
Примечание. Σ – сумма набранных балов по тесту; Х – частота показателя признака; р – показатель, являющийся статистически значимым, если его значение находится в пределах от 0 до 0, 05.
По тесту DISC первичного исследования экспериментальная и контрольная группы различаются между собой в сферах общей моторики, слухового восприятия, зрительного восприятия, формирования навыков самообслуживания (самостоятельная еда, пользование туалетом и т.д.), социального развития. В результате сравнения групп между собой после экспериментального исследования статистически зеначимая разница между экспериментальной и контрольной группами обнаружена в сфере социального развития (рис.4). Это единственная сфера развития, где изменения были установлены и между группами, и в каждой из групп до и после эксперимента.
Рис.4. Разница оценки показателей социального развития между группами
Можно утверждать, что целенаправленное воздействие более всего влияет на расширение социального развития. Определенно, что по параметрам социального развития экспериментальная и контрольная группы различались и до эксперимента (р=0,01) и после эксперимента (р=0,03). В этой сфере статистически значимая разница между оценками социального развития до эксперимента и после эксперимента наблюдались и в каждой из групп (экспериментальная группа р1=0,00, контрольная группа р2=0,01), где р1 – разница оценки развития в экспериментальной группе до и после эксперимента, р2 – разница оценки развития в контрольной группе до и после эксперимента. Следует отметить, что социальное развитие наиболее статистически значимо увеличилось в контрольной группе. Между первым и вторым исследованием с помощью теста DISC детей контрольной группы взяли на летний период на опеку в семьи, поэтому их социальный опыт, а тем самым и показатели социального развития значительно улучшились. Эксперимент по своему содержанию и методике был максимально приближен к естественным домашним условиям, и все же идентичных для домашней среды условий создать не смогли. Дети контрольной группы испытали влияние реальности социальной среды, поэтому показатели их социального развития улучшились значимо. Однако это позволяет утверждать, что расширение социального опыта и воспитание в естественной среде побуждает социальное развитие воспитанников ДР.
Считаем, что статистически значимая разница во всех сферах развития в течение второго исследования показывает валидность и универсальность инструментария: уровень психомоторного развития определяется у детей, воспитуемых не только в обычной обстановке (в семьях), но и у детей, развитие которых происходит в неестественной обстановке.
Оценивая изменения психосоциального развития между мальчиками и девочками экспериментальной и контрольной групп, мы установили статистически значимую разницу после эксперимента (рис.5).
Рис.5. Изменение социального развития девочек и мальчиков
Дети экспериментальной группы методом кластерного анализа были распределены на три кластера. Первая группа (А) была названа как группа детей с замедленным психическим развитием, вторая группа (В) – дети, для которых характерно неуточненное нарушение интеллекта, третья группа (С) – дети, для которых характерна тенденция нарушений поведения и эмоций.
Самые заметные изменения происходили в группе В, в том числе и в сфере социального развития. Самое значимое влияние педагогический эксперимент оказал на детей с неуточненным нарушением интеллекта, которые составляют самую большую часть воспитанников ДР. Показатели их психомоторного развития улучшились в сфере моторики, речи, сенсорики и социального развития. Считаем, что эти результаты не случайны. Эксперимент расширял эмоции, одну из существенных двигательных сил психосоциального развития. Интеллектуальные процессы специально не поощрялись, и это оказалось значимым, т. к. именно для детей с неуточненным нарушением интеллекта прогресс развития динамики был наиболее значимым. Результаты исследования доказывают, что у детей с неуточненным нарушением интеллекта благодаря психосоциальному развитию побуждаются начала интеллектуальной деятельности. Это особенно важная мысль для специалистов, стремящихся к расширению когнитивных процессов, при воспиатнии детей с нарушениями интеллекта.
Исследуемые были распределены на 2 группы: 1-я группа – дети 12-18 месяцев и 2-я группа – дети 19-24 месяцев. Данные исследования позволяют утверждать, что психосоциальное развитие, как и другие сферы развития, наиболее значимо изменялось во второй группе. Это значит, что возраст 19-24 месяцев является сенситивным возрастом для сферы не только психомоторного развития, но и психосоциального. С другой стороны, значимые изменения в развитии детей этого возраста можно оценить и как прыжок в развитии, который характерен для норамльно развивающихся, проживающих в семьях детей в конце первого и начале второго года жизни. Этот факт показывает, что психомоторное и психосоциальное развитие детей, воспитуемых в учреждениях опеки, запаздывает по сравнению с характерной для этого возраста нормой развития.
По группам риска развития дети были распределены на 5 групп: 1-я группа – дети с малым весом рождения; 2-я группа – недоношенные дети; 3-я группа – группа риска из-за вредных привычек родителей; 4-я группа – дети с неврологической симптоматикой; 5-я группа – дети с соматическими заболеваниями.
Результаты исследования психосоциального развития в аспекте групп риска развития раскрыли, что не во всех группах риска развития происходила положительная динамика.
Больше всего изменений зафиксировано в группах детей, родившихся с маленьким весом, недоношенных и с неврологическими нарушениями (рис. 6). При оценке по тесту DISC не установлено, оказал ли эксперимент влияние на психосоциальное развитие детей 3-й и 4-й групп, поскольку небольшое число исследуемых в этих группах не раскрывает возможных и в литературных источниках упоминаемых закономерностях.
Рис. 6. Особенности психосоциального развития по тесту DISC в аспекте групп риска развития
Стимулирующий материал теста ориентирован на раскрытие когнитивного интеллекта и речевого развития в отдельные возрастные периоды. Поэтому данный тест не отражает результатов экспериментального исследования, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта. Предполагали, что социальное развитие в раннем возрасте отражает качество эмоционального развития ребенка. Эта предпосылка подтвердилась, т.к. в оценке социального развития статистически значимые изменения между экспериментальной и контрольной группами были установлены. Таким образом, тест DISC может быть использован как диагностическое средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Все же качество психосоциального развития ребенка не является самостоятельной сферой развития. Определенно, что оно коррелирует с другими сферами развития, значимыми для развития как психосоциального, так и когнитивных процессов (табл. 8).
Оцененные после экспериментального исследования корреляции социального развития с другими сферами развития изменились. Тесная связь социального развития с формированием восприятия речи, слухового и зрительного внимания, навыков самообслуживания остается, и это открывает новые возможности для нормализации развития ребенка.
Т а б л и ц а 8