Нарцисстическое личностное расстройство 4 страница
Иногда нарцисстические личности переносят такие ипохондрические концепции на своих детей и пытаются найти у них аналогичные формы нарушений. Такой ход мыслей характерен для пациентов, игнорирующих телесный Self.
Лица с нарцисстическим личностным расстройством не позволяют сильным чувствам достигать сознания.
Либидо при нарциссизме теряет связь с телесностью и инвестируется в egо. Отрицание собственной телесности разрушает отношения к внешнему миру. Трансформация энергии либидо в энергию egо активизирует включение в различные активности по усилению собственного имиджа, приобретению власти, силы, денег. Процесс роста своего имиджа приносит удовлетворение. Тем не менее, наличие одного лишь социального имиджа, основанного на достижениях, не делает человека личностью с нарцисстическими особенностями. Нарцисстическое расстройство диагностируется тогда, когда человек основывает личную идентичность на социальном имидже.
В развитии нарциссизма участвуют макросоциальные и семейные факторы. Макросоциальными факторами являются характеристики современного общества. В традиционном обществе большой акцент делался на прочных связях внутри семьи, на взаимном участии в жизни друг друга. Связи носили "клановый" характер и распространялись на более широкий круг родственников, знакомых. Схемы поведения родителей передавались детям, что обеспечивало успешность их адаптации в течение длительного времени. В современном обществе эти особенности взаимоотношений утрачены. Семейные связи стали более слабыми, это находит отражение в значительном уменьшении времени, проводимого в семье, большом количестве неполных семей, в частой смене брачных партнеров.
Современное общество характеризуется значительно большим количеством изменений в различных областях жизни. Это требует развития других адаптационных навыков, не нужных в традиционном обществе. Ситуация отражается на детях, которые не получают прежнего внимания. Современные родители уделяют детям меньше времени, чем это было 50 лет назад.
В сегодняшней семье ребенок не получает, начиная с очень раннего периода своего развития, адекватной эмоциональной поддержки и достаточного количества положительных эмоциональных реакций. Он нуждается в позитивном эмоциональном контакте с людьми, и, прежде всего, с теми, кто находится в его микросоциуме. Даже при наличии положительного отношения к ребенку, заботы об удовлетворении его биологических и физиологических потребностях, эмоциональный компонент взаимоотношений выпадает. Положительный эмоциональный контакт ограничивается несознательно, а потому, что родители загружены работой, заботой и другими проблемами. Они выделяют какое-то время для контакта с ребенком, но оно не соответствует его биологическим потребностям. Происходит задержка развития, которая касается формирования идентичности. Возникает особый вид патологии, которому разные авторы, занимающиеся этой проблемой, дают разные названия: "дефицитарный Self", "основная недостаточность", "некогезивный Self", "фрагментарный Self". Помимо эмоциональной недостаточности, все вышеперечисленные факторы способствует развитию личностных расстройств кластера В, в особенности НЛР.
Существенное значение в возникновении НЛР имеют особенности вербального периода в развитии ребенка, касающиеся непосредственно преэдипального, эдипального и постэдипального периодов. Речь идет об определенных типах воспитания. Одним из них является "престижное воспитание", считающее основной функцией ребенка демонстрацию благополучия, успеха и известности семьи. Поэтому большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок был на высоте, умел представить себя с наилучшей стороны, и особенно при встречах со знакомыми, друзьями и т.д. Ребенка демонстрируют как куклу, которую хорошо одевают. Он обязан показывать глубокие знания в какой-то области и отвечать на тематические вопросы. Очень важна его способность поражать воображение окружающих своей развитостью, интеллектом, навыками. Ребенок это чувствует и быстро усваивает значение умения произвести впечатление.
Ребенок также усваивает и неуверенность в отношении к себе родителей. Он не получал в раннем возрасте достаточного эмоционального подкрепления и продолжает не получать его, но в данной ситуации включается компонент искусственности эмоциональных проявлений. Формирование важной для ребенка экзистенциальной сферы нарушается. Он не знает, любит его мать или нет, на фоне того, что чувство любви у него не очень развито. Любовь родителей оказывается тесно связанной с впечатлением, которое он производит на окружающих. В дальнейшем это распространяется не только на умение произвести впечатление, но и на способность добиться поставленных целей, включая хорошую успеваемость в школе. Ребенок понимает, что любовь родителей носит условный характер, и его любят за успехи и достижения.
У ребенка воспитывается чувство гиперответственности, не свойственной его возрасту. Подчеркивается его "особость" и непозволительность делать то, что делают сверстники. Его загружают ответственностью соответствовать родителям, не разрушить их социальный имидж. Развивается озабоченность необходимостью создания имиджа. "Престижное воспитание" требует от ребенка превосходства над другими. Его занятия музыкой, спортом не рассматриваются как хобби. Удовольствия игнорируются. Важно добиться успеха, признания, славы, быть первым.
Поскольку ребенок не может быть всегда первым, он терпит поражения, которые начинает скрывать. Так он обучается обману. Привычка говорить только о своих успехах требует сокрытия негативной информации. Чтобы доказать свою "особость", он демонстрирует сильную волю и показывает, что может сделать то, что не могут сделать родители. Одним из негативных вариантов доказательства может стать голодание, которое рассматривается как способ самоутверждения. Таким образом он стягивает на себя внимание родителей (Bruch, 1978).
На развитие нарцисстических нарушений влияют особые ситуации, которые усиливают проявление нарцисстических признаков. Одним их таких вариантов является резкое изменение социального статуса, когда семья, которая делает ставку на престижное воспитание, не зависимо от ребенка, теряет престиж. Ребенок это чувствует, возникает психическая травматизация с развитием психологической защиты в виде стремления к созданию имиджа в ущерб всему остальному. В дальнейшем выбирается общество, которое поддерживает такое поведение.
Несомненную помощь в диагностике нарцисстического расстройства оказывает знание диагностических критериев, содержащихся в DSM- IV:
1. Реакция на критику чувствами ярости, стыда или унижения (даже если эти чувства внешне не выражаются).
2. Эскплуатативность в межличностных отношениях с использованием других для достижения своих целей.
3. Грандиозное чувство самозначимости, основанное на преувеличении своих достижений и способностей и стремлении быть замеченным и "награжденным" за качества "особого" человека без достаточных на то оснований.
4. Убежденность в том, что его/ее проблемы уникальны и могут быть поняты только "особыми" людьми.
5. Сверхзанятость фантазиями неограниченного успеха, силы, красоты или идеальной любви.
6. Чувство избранности, нерациональные ожидания особенно благоприятного отношения к себе.
7. Потребность в постоянном внимании и восхищении.
8. Отсутствие эмпатии, проявляющееся в неспособности распознать и пережить чувства других людей, например, удивление и раздражение в случае отмены встречи другом/подругой даже по причине серьезного заболевания.
9. Сверхзанятость чувством зависти.
В диагностике нарцисстического расстройства используется шкала нарцисстических черт (Plakun,1990):
1. Он\она могут испытывать чрезвычайную злость, если другие критикуют их действия.
2. Он\она выходят из себя в случае незначительных недоразумений и замечаний, которые при рациональном к ним отношении не должны вызывать отрицательных чувств.
3. В случае набора сотрудников он\она обращают внимание, прежде всего, на способность этих людей выполнять намеченные только ими цели, исключающие оправдание и преследование собственных интересов.
4. Стремление общаться с людьми, обладающими исключительной привлекательностью, талантом или успехом.
Появление этого пункта связано с исследованиями Plakun (1990), показавшими наличие у нарцисстической личности стремления общаться с суперавторитетным человеком с целью "присоединения" его Self'а к своему.
5. Ощущение того, что другие люди не отдают себе отчета в его/ее настоящих способностях.
6. Утверждение, что он\она получают поддержку от других в связи с наличием у них исключительных навыков и уникальных способов понимания ряда вещей.
7. Трудности в нахождении людей, достойных их доверия, т.к. эти люди недостаточно умны для того, чтобы оценить их уникальные качества.
8. Трудности в нахождении людей, способных понять их проблемы, поскольку эти проблемы чрезвычайно сложны и уникальны.
9. Наличие фантазий, связанных с достижением признания.
10. Ожидание совершенных любовных отношений, несмотря на наличие факта отсутствия таких отношений у лиц, входящих в круг их близкого окружения.
11. Сильное раздражение, возникающее как следствие необоснованных, с их точки зрения, действий мелких бюрократов, предъявляющих различные несущественные требования, например, нарушение правил парковки, штраф за задержку книг в библиотеке и пр.
12. Позволительность нарушения общепринятых правил в общественных местах, включая требования немедленного обслуживания в ресторанах, нежелания стоять в общей очереди в кассу и пр., т.к. свое личное время они считают наиболее ценным.
13. Фиксация на вызывающем внимание стиле одежды и стремление получать комплименты в связи с этим.
14. Нетерпение к людям, которые говорят о своих проблемах.
15. Раздражение по поводу способности других находить объективные причины для объяснения нарушенных соглашений и невыполнения обязанностей, включая болезнь.
16. Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное большими, чем у них успехами окружающих на различных этапах обучения.
17. Отчетливая зависть к более привлекательным или более успешным в жизни людям.
Большое значение в развитии нарцисстического расстройства имеет ранний детский период. В качестве одного из механизмов возникновения этого вида нарушения рассматривается процесс соблазнения, который закладывает основу, позволяющую ребенку чувствовать себя "особым и уникальным". В дисфункциональной семье ребенок уже в детстве ощущает недостаток эмоционального отношения к себе, нежелание взрослых проводить с ним время, он чувствует "отбрасывание" и унижение. Нарцисстическая личность формируется в случае совмещения унижения и соблазнения ребенка. Соблазнение происходит от латинского "seducere" – отходить в сторону, положить в другое место. Соблазн заключается в том, что на каком то раннем этапе жизни мать начинает проявлять к ребенку усиленное специфическое внимание. Это особое внимание и является соблазном, который определяется как использование ложного утверждения или обманного обещания с целью заставить другого делать то, что необходимо соблазнителю. Обещание может быть высказано прямо или может подразумеваться и носить скрытый характер. Часто родители используют обещания, которые четко не формулируются. Ребенок стимулируется обещанием особой любви и особого отношения со стороны родителей, а, на самом деле, он не получает ни того, ни другого. Испытывая недостаток любви и привязанности, ребенок начинает переживать их в своих фантазиях.
Процесс соблазнения в отношениях матери с сыном строится на эксплуатации раннего эротизма в Эдипальных переживаниях, а в отношениях матери с дочерью – на чувстве особой близости. Зачастую в этой "игре" используются противопоставления одного из детей другому родителю, брату или сестре. "Эксклюзивный" ребенок воспитывается в атмосфере особой исключительности. В его сознание косвенным образом имплантируется ощущение собственной значимости и "особости".
Между родителем и ребенком создается особая обстановка интимности, характер которой ребенок дофантазирует в соответствии со своим возрастом. Процесс соблазнения происходит чаще всего в возрасте от 3 до 6 лет. Создаваемое искусственно особое отношение накладывается на уже существующую эмоциональную депривацию. И, если в ранний период его детства на него не обращали внимания, то в более поздние периоды развития родители начинают многовариантную игру. Это могут быть слова, которые выделяют его как особого, противопоставления его кому-то другому, возведение ребенка в положение взрослого человека с нагрузкой несвойственными возрасту проблемами. Например, мать, доверяя ребенку интимные подробности своей жизни, делает его советчиком в этих вопросах. Формирующийся в процессе соблазнения "комплекс особости" включает в себя следующие моменты:
1. Ребенок считает, что ему все доступно, он может считать себя взрослым, т.к. ему доверяют как взрослому. Возникает ощущение "всемогущества", не соответствующее действительности.
2. У ребенка возникает "комплекс всезнайки". Ему кажется, что он все знает, во всем разбирается. Значимость отношений родителей друг к другу недооценивает, считая, что всего важнее внимание к нему.
3. У ребенка возникает комплекс того, что им восхищаются и ему поклоняются.
Более глубокий анализ этих атрибутов показывает, что лица с нарцисстическими нарушениями в реальной жизни относятся к себе как к маленьким богам. Это отношение поддерживается окружающими, которые видят их такими в течение определенного времени.
Особенность происходящего заключается в том, что этот процесс носит имажинативный характер. А, поскольку, он строится на воображении, то он, естественно, иллюзорен. Так, например, одна из пациенток с нарцисстическим расстройством вспоминала: "Я всегда думала, что я особая. Мне говорили, что я могу достичь всего, чего захочу, если буду стараться. И я многого достигла. Правда, у меня есть проблемы личного характера, которыми я недовольна".
Психолог с нарцисстическими особенностями так описывал свои ощущения: "Я – особый человек, поэтому все на меня обращают внимание и завидуют мне. Это чувство особости заключается в том, что я, как профессионал, знаю все секреты людей, которые обращаются ко мне за помощью. Я чувствую себя управляющим марионетками, дергающим за веревочки и знающим, что будет дальше".
Отсутствие необходимых эмоциональных переживаний отражается не только на психологическом, но и на соматическом состоянии человека с нарцисстическими особенностями. Снижается уровень его телесных ощущений, возникает некоторое отчуждение от собственного тела.
Один из пациентов описывал свое состояние примерно так: "Я иногда удивляюсь, разглядывая себя. Возникает ощущение, что я не имею к своему телу никакого отношения".
Такие состояния сопровождаются возникновением чувства значимости одной лишь психической сферы с отнесением природы соматической сферы к более "низкому" уровню. Поэтому в случае возникающего у девочек подростков отказа от еды важно своевременно диагностировать наличие в их личностном профиле нарцисстического компонента. Целью отказа от еды в данном случае является ощущение победы над своим телом. Относя себя к категории лиц с развитой волей, девочки считают свое поведение образцом победы над своими слабостями и испытывают чувство гордости оттого, что они голодают. Они относятся к отказу от еды как спортивному достижению и голодают до кахексии.
В таком поведении усматривается желание подростков продемонстрировать родителям то, что они недооценивают своего ребенка, который, хотя и не может конкурировать с ними, но может заставить таким образом обратить на себя внимание.
Воспитание, которое приводит к развитию нарциссизма, содержит в себе определенную специфику. Лица с нарцисстическими нарушениями воспитываются в семьях с характерными моделями воспитания.
В одной из таких моделей доминирующая мать воспитывает в ребенке чуство всевластия, особости, больших возможностей, но требует при этом чтобы он вел себя определенным образом, многое запрещая ему. У ребенка формируют чувство обязанности быть на высоте и не подвести мать. Между ребенком и матерью присутствует тесная взаимосвязь.
Отец, как правило, не принимает должного участия в воспитании и часто является фигурой, которая периодически отсутствует и не вмешивается в семейные дела.
На каком-то этапе, примерно тогда, когда ребенку исполняется 4-5 лет, отец возвращается. Он налаживает тесные отношения с матерью, и ребенок начинает чувствовать себя брошенным матерью, которая предала его, в связи с новыми отношениями с отцом. У ребенка возникает чувство покинутости, поскольку связь с матерью нарушилась. Ощущение психологического комфорта, обусловленное положением принца в семье, исчезает. Появляется дискомфорт, избавлением от которого служит возврат ребенка к детским инфантильным переживаниям и воспоминаниям того времени, когда ему было хорошо. Он фиксируется в воображении на этих переживаниях и не может избавиться от них. Таким образом формируется психологический механизм развития нарциссизма, который постепенно переходит в подростковое и во взрослое состояние в мало изменяющемся виде.
Вторая модель воспитания используется родителями из внешне благополучных семей, в которых отсутствуют достаточно последовательные отношения эмоцинальной поддержки ребенка. Родители, чаще всего мать, стараются использовать ребенка как объект демонстрации благополучных семейных отношений. Ребенок выступает как витрина семьи. Его способности показывают в случаях прихода гостей и торжественных событий. Ребенка хорошо одевают, он демонстрирует особые знания и навыки. Например, ему внушают, что он/она должны быть музыкантом и заставляют музицировать в присутствии гостей. Другого ребенка просят проявить артистические способности, продекламировать, сыграть какую-то роль, рисовать и пр. Взрослые поддерживают эту игру и хвалят ребенка. Ситуация импринтируется и переходит в разряд постоянных. Казалось бы, все идет хорошо, но механизм, направленный на поражение, включён. Ребенку "прививается" необходимость постоянного разыгрывания определенной роли, в противном случае он не получит к себе должного отношения. Если ребенок не справляется с ситуацией, или бастует, отказываясь играть в предложенную ему игру, его осуждают, унижают и наказывают прямо или косвенно.
Третья модель, которая ведет к развитию нарцисстических нарушений, характеризуется наличием элементов престижного воспитания и эмоционально теплых отношений к ребенку. Ему оказывается эмоциональная поддержка, но основной акцент делается на престиже. Через некоторое время ситуация резко меняется. Появляется какой-то новый фактор, который полностью разрушает прежнюю ситуацию, делает ее совершенно иной. Одной из таких причин может быть потеря семьей престижа. Членов когда-то образцовой семьи, на которых обращали внимание и с которыми хотели поддерживать отношения, теперь стали бояться и избегать. Те, кто раньше приходил в гости, приносил подарки и восхищался им, изменили к нему свое отношение. Ребенок чувствует эту ситуацию и у него возникает сильная психологическая травма. Такая травматизация приводит к реакции гиперкомпенсации. У ребенка формируется нарцисстическая защита, с помощью которой он старается преодолеть сложившуюся ситуацию.
Согласно исследованиям Plakun (1990), нарцисстические расстройства у женщин, по сравнению с мужчинами, характеризуются большей частотой установления внешне симбиотических отношений с другими людьми. Женщины стремятся к симбиозам, увеличивающим их признанность обществом и с этой целью они включают "Я" партнера в свое собственное "Я". Возникающие при этом отношения носят экстернализированный характер, являясь фасадом, привлекательным для других. Особой глубины в межличностных отношениях с партнером при этом не возникает из-за страха интимности. Каждая из сторон в этих отношениях существует сама по себе.
Одним из факторов, осложняющих психоаналитическую коррекцию нарцисстических пациентов, по мнению Freud'a, является отсутствие переноса. Классические психоаналитики оценивают перенос как эмоциональное сердце анализа, поэтому необходимо, чтобы такой перенос происходил. Отсутствие переноса у этой группы пациентов обусловлено их чрезмерной поглощенностью собой. Они отказываются от переноса также потому, что воспринимают его как поражение и необходимость отказа от самозначимости.
Изучая шизофрению, Freud пришел к выводу, что заболевание представляет собой патологический феномен, в котором проявляются нарцисстические механизмы, покольку при этом нарушении либидо полностью оторвано от внешних объектов, например, от людей, от каких-то других ситуаций и направлено внутрь человека, на его egо. По этой причине налаживание каких-либо контактов становится невозможным даже в фантазиях. Точка зрения Freud'a впоследствии вошла в психоаналитическую концепцию шизофрении.
Психотерапия лиц с нарцисстическими особенностями требует преодоления нарцисстических сопротивлений. Для осуществления поставленной задачи Freud рекомендовал постоянные повторения для того, чтобы многократно конфронтировать пациента с его эгоцентризмом и чувством превосходства. Необходимо постоянно демонстрировать пациенту, что его позиция лишена смысла, и что он напрасно ждет от специалиста какого-то особого отношения к себе, так как его стремление пользоваться привилегиями на самом деле не имеет достаточных оснований.
Можно пытаться разрушать грандиозность пациента путем использования шуток, иронического подхода, попыток формированиия у него юмористического отношение к себе. К сожалению, это не всегда удается. В ответ сам пациент может стать саркастическим, агрессивным и проявить издевательское отношение к аналитику.
Обращенность либидо внутрь, характерная для нарцисстических пациентов, приводит к сравнительно частому появлению у них ипохондрических идей. Это одна из черт нарциссизма, на которую не обращается внимания в современных классификациях. Лица с нарцисстическими особенностями часто думают, что они страдают тяжелой болезнью и начинают фиксироваться на неприятных ощущениях в теле. Они могут подолгу рассматривать себя в зеркале, находя признаки особой бледности, круги под глазами, считая это признаками нездоровья. Вместе с тем, свойственная нарцисстическим личностям ипохондричность, связанная с придуманными ими нарушениями, не проявляется по отношению к действительно существующим у них заболеваниям. Если у нарцисстического пациента развивается настоящая болезнь, он долго не обращает на неё никакого внимания, игнорируя её признаки. Наряду с этим, у этого же человека выступают черты ипохондричности к воображаемым болезням.
Современный взгляд на терапию нарцисстических личностных расстройств изменился. Коhut (1973) обращает внимание на то, что с нарцисстическими пациентами следует обращаться не так, как рекомендовали классические психоаналитики. За фасадом грандиозности пациентов необходимо видеть самодеструктивность. Эта особенность приводит к легкости возникновения состояний отчаяния. Попытки конфронтации этих пациентов с ситуациями, которые демонстрируют их неадекватность, отсутствие достоинства и т.д., не дают положительных результатов, приводят к отказу от психотерапии или развитию состояний агрессивности, нарцисстической ярости с последующей депрессией. Поэтому автор рекомендует значительно более осторожный подход к этим людям, считая, что при психотерапевтическом контакте следует не разрушать основное ядро грандиозности, а стараться каким-то образом использовать то, что предлагает сам пациент. Следует работать над улучшением адаптации, не разрушая структуры личности, а обращая внимание на решение конкретных проблем в отношениях с людьми.
По мнению Коhut, нарцисстические пациенты в процессе контакта с психотерапевтом могут идеализровать его. При этом используется механизм, в соответствии с которым пациент выбирает какую-нибудь фигуру и старается слиться с ней, руководствуясь принципом, что он – это мое идеальное Я. Аналитик может стать таким идеальным Я для пациента, поскольку он с ним не конкурирует. Некоторые пациенты видят в психотерапевте зеркало, которому можно все рассказать и получить обратную реакцию в виде отражения своих действий, концепций и пр. Когда зеркальное отражение разрушается, они оказываются в изоляции. Ответом является отрицательная реакция. Иногда пациент видит в психотерапевте какие-то черты, напоминающее ему самого себя. Это двойниковое отношение также может быть использовано в процессе психотерапии.
Проведение психоаналитической терапии с нарцисстическими пациентами обычно затруднено. В разговоре с аналитиком они, фактически, слушают самих себя. Интерпретации аналитика не воспринимаются или воспринимаются формально и поверхностно. Создается впечатление, что, приходя на терапию, эти пациенты делают одолжение аналитику. Специалисту следует опасаться контртрансференса с негативным отношением к пациенту.
Нарцисстической личности трудно наладить контакт с психотерапевтом из-за страха обнажить свою слабую сторону. Часто возникают ситуации, при которых человек обращается за помощью и сразу же включает нарцисстический механизм. У аналитика возникает вполне уместный вопрос о том, зачем человек обратился к нему? Вместо ответа на вопрос включается ролевое поведение. Пациент придумывает причину прихода, далекую от истинной, так как не может позволить себе сказать правду и продемонстрировать слабые стороны своей личности. Правда связана с угрозой разрушения его системы ценностей. Трудно признать, что кто-то превосходит его хоть в чем-то.
Коррекционные подходы к нарциссизму во многом определяются исходными теоретическими предпосылками об этиологии и развитии этого процесса, с учетом основного расхождения между концепциями Kohut'а и Kernberg'а. Как уже указывалось, Kohut рассматривал патологический нарциссизм как следствие развития, имея в виду, что процесс созревания происходит вначале нормально, а затем встречается с затруднениями в удовлетворении нормальной потребности в идеализации (Kohut, 1971, 1984).
Kernberg (1976, 1984) анализирует нарциссизм структурально, считая, что нарушение возникает очень рано, в результате чего у субъекта закрепляются примитивные форы защиты. Процесс отличается от нормы в большей степени качественно, чем количественно.
В целом нарцисстическая личность, по Kohut'у, метафорически является "растением", рост которого в критические периоды был задержан недостатком воды и солнечного света. Нарцисстическую личность, по Kernberg'у, можно, соответственно, сравнить с растением, которое мутировало в гибрид (Kernberg, 1989).
McWilliams (1994) указывает, что эти различные теории приводят к разным подходам в терапии. Следуя названным метафорам, сторонники Kohut'а акцентуируют внимание на необходимости предоставить "растению" большее количество воды и солнечного света. Приверженцы концепции Kernberg'а предлагают "обрезать" отклоняющиеся от основного ствола латеральные части для того, чтобы "растение" стало нормальным.
Сторонники Kohut'а акцентируют внимание на значении постоянной эмпатической связи аналитика с переживаниями пациентов и благожелательного, искреннего восприятия их идеализации или девальвации.
Последователи Kernberg'а фиксируются на постоянной конфронтации с феноменом грандиозности и систематической интерпретации психологических защитных реакций. Kernberg (1975) в то же время предупреждает об опасности последствий столкновения с нарцисстическим пациентом, принимая во внимание значение латентного состояния дефамации (принижения, очернения). Поэтому Kernberg подчеркивает важность работы с негативным трансференсом и помощи в развитии у нарцисстической личности адекватной заботы и чувства вины по отношению к тем, кого нарцисс бездумно травмирует.
McWilliams (1994) и ее коллеги, исходя из собственного опыта работы с нарцисстическими пациентами, пришли к заключению, что рекомендации Kohut'а более применимы по отношению к пациентам со значительно выраженными расстройствами погранично-психотической ранжировки. Автор считает, что нарцисстические пациенты, столкнувшись в процессе терапии с отсутствием эмпатии у аналитика, чувствуют себя опустошенными. Единственным способом "залечить" эту рану является необходимость выражения специалистом искреннего сожаления и сочувствия.
Ранние психоаналитики, как и Freud, считали, что нарцисстические пациенты не способны к формированию трансференса, так как вся их либидинозная энергия направлена внутрь, на Self. Этим объяснялась крайняя затруднительность аналитической терапии. Современная теория признает образование трансференса нарциссами, но подчеркивает, что этот трансференс отличается от развиваемого другими пациентами.
Уже в начале терапии аналитик фиксирует отсутствие интереса пациента к интерпретациям трансференса. Вместе с тем, нарцисстические личности проявляют сильные реакции на аналитика. Им свойственна его идеализация или, наоборот, принижение. Своеобразие этих реакций в том, что они не анализируются пациентами и существуют как бы сами по себе. Вопросы аналитика о том, как пациенты относятся к нему и воспринимают его, вызывают реакции раздражения или смущения. Пациентов выводит из себя проявление интереса к ним. Реакции трансференса, как правило, настолько эго-синтонны, что становятся недосягаемыми для исследования. Попытки отделить их реакции от egо не всегда успешны. В любом варианте идеализации или девальвации аналитика нарцисстические пациенты продолжают испытывать убежденность в первичной объективности своих оценок. Все действия аналитика воспринимаются лишь в плане подтверждения исходно положительного или отрицательного отношения к нему.