Значение наследственности и среды

Так как темперамент зависит от общих свойств нервной сис­темы, то условия, от которых зависят эти общие свойства, долж­ны влиять на развитие темперамента. Воздействия среды могут лишь в незначительной степени влиять на изменение типа нерв­ной системы (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин).

Но все-таки возможность изменения типа нервной системы не исключается. Конечно, происходит это относительно редко и, главным образом, под влиянием очень сильных и продолжитель­ных стимулов: травмы, инфекции или сильного жизненного по­трясения. Таким образом, воспитание в принципе не влияет на темперамент. В то же время изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойствен­ный данному человеку темперамент. Речь идет о привычках и навыках, характере, интересах и мотивах, которые зависят от воспитания и среды.

Темперамент, однако, подобно всем свойствам человека под­вержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с про­цессом созревания нервной и других систем организма. На основе изучения типов нервной системы у детей различного возраста (работы В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса) были выведены опреде­ленные закономерности.

Во-первых, на раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой. Слабость процесса возбуждения прояв­ляется в малой выносливости нервной системы, быстром утомле­нии. Показатель слабости процесса возбуждения — заторможен­ность действий под влиянием посторонних раздражителей (отвлекаемость внимания у младших школьников). Начиная с 7-8 лет различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже нет.

Во-вторых, в первоначальный период развития наблюдается также неуравновешенность нервных процессов (возбуждение пре­обладает над торможением). Дошкольники и младшие школьники своим поведением напоминают холерика. Эта неуравновешенность постепенно уменьшается, и в возрасте 12 лет ребенок в этом от­ношении не отличается от взрослого.

В-третьих, в раннем возрасте подвижность нервных процессов невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабли­ваются к новым условиям, легче переучиваются, чем дети дошко­льного возраста.

Приведенные выше описания темпераментов показывают, что каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует.

Воспитание должно не изменять, а учитывать свойства темпе­рамента. Правильное воспитание должно состоять в том, чтобы в процессе формирования личности использовались характерные для данного индивида свойства темперамента: укреплялись те его особенности, которые могут быть полезными в известных ситуа­циях, и выравнивались, ослаблялись нежелательные проявления поведения ребенка.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладе­ние своим поведением и будет означать формирование положи­тельных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темпера­мент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (взгляды, интересы), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отноше­ние лишь к динамической стороне деятельности. Характер нее неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента пре­терпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойст­ва могут привести к различным свойствам характера в зависи­мости от условий жизни и деятельности. При соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой сла­бого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной систе­мой.

Во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обу­словлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатыва­ются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических ка­честв, для другого — другие.

При любом темпераменте можно развить все ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств су­щественно зависят от темперамента.

Таким образом, ставить вопрос о ценности того или иного темперамента с точки зрения общественной ценности индивида неправомерно.

Наши рекомендации