Значение наследственности и среды
Так как темперамент зависит от общих свойств нервной системы, то условия, от которых зависят эти общие свойства, должны влиять на развитие темперамента. Воздействия среды могут лишь в незначительной степени влиять на изменение типа нервной системы (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин).
Но все-таки возможность изменения типа нервной системы не исключается. Конечно, происходит это относительно редко и, главным образом, под влиянием очень сильных и продолжительных стимулов: травмы, инфекции или сильного жизненного потрясения. Таким образом, воспитание в принципе не влияет на темперамент. В то же время изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному человеку темперамент. Речь идет о привычках и навыках, характере, интересах и мотивах, которые зависят от воспитания и среды.
Темперамент, однако, подобно всем свойствам человека подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания нервной и других систем организма. На основе изучения типов нервной системы у детей различного возраста (работы В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса) были выведены определенные закономерности.
Во-первых, на раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой. Слабость процесса возбуждения проявляется в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении. Показатель слабости процесса возбуждения — заторможенность действий под влиянием посторонних раздражителей (отвлекаемость внимания у младших школьников). Начиная с 7-8 лет различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже нет.
Во-вторых, в первоначальный период развития наблюдается также неуравновешенность нервных процессов (возбуждение преобладает над торможением). Дошкольники и младшие школьники своим поведением напоминают холерика. Эта неуравновешенность постепенно уменьшается, и в возрасте 12 лет ребенок в этом отношении не отличается от взрослого.
В-третьих, в раннем возрасте подвижность нервных процессов невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям, легче переучиваются, чем дети дошкольного возраста.
Приведенные выше описания темпераментов показывают, что каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует.
Воспитание должно не изменять, а учитывать свойства темперамента. Правильное воспитание должно состоять в том, чтобы в процессе формирования личности использовались характерные для данного индивида свойства темперамента: укреплялись те его особенности, которые могут быть полезными в известных ситуациях, и выравнивались, ослаблялись нежелательные проявления поведения ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (взгляды, интересы), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер нее неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. При соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой.
Во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.
При любом темпераменте можно развить все ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента.
Таким образом, ставить вопрос о ценности того или иного темперамента с точки зрения общественной ценности индивида неправомерно.