Открытие» бессознательного: 3. фрейд и психоанализ
Основатель психоанализа — невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд(Фройд) (1856—1939) родился в многодетной семье торговца шерстью из Моравии (Австро-Венгрия). Рано проявил выдающиеся способности и любовь к чтению. Закончил Венский университет с медицинским дипломом. Сначала изучал мозг человека и нервные болезни. Позже под влиянием известного врача Шарко и давлением материальных проблем начинает изучать истерию. С этого момента Фрейд увлекается исследовательской деятельностью. В частности, исследует влияние гипноза, что поможет ему разработать собственный терапевтический метод — метод «свободных ассоциаций».Отказывается от чисто физиологического объяснения психических процессов. Изучая неврозы и психические отклонения, Фрейд создает теорию психоанализа,которая у него со временем приобретает философский статус.
Основные работы 3. Фрейда: «Толкование сновидений» (1899), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Клинические случаи» (1924), «Будущее одной иллюзии» (1927).
Главное философское достижение Фрейда — «открытие» в человеческой психике сферы бессознательного.Классическая философия изучала преимущественно сферу сознания. Бессознательное (подсознательное) хотя и было известно западным философам, но все же долгое время оставалось в тени. Фрейд ставит его в центр своего учения, что для западной науки было новым. Однако для восточной философии (буддизм, йога и др.) пристальное внимание к сверх-и подсознанию было традиционным. Поэтому данное достижение Фрейда надо понимать как нечто достаточно относительное.
Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза), Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности. В ней выделяются три уровня: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
—Первый (нижний) уровеньобозначается термином «Оно». Это нижняя сфера бессознательного— «кипящий котел» неосознаваемых влечений и инстинктов. Важнейшие из них: инстинккт жизни (Эрос) — стремление к самосохранению и продолжению рода, что кульминирует в сексуальном влечении (либидо), и инстинкт смерти (Танатос) — агрессивная сила, назначение которой Фрейд усматривает в уравновешивании раздражений, вызываемых инстинктом жизни. «Оно» руководствуется принципом удовольствия, который особенно характерен для животных и детей в раннем возрасте.
— Второй уровеньобозначается понятием «Я». Это сфера сознания— маленькое пламя свечи в огромном темном подвале бессознательного. «Я» формируется как «оттиск» внешней реальности, при этом зависит от влечений и инстинктов «Оно». Хотя Фрейд не отрицает некоторую самостоятельность сознания («Я»), которое руководствуется принципом реальности (т.е. способно отказываться от удовлетворения желаний), тем не менее он полагает, что «Оно» является подлинным скрытым двигателем «Я». И сознание это далеко не всегда осознает.
— Третий уровеньпсихики — «Сверх-Я» — это высшая сфера бессознательного,которая формируется воспитательными запретами, социальными и моральными нормами. «Сверх-Я» — источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании, например, как совесть.
Таким образом, психика человека — арена постоянной борьбы высших и низших бессознательных сил. Если побеждает «Оно», человек теряет свой культурный, моральный облик, так как «Я» подчиняется и стремится к постоянной реализации бессознательных влечений «Оно». Если побеждает «Супер-Эго», влечения и инстинкты ограничиваются. «Я» торжествует над «Оно». Это, так сказать, нормальное состояние психики. Человек, считает Фрейд, должен стремиться расширить контроль «Я» над «Оно».
Однако тут его подстерегает серьезная опасность. Если равновесие между бессознательными влечениями и социоморальными нормами нарушается, «загнанные в угол» инстинкты начинают «мстить». В психике человека разгорается конфликт, приводящий к неврозу или психологическому срыву. Их источник, говорит Фрейд, — сфера бессознательного. Восстановление нарушенного равновесия — главная цель психоанализа. Какова его принципиальная схема?
Во-первых, необходимо установить причину психологического конфликта личности, которая находится где-то в глубинах бессознательного. Следовательно, психоанализ — это анализ бессознательного. Проводится он с помощью гипноза или метода свободных ассоциаций,когда по снам, оговоркам, непроизвольным действиям, забывчивости и т.д. выявляется деструктивная психическая сила, о которой пациент, как правило, и не подозревает (ведь она находится вне сферы сознания). Во-вторых, чтобы устранить действие этой силы (фактора психологической дестабилизации), необходимо ее из сферы «Оно» перевести в сферу «Я». Здесь опять важна роль психоаналитика, помогающего осознать, что именно терзает пациента (техника трансфера). Осознав и пережив заново травмирующую психику ситуацию, пациент избавляется от действия деструктивной бессознательной силы.
Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождении неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо).Уже в раннем детстве, считает он, ребенок имеет спонтанные, неосознанные эротические устремления. Направляются они на ближайший объект — личность матери. Но постепенно «Сверх-Я» подавляет это влечение. Так возникает «Эдипов комплекс», влияющий на психику человека в течение всей жизни. Это положение фрейдизма во многом спорно. Последователи Фрейда (Юнг, Адлер, Фромм и др.) критиковали его за чрезмерное преувеличение роли психосексуального влечения. Действительно, Фрейд совершенно неоправданно оставляет без внимания другие мощные силы и факторы, влияющие па психический мир человека.
Чисто медицинскую теорию психоанализа Фрейд пытается распространить на сферу социокультурной жизни человека (мифология, религия, искусство и т.д.). Исходная идея та же самая: влияние неосознанных влечений.Главное понятие — «сублимация»,т.е. перевод психической энергии инстинктов в сферу деятельности — художественной, религиозной, научной и т.д. С этой точки зрения, вся культура предстает продуктом сублимации.
Идеи Фрейда, принятые сначала настороженно и даже враждебно, со временем нашли своих приверженцев и горячих сторонников. Постепенно формируется психоанализ— широкое движение прежде всего врачей-психотерапевтов и психологов, воспринявших психоаналитический метод Фрейда. Но отождествление фрейдизма и психоанализа (как научно-философского течения) не совсем справедливо. Психоанализ — общее течение, объединяющее теории 3. Фрейда, неофрейдистов, А. Адлера, К. Юнга, Ж. Лакана и других исследователей.
Ученик Фрейда Альфред Адлер(1870—1937) переосмысливает теорию своего учителя и создает «индивидуальную психологию». Главной силой психического мира человека оп считает не сексуальное влечение, а «волю к власти».Личность, говорит он, развивается между двух полюсов: с одной стороны, «комплекс неполноценности» как следствие прежних неудач; с другой, — стремление к самоутверждению. Невроз — результат чрезмерного переживания своей неполноценности.
Соратник и популяризатор теории Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг(1875—1961) также начинает переосмысливать исходные принципы основателя психоанализа. Его не устраивает фрейдовское понимание бессознательного и завышенная роль либидо как сексуального влечения. Либидо,по его мнению, есть общее проявление бессознательной и сознательной жизни личности. Это есть некий поток психической энергии, который либо преодолевает преграды, либо откатывается назад, создавая неврозы. Центральное понятие Юнга — «коллективное бессознательное» и его образы (архетипы).Оно есть основа индивидуальной психики, так как формируется в течение человеческой истории и передается по наследству.
Австрийский психолог Вильгельм Райх(1897—1957) пытается па основе синтеза марксизма и фрейдизма выработать собственную теорию происхождения неврозов. По его мнению, деструктивная психическая энергия порождается не человеком, а обществом, которое препятствует реализации естественных инстинктов человека. Поэтому необходима сексуальная революция.Если бы Райх дожил до конца XX в., то, возможно, понял бы, что так называемая сексуальная революция (а если называть вещи своими именами — падение нравов) вместо решения проблем только их умножила.
В конце 30-х годов появляется неофрейдизм (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).Его представители отходят от концепции бессознательного и развивают преимущественно социокультурные аспекты фрейдизма.