От автора. Избранные лекции по психотерапии
M. E. Литвак
Из Ада в Рай
Избранные лекции по психотерапии
учебное пособие
Ростов-на-Дону
«ФЕНИКС»
ББК Ю952
Л64 УДК 615.856 (071)
Рецензент доктор медицинских наук В. А. Балязин
Редактор Г. И. Медведева
Л 64
Литвак М.Е.
Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии/Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 448 с.
ISBN 5-222-00037-0
В учебном пособии дан обзор основных направлений современной психотерапии с кратким описанием технических приемов, а также раскрыты психотерапевтические идеи в отдельных философских трудах, художественных произведениях, мифологии и Библии. Отражен оригинальный подход автора к лечению больных неврозами, психологическому консультированию и преподаванию психотерапии.
Рассчитано на врачей-психотерапевтов, психологов, педагогов. Будет интересно и широкому кругу читателей.
Л 4108110000-0010 4МО(03)-97
ББК Ю952
ISBN 5-222-00037-0
© Литвак М.Е., 1997 © Оформление. Изд-во «Феникс», 1997
Содержание
От автора
Часть I. Современные психотерапевтические
направления
Лекция 1. Место психотерапии в современной
жизни
Лекция 2. Предшественники: Сократ, У.Джемс
Лекция 3 Классический психоанализ: З.Фрейд,
К.Г.Юнг, А.Адлер
Лекция 4. Другие школы психоанализа: В.Райх,
Ф.Перлс
Лекция 5. Другие школы психоанализа
(продолжение): К.Хорни, Э.Фромм
Лекция 6. Поведенческая психотерапия:
Б.Ф.Скиннер
Лекция 7. Гуманистическое направление:
А.Маслоу, К.Роджерс
Лекция 8 Экзистенциальный анализ
и логотерапия: В.Франкл
Лекция 9. Групповая психотерапия: Д.Л.Морено
Лекция 10. Трансактный анализ: Э.Берн
Лекция 11. Когнитивная терапия: А.Бек
Часть II. Психотерапевтические идеи в философии, литературе и религии
Лекция 12. Психотерапия и философия: Л.А.Сенека .
Лекция 13. Психотерапия и философия (продолжение): А.Шопенгауэр, Ф.Ницше
Лекция 14. Психотерапия и «Божественная комедия»
Данте
Лекция 15. Психотерапия и «Евгений Онегин»
А.С.Пушкина
Лекция 16. Психотерапия и древнегреческая
мифология
Лекция 17. Психотерапия и Ветхий завет
Лекция 18. Психотерапия и Евангелие от Матфея
Литература
От автора
Философы древности определяли человека как животное, которое умеет смеяться. Юмор тесно связан с интеллектом, особенно с его творческой частью. Поэтому несерьезно делать серьезные дела с серьезным видом. А человек с серьезным лицом представляется мне несерьезным по сути. Ничего путного с ним не придумаешь и не сделаешь. Для меня идеалом ученого и человека является мой научный руководитель профессор Борис Дмитриевич Петраков. Сколько я с ним общался, столько и смеялся. А ведь он автор нескольких десятков монографий. Да и подготовил 30 докторов и 49 кандидатов наук. Дай Бог ему здоровья! Как только я начал смеяться, у меня пошли книги и начали защищаться ученики. Да и метод психосмехотерапии родился.
Поэтому людям, которые редко смеются, я бы не советовал приобретать эту книгу. Она вызовет у них возмущение ненаучностью изложения, эклектизмом, отсутствием четкого плана и т.д. Не стоит ее приобретать и тем, кто доволен своей жизнью и улучшать ее не хочет.
Еще Цицерон говорил, что каждый оратор должен знать, что, выходя на трибуну, он должен чему-то научить, повести за собой и доставить наслаждение. Думается, и любая книга должна выполнить эти три задачи. Ведь если книга ничему не учит, то незачем ее читать. Если после ее прочтения поведение человека не изменилось в лучшую для него сторону, то ее нельзя назвать полезной. А доставлять наслаждение необходимо, ибо тем самым ты выказываешь свое уважение слушателю и читателю.
Так вот, я буду доволен, если эта книга выполнит хотя бы третью задачу. Если даже ничему не научу, если вы и не пойдете за мной, то наслаждение, которое вы получите от прочтения книги, немного улучшит ваше настроение и, следовательно, здоровье.
Книга написана для начинающих психотерапевтов, и идея создания принадлежит моим ученикам. С 1980 г. у меня начали формироваться представления о современной психотерапии и одновременно я стал ее преподавать на факультете усовершенствования врачей. Врачи-психиатры слушали меня внимательно, но когда начиналась групповая психотерапия, вели себя весьма скованно, не раскрывались. Тогда я стал привлекать к занятиям врачей других специальностей. Эти были побойчее. Через некоторое время в состав учебной группы я ввел больных неврозами и психосоматическими заболеваниями. Дело пошло веселее.
Конечно, я старался, чтобы курс соответствовал учебным программам и имел высокий научный уровень, а состав слушателей вынуждал меня проводить занятия так, чтобы материал был доступен не только профессионалам, но и людям, по своей деятельности далеким от медицины. Постепенно у меня стало получаться. Больные были довольны, так как им все было понятно. Да и ознакомившись с трудностями нашей работы, они как— то прониклись идеей психотерапии. В конечном итоге остались довольны и профессионалы. Они сразу получили технику работы с больными без необходимости сложного перевода психологической и психиатрической терминологии на доступный язык, язык, который был бы понятен пациентам и всем тем, кто нуждается в психологической помощи.
Лекции и тренинги я стал записывать на магнитофон. Теперь вот прослушиваю запись. При подготовке данной работы я прочел много учебников и руководств по психотерапии. Это хорошие книги. В них все написано правильно. Но понятны они только профессионалам. Я сам, когда был начинающим, испытывал чувство растерянности, самостоятельно изучая психиатрическую, психологическую и психотерапевтическую литературу. Спасибо учителям и старшим товарищам. Они меня поддержали, сказав, что и у них было то же самое. Очень хотелось бы, чтобы эта книга хотя бы частично освобо-
дила начинающих врачей от такого чувства и от необходимости часто ездить на дорогостоящую учебу (хотя бы ко мне).
На этом учебном пособии нет грифа «Рекомендовано министерством...», так как не хотелось тратить ни времени, ни душевных сил на хождение по кабинетам. Вот если тираж разойдется и будут получены благоприятные отзывы, тогда можно попытаться добиться этого грифа.
А теперь несколько слов о названии книги. Оно навеяно «Божественной комедией» Данте. Ад — это то, что творится в душах моих подопечных, когда они обращаются за помощью. Пройдя через Чистилище лечения и психологической коррекции, они попадают в Рай счастливой жизни.