Социально-психологические особенности общения в браке
Лекция 10 Разновидности общения: типы, виды и состояния общения
Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].
Типы общения
Характер общения – это типыобщения. Предметная направленность общения – это виды общения.
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.
1. деловое и игровое;
2. безлично-ролевое и межличностное;
3. духовное и утилитарное;
4. традиционное и инновационное.
Деловое | Игровое |
|
|
ролевое | межличностное |
|
|
традиционное | инновационное |
|
|
Виды общения
Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.
Политическоеобщение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
Религиозноеобщение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
При научномобщении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
В экономическомобщении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.
Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение “лицом к лицу” (face to face). Варианты микрообщения – диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10–12 человек [3].
Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).
Социально-психологические особенности общения в браке
Брак и семью отличает очень высокий уровень ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.
В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.
Состояния общения
В отличие от типологии общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.
Главным критерием различия состояний общения является понятие его обычности или необычности. Обычность выступает синонимом нормативности или общепринятости. Отступление от обычности может быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или аномальности человеческого общения.
Праздничное общение характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.
Необычно и общение политического лидера или артиста с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.
Необычно и состояние спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой – особая значимость стимулирующего влияния имени на человека [4].
К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение [5].
Иными словами, состояние человеческого общения – приподнятое или приземленное, возбужденное или подавленное, стимулирующее или дезориентирующее (например, паника) – является не только его существенной качественной характеристикой, но и фактором его изменения, функционирования и развития.
Рекомендуемая литература
1. Мальковская, И.А. Духовное общение как социальное явление. Автореф. дис. … канд. социол. наук / И.А. Мальковская. – Л., 1977.
2. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М., 1979.
3. Социология: хрестоматия. – М., 1997.
4. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М., 1983.
5. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М., 1980.