Требования к уровню освоения содержания дисциплины
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов отделения заочного обучения
Тобольск, 2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета ТГПИ имени Д.И. Менделеева
ББК 81.432.1-923
А 64 Антоникова Л.Е.Курс по выбору «Аналитическое чтение»: Учебное пособие для студентовотделения заочного обучения. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – 91 с.
Пособие содержит материалы, необходимые для успешной подготовки к государственному экзамену по английскому языку в части, предусматривающей стилистический анализ текста. Данные материалы включают аутентичные тексты, систему аналитических заданий, методические рекомендации по их выполнению, стилистический глоссарий. Пособие предназначено для самостоятельной и аудиторной работы студентов отделения заочного обучения.
Рецензенты: кандидат филол. наук, доцент; А.М. Тимофеева.
кандидат филол. наук, доцент. Л.Н. Шаповалова.
© Антоникова Людмила Егоровна, 2008
© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008
Содержание.
I. Учебная программа по дисциплине «Курс по выбору «Аналитическое чтение»…....4
II. Учебно-методические материалы по дисциплине «Курс по выбору «Аналитическое чтение»……………………………………………………………………………………………..16
РазделI. Джон Фаулз «Коллекционер»…………………………………………………...16
РазделII. Ирвин Шоу «Вечер в Византии»………………………………………………25
Раздел III. Юджин О'Нил «Долгий день уходит в ночь»…………………………….….35
Раздел IV. Юджин Найда «Морфология» …………………………………………..….. 47
Раздел V. Антология «Push» ……………………………………………………………. 54
Раздел VI. Джером Дэвид Сэлинджера «Над пропастью во ржи» ……………...……. 59
Раздел VII. Дополнительные тексты для самостоятельного анализа ……………...… 68
Раздел VIII. Глоссарий литературных и стилистический терминов …………………. 85
III. Методические рекомендации для студента при изучении дисциплине
«Курс по выбору «Аналитическое чтение» ………………………………………... 89
IV. Материалы для промежуточного контроля по дисциплине
«Курс по выбору «Аналитическое чтение» ………………………………………... 90
I. Учебная программа по дисциплине «Курс по выбору «Аналитическое чтение».
Курс по выбору «Аналитическое чтение» изучает произведения современной англоязычной прозы и драматургии.
Курс включает рассмотрение таких проблем, как тематика художественного произведения, его тон и атмосфера, композиционные элементы, психологический портрет и речевые партии персонажей, особенности авторского языка и стиля.
Цели и задачи дисциплины.
Курс посвящен изучению художественного текста путем общефилологического и собственно лингвистического анализа.
Цельюданного курса является всестороннее и сознательное усвоение студентами материала по курсу «Аналитическое чтение» с последующим использованием приобретенных знаний, умений и навыков в преподавательской деятельности.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с текстом изучаемых произведений на языке оригинала;
- осветить проблематику и идейное содержание изучаемых произведений;
- систематизировать основные направления анализа и интерпретации текста.
Изучение данного курса способствует решению типовых задач профессиональной деятельности:
В области учебно-воспитательной деятельности:
• осуществление процесса обучения иностранному языку в соответствии с образовательнойпрограммой;
• планирование и проведение учебных занятий по иностранному языку с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
• использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
• реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
В области культурно-просветительной деятельности:
• формирование общей культуры учащихся;
В области научно-методической деятельности:
• выполнение научно-методической работы.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
После изучения дисциплины студенты должны
знать:
v содержание изучаемых художественных текстов с последующим его изложением на языке оригинала;
v основные направления общефилологического и стилистического анализа текста;
v лингвистическую терминологию и фразеологию, используемую в интерпретации текста;
иметь представление:
v о связи зарубежной литературы с системой лингвистических дисциплин;
v об основных направлениях и тенденциях современного литературного процесса;
v об идейно-психологическом содержании современной американской драмы;
владеть умениями и навыками:
v реферирования прочитанного с использованием территориально и стилистически дифференцированной лексики;
v структурно-композиционного анализа;
v стилистического анализа языка персонажей;
v изложения собственного отношения к прочитанному.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы ВО1 (3,5)
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр III | Семестр IV |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Изучение аутентичных текстов пособия | |||
Выполнение прилагаемых аналитических заданий | |||
Изучение глоссария стилистических терминов | |||
Изучение дополнительных текстов с их последующим стилистическим анализом | |||
Виды итогового контроля | зачет | зачет |
3. Объем дисциплины и виды учебной работы (ВО2, ВО3) (ВО2 - ВО3 для 3,5)
Виды учебной работы | Всего часов ВО2+ВО3 | Семестр V ВО2 (3,5) | Семестр VI ВО3 (3,5) |
Общая трудоемкость дисциплины | 56+56 | ||
Аудиторные занятия | 8+8 | ||
Лекции | 4+4 | ||
Практические занятия | 4+4 | ||
Самостоятельная работа | 48+48 | ||
Изучение аутентичных текстов пособия | 6+6 | ||
Выполнение прилагаемых аналитических заданий | 14+14 | ||
Изучение глоссария стилистических терминов | 12+12 | ||
Изучение дополнительных текстов с их последующим стилистическим анализом | 16+16 | ||
Виды итогового контроля | зачет | зачет |
3. Объем дисциплины и виды учебной работы ВО1 (5,5)
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр V | Семестр VI |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Изучение аутентичных текстов пособия | |||
Выполнение прилагаемых аналитических заданий | |||
Изучение глоссария стилистических терминов | |||
Изучение дополнительных текстов с их последующим стилистическим анализом | |||
Виды итогового контроля | зачет | зачет |
3. Объем дисциплины и виды учебной работы ВО2 (5,5)
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр IX | Семестр X |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Самостоятельная работа | |||
Изучение аутентичных текстов пособия | |||
Выполнение прилагаемых аналитических заданий | |||
Изучение глоссария стилистических терминов | |||
Изучение дополнительных текстов с их последующим стилистическим анализом | |||
Виды итогового контроля | зачет | зачет |
4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины (ВО1-3,5 ВО1-5,5) и виды занятий.
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Лекции | Практические | Лабаратор. |
Роман Д.Фаулза «Коллекционер» | - | - | |||
Пьеса Ю.О'Нила «Долгий день уходит в ночь» | - | - | |||
Роман И.Шоу «Вечер в Византии» | - | - | |||
Роман Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» | - | - |
Разделы дисциплины ВО2 (3,5) и виды занятий.
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Лекции | Практические | Лабаратор. |
Ю.Найда «Морфология» | - | ||||
Антология «Push» | - |
Разделы дисциплины ВО3 (3,5) и виды занятий.
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Лекции | Практические | Лабаратор. |
Стилистический глоссарий | - |
Разделы дисциплины ВО2 (5,5) и виды занятий.
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Лекции | Практические | Лабаратор. |
Современная британская проза | - | - | |||
Литературное творчество Д.Фаулза | - | - | |||
Современная американская драма | - | - | |||
Литературное творчество Ю.О'Нила | - | - | |||
Ю.Найда «Морфология» | - | - | |||
Антология «Push» | - | - | |||
Стилистический глоссарий | - | - |
4.2. Содержание разделов дисциплины.
4. 2.1. Лекционный курс.[1]
Семинары | № лекции | Раздел, тема учебного курса, содержание лекции | Кол-во часов |
V | Раздел 1. (ВО2 – 3,5). Юджин Найда «Морфология». Биографическая справка. Общие тенденции американ- ской дескриптивной лингвистики. | ||
Раздел 2. (ВО2 – 3,5). Антология «Push» История создания антологии. Обзор ее жанрового многообразия. | |||
VI | Раздел 1. (ВО3 – 3,5). Стилистический глоссарий. Системный обзор стилистических приемов. | ||
IX -X | Раздел 1. (ВО2 – 5,5). Современная британская проза. Литературные тенденции, проблематика и специфика развития британской прозы второй половины XX века. | ||
Раздел 2. (ВО2 – 5,5). Литературное творчество Д.Фаулза Тема 1. Творческая индивидуальность Д.Фаулза. Роль творчества писателя в развитии мирового литературного процесса. | |||
Тема 2. Роман Д.Фаулза «Коллекционер». Анализ композиции романа, особенностей авторского языка и стиля. | |||
Раздел 3. (ВО2 – 5,5). Современная американская драма. Традиции реализма в современной американской драме. Тенденции и специфика развития американской драматургии 2-ой половины XX века. | |||
Раздел 4. (ВО2 – 5,5). Литературное творчество Ю.О'Нила. Развитие традиций психологической драмы в творчестве Ю.О'Нила. Композиционно-стилистический анализ драмы «Долгий день уходит в ночь». | |||
Раздел 5. (ВО2 – 5,5). Ю.Найда «Морфология». Биографическая справка. Общие тенденции американ- ской дескриптивной лингвистики. | |||
Раздел 6. (ВО2 – 5,5). Антология «Push» История создания антологии. Обзор и стилистический анализ ее жанрового многообразия. | |||
Раздел 7. (ВО2 – 5,5). Стилистический глоссарий Системный обзор стилистических приемов. |
4.2.2 Практические занятия[2]
№ занятия | Наименование темы практического занятия | Раздел, тема дисциплины | Кол-во часов |
Интерпретационный и стилистический анализ текста Д.Фаулза (отрывок из романа «Коллекционер»). | Раздел 1. (ВО1 – 3,5)(ВО1 – 5,5). Роман Д.Фаулза «Коллекционер». | ||
Интерпретационный и стилистический анализ текста Ю.О'Нила (отрывок из драмы «Долгий день уходит в ночь»). | Раздел 2. (ВО1 – 3,5)(ВО1 – 5,5). Пьеса Ю.О'Нила «Долгий день уходит в ночь». | ||
Интерпретационный и стилистический анализ текста И.Шоу (2 отрывка из романа «Вечер в Византии»). | Раздел 3. (ВО1 – 3,5)(ВО1 – 5,5). Романа И.Шоу «Вечер в Византии». | ||
Интерпретационный и стилистический анализ текста Роман Д.Сэлинджера (отрывок из романа «Над пропастью во ржи»). | Раздел 4. (ВО1 – 3,5)(ВО1 – 5,5). Роман Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». | ||
Морфологический анализ текстов Ю.Найды (отрывок из книги «Морфология»: дескриптивный анализ). | Раздел 1. (ВО2 – 3,5). Ю.Найда «Морфология». | ||
Интерпретационный и стилистический анализ рассказа из антологии Push. | Раздел 2. (ВО2 – 3,5). Антология «Push» | ||
Лексические, синтаксические и фонетические синтаксические средства | Раздел 1. (ВО3 – 3,5). Стилистический глоссарий |
4.2.3. Задания для самостоятельной работы.
Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения | Перечень домашнего задания и других вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Формы контроля |
ВО1 (3,5 – 5,5) по два семестра. Раздел2. Роман Д.Фаулза «Коллекционер». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XIV, стр.) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста Д.Фаулза. (учебных материалов) | Сообщение на практическом занятии | ||
ВО1. Раздел2. Пьеса Ю.О'Нила «Долгий день уходит в ночь». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XV) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста Ю.О'Нила | Сообщение на практическом занятии | ||
ВО1. Раздел3. Романа И.Шоу «Вечер в Византии». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XIII) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста И.Шоу | Сообщение на практическом занятии | ||
ВО1. Раздел4. Роман Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XVII) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста Д.Сэлинджера | Сообщение на практическом занятии | ||
ВО2 (3,5) семестрV. Раздел1. Ю.Найда «Морфология». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-IX) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста Ю.Найда | Сообщение на практическом занятии | ||
Анализ дополнительного текста Ю.Найда (учебные материалы,) | Представление письменного варианта анализа на зачете | ||
ВО2 (3,5) семестрV. Раздел2. Антология «Push» | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XIII) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста рассказа «Я знала одного мальчика» | Сообщение на практическом занятии | ||
Анализ дополнительного текста Ю.Найда (учебные материалы) | Представление письменного варианта анализа на зачете | ||
ВО3 (3,5) семестрVI. Раздел1 «Стилистический глоссарий» | Изучение глоссария литературных и стилистических терминов (учебно-методические материалы пособия) | Сообщение на практических занятиях | |
Составление индивидуального стилистического глоссария текстов: Д.Фаулза, Ю.О'Нила, И.Шоу, Д.Сэлинджера | Представить глоссария на зачете | ||
ВО2 (5,5) семестры IX-X. Раздел5. Ю.Найда «Морфология». | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-IX) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста Ю.Найда | Обсуждение вариантов интерпретации в ходе лекции-беседы | ||
Анализ дополнительного текста Ю.Найда учебным материалам пособия | Представить письменный вариант анализа на зачете | ||
ВО2 (5,5) Раздел6. Антология Push | Письменное выполнение аналитических заданий учебных материалов пособия (I-XIII) | Проверка письменного варианта выполнения | |
Выполнение заданий по смысловой и стилистической интерпретации текста рассказа «Я знала одного мальчика» | Сообщение на практическом занятии | ||
Анализ дополнительных текстов антологии (учебные материалы) | Представление письменного варианта на зачет | ||
Раздел7. Стилистический глоссарий | Изучение глоссария литературных и стилистических терминов учебно-методические материалы пособия | Обсуждение вариантов интерпретации в ходе лекции-беседы | |
Составление индивидуального стилистического глоссария текстов: Д.Фаулза, Ю.О'Нила, И.Шоу, Д.Сэлинджера | Представить глоссарий на зачете |
4.2.4. Лабораторный практикум (не предусмотрен).
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Рекомендуемая литература:
Основная литература
1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – Л., 1981
2. Galperin I.R. Stylistics. – Moscow, 1977.
3. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – Л., 1987.
4. Screbnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - Moscow, 1994/\
5. Стилистика английского языка. – Учебное пособие для студентов отделения заочного обучения. – Нижний Новгород, 2005.
Дополнительная литература.
1. David L. Hay. James F. Ho well. Contact with Drama. Central Michigan University, USA, 1974
2. Literature, the Human Experience. Richard Abcarian and Martin Klotz, editors. New York, 1994
3. The Bedford Introduction to Drama. Boston, 1997