Семинар 8. ( Тема 6).Эмоции, чувства, психические состояния – специфическая форма психического отражения; их психолого-правовая оценка
Вопросы для обсуждения:
1. Юридическое понятие «сильного душевного волнения» и его отношение с психологическими понятиями эмоциональных состояний.
2. Состояния психической напряженности (тревоги, страха, депрессии); их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.
3. Психические и нравственные страдания; их психологическая характеристика и правовая оценка.
Доклады. 1. Учет эмоционального состояния лица при установлении его виновности. 2. Учет юристом особенностей эмоциональных переживаний и психических состояний подростков при проведении следственных действий.
Семинар 9.(Тема 6). Психолого-правовая оценка аффекта.
Вопросы для обсуждения.
1. Аффект, его психологическая характеристика и уголовно-правовое значение.
2. Стресс, фрустрация, посттравматические стрессовые состояния; их психологическая характеристика и правовая оценка.
3. Ознакомление и обсуждение заключений КССПЭ эмоциональных состояний.
Доклады. 1. Влияние посттравматического стресса на поведение субъектов уголовного судопроизводства. 2. Судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемых.
Семинар 10.(Тема 7). Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы её назначения.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, основания и поводы назначения, методологические основы СПЭ.
2. Процесс подготовки материалов, направляемых на СПЭ.
3. Оценка следователем, судом научной компетенции эксперта-психолога, подготовленного им заключения экспертизы
Доклады. 1. Этапы развития института судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в России. 2. Место СПЭ в системе судебных экспертиз.
Семинар 11. (Тема 6).Компетенция, вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой в судопроизводстве.
Вопросы для обсуждения.
1. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и её возможности.
2. Вопросы, исследуемые судебно-психологической экспертизой в уголовном (административном) судопроизводстве.
3. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-психолога при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде.
4. Использование судебно-психологической экспертизы как средства доказывания обстоятельств, исключающих преступность деяния.
5. Использование судебно-психологической экспертизы как доказательства, характеризующего личность обвиняемого.
Доклады. 1. СПЭ индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего обвиняемого и их влияние на поведение в криминальной ситуации. 2. СПЭ способности несовершеннолетнего обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими.
Семинар 12.( Тема 7).Психология преступного поведения и личности преступника
Вопросы для обсуждения:
1. Формирование мотивации преступного поведения.
2. Психологический анализ криминальной деятельности, противоправного поведения при различных формах вины.
3. Психологическая характеристика отдельных категорий преступников.
Доклады. 1. Механизм преступного деяния. 2. Сравнительный анализ психологических характеристик умышленных и неосторожных преступлений.
Семинар 13(Тема 9).Социально-психологическая характеристика деятельности юриста и его профессиональная компетентность.
Вопросы для обсуждения.
1. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
2. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста и их оценка.
3. Психологические особенности юристов, осуществляющих деятельность по различным направлениям.
Доклады. 1. Психологические подходы к профилактике профессиональной деформации в юридической деятельности. 2. Психология следственной деятельности.