В. Семь лучевых методов присвоения
Как мы видели, присвоение представляет собой двойной процесс или, вернее, включает два действия: взятие и отдачу, овладение и отказ, удержание желанного и отстранение от того, что удерживалось ранее. Разные типы человеческих существ, относящиеся к семи Лучам, осуществляют это определённым образом, специфическим только для них. Об этом я и собираюсь рассказать. Но здесь придётся иметь в виду, что истинный смысл моих слов и значение происходящего могут быть поняты лишь теми, кто сам находится в процессе отказа. Стадия присвоения протекает вслепую и бессознательно. Человек не знает, что делает. Только в конце своего долгого странствия и процесса присвоения он обнаруживает, как в действительности он устал хватать несущественное и материальное, и насколько он готов к отстранению. Символически этот двойственный процесс можно заметить в жизни каждого человеческого существа на физическом плане, насыщенно и полностью прожившего свой срок. Беспечная юность (а беспечны все, ибо такова природа) держится за жизнь, не думая о том времени, когда придётся перестать держаться за физическое существование. Юные забывают - и это правильно - о неизбежности того конечного символического отстранения, которое мы называем Смертью. Но когда жизненная роль сыграна и с возрастом поубавилось интересов и сил, у утомленного и уставшего от мира человека нет страха перед этим процессом отстранения и он уже не старается держаться за то, чего когда-то желал. Он приветствует смерть и охотно отбрасывает то, что раньше поглощало внимание.
Говоря о процессе присвоения необходимо рассмотреть следующие пункты, проливающие свет на множество стадий с разных точек зрения:
1. Стадия конкретизации и материализации. Душа собирает то, что ей нужно и желательно для построения формы.
2. Стадия воплощения, которая пока проходит вслепую.
3. Период, когда главная цель - удовлетворение желаний. Последние варьируются от физического желания и его удовлетворения до общего, неопределённого желания избавления.
4. Процессы конкретного присвоения:
а. Тела или тел.
б. Оболочки или оболочек.
в. Проводника или проводников.
г. Формы или форм.
5. Погружение во тьму. Это является результатом желания. Избрав тьму неведения, человек начинает прокладывать себе посредством желания путь от тьмы к свету, от не ведения к знанию, от нереального к Реальному. Такова великая символическая масонская работа. Она олицетворяет Путь Отказа.
6. Путь выхода ради обладания.
7. Эгоизм, главная характеристика "я" в отношениях и при отождествлении с "не-Я".
8. Любовь к обладанию, проституирование духовной любви.
9. Стяжательство, иллюзия материальной нужды.
10. Период, названный в Библии "распутной жизнью" Блудного Сына.10
11.Направление и использование энергии с личным, эгоистическим намерением.
12. Личностная жизнь и всё, что она подразумевает: амбиции, эгоистическая целью и так далее.
13. Привязанность к видимым, известным, знакомым внешним объективным формам.
14. Стадия построения мыслеформ, сначала неосознанно, затем - намеренно и эгоистично.
15. Период поглощённости тем, что принадлежит царству земному.
16. Мир, плоть и дьявол.
О прогрессе и намерениях в выражении души, которое обусловлено отстранением, нам дадут представление следующие фразы и предложения:
1. Стадия одухотворения и дематериализации. Душа действует с целью освобождения, а не дальнейшего накопления опыта на физическом плане.
2. Отказ от жизни в форме.
3. Период пресыщения; из-за своего господства и частоты удовлетворения желания перестали привлекать.
4. Процесс конкретного освобождения от:
а. Тела или тел.
б. Оболочки или оболочек.
в. Проводника или проводников.
г. Формы или форм.
5. Вхождение в свет - символическая противоположность погружению во тьму.
6. Путь Возвращения, мотивируемый желанием ничего не присваивать ради своего обособленного "я". Начало группового сознания и групповой работы.
7. Бескорыстие, главная характеристика Души, или "Я".
8. Свобода от желания обладать, свобода от стяжательства и, как следствие, состояние отсутствия желаний.
9. Утверждение чувства реальности в качестве руководящего принципа жизни.
10. Возвращение Блудного Сына в дом Отца.
11.Направление и использование энергии в групповых целях в сотрудничестве с Планом ради целого.
12. Жизнь души и всё, что она подразумевает.
13. Любовь к Богу в противоположность любви к "я".
14. Привязанность к незримому, истинному, субъективному и Реальному, возможная лишь при отстранении от видимого, ложного, объективного и нереального.
15. Полное освобождение от контроля низшего ума.
16. Период, когда главный интерес составляет царство Бога и души.
17. Реальность. Бесформенное. Бог.
Рассматривая семь лучевых методов присвоения и обратные стадии, следует помнить, что мы имеем дело с энергиями. Изучающие оккультизм в своём мышлении и работе должны всё больше руководствоваться энергетическими представлениями. Эзотерически об энергиях говорят как об "обладающих импульсивным влиянием, магнетическим влечением и фокусированным действием". Существуют, как хорошо известно, семь основных аспектов, или качеств, энергетических потоков, или эманации. Они приносят сынов человеческих в воплощение и уносят из него. Они обладают собственными специфическими качествами и характеристиками, которые определяют природу создаваемых форм, качество жизни, выражаемое в конкретное время или в конкретном воплощении, продолжительность жизненного цикла и появление и исчезновение каждого из трёх аспектов формы. Для определения каждой стадии присвоения достаточно нескольких коротких параграфов. А параграфы, дающие детальное описание методов отстранения, приведены в "Трактате о Белой Магии".
Луч Первый. Энергия Воли, или Могущества. Аспект Разрушителя.
О душах этого Луча оккультно говорят как о "пробивающих себе путь в воплощение". Они динамически присваивают то, что им требуется. Они не терпят препятствий при удовлетворении своих желаний. Они стоят особняком, в гордом одиночестве, упиваясь своей силой и безжалостностью. Эти качества необходимо преобразовать в разумную мощь, которая сделает их могучими факторами Плана, магнетическими силовыми центрами, собирающим вокруг себя работников и силы. В качестве примера здесь можно привести работу Учителя Мории, являющегося центром, магнетическим притягательным центром всех эзотерических групп, Который Своим могуществом наделяет их способностью устранять всё нежелательное из жизни учеников. Не забывайте о том, что стимуляция необходимого является одной из главных задач Учителя, а ученику очень нужна способность разрушать то, что ему мешает. Души этого Луча, приходя в воплощение благодаря желанию, овладевают. Именно так определяется природа их силового проявления. В их технике есть определённая доля силы. В конце концов они "силой берут Царство Небесное".11
Луч Второй. Энергия Любви-Мудрости.
На этом Луче души используют метод "вбирания", "втягивания". Душа устанавливает вибрацию (как бы далеки ещё мы ни были от реального смысла этого слова), под воздействием которой на окружение атомы субстанции всех трёх планов притягиваются к центральной точке энергии. По сравнению с методом Первого Луча это относительно мягкий метод и длится чуть дольше, тогда как осенение (перед вступлением в три мира с целью явления) занимает намного больше времени. Имеется в виду осенение субстанции, из которой будет построена форма, а не законченной формы, то есть младенца в материнской утробе. Надо сказать, что души на Первом Луче быстры и стремительны в своём желании воплотиться и в употребляемых методах. На Втором же Луче души не так быстро приходят к тому "импульсивному" действию (в смысле импульса к действию, а не импульса во времени), которое способствует оккультному обеспечению явления.
Души этого Луча, воплощаясь вследствие желания, притягивают. Их магнетизм больше, чем их динамизм; они конструктивны и действуют по линии, которая в нашей вселенной составляет линию наименьшего сопротивления для всех жизней и форм.
Луч Третий. Энергия Активного Интеллекта.
Как овладение и притяжение определяют методы двух первых Лучей, так процесс "избирательной манипуляции" характеризует Третий Луч. Этот метод совершенно отличается от первых двух. Можно сказать, что тональность, инициирующая активность душ на этом Луче, такова, что атомы разных планов приводятся в движение, как бы сознательно отзываясь на избирательный процесс. Когда вибрационная активность души становится ощутимой, в ответ на определённое качество этой вибрации из самых разных точек собираются атомы. Здесь имеет место гораздо большая избирательность, нежели в случае Второго Луча.
Как в первом случае, души, похоже, без разбора овладевают тем, что им нужно, встраивая захваченную субстанцию в требуемую форму, или явление, и динамически и интенсивно наделяя её соответствующим качеством; и как на Втором Луче души инициируют движение, собирающее материал из непосредственной окружающей среды и магнетическим притяжением наделяющее его желательным качеством, так и на Третьем Луче необходимый материал собирается душами отовсюду, но такой, что уже обладает нужным качеством (отметьте разницу) и ничем более не наделяется. Отсюда очевидно, что сама субстанция существует в трёх главных категориях и что эти три категории соответствуют в ней трём Лицам Троицы или трём телам воплощённого человека. В третьем аспекте божественности (в жизни третьего Лица Троицы) они аналогичны также качеству трёх периодических проводников, посредством которых происходит проявление.
Одна часть, или тип, субстанции динамически электризована, и из неё все Эго Первого Луча выбирают нужный им в трёх мирах материал. Другой тип субстанции магнетически электризован, и из него выбирают необходимый для проявления во времени и пространстве материал все Эго Второго Луча. Третий тип субстанции диффузно электризован (не знаю лучшего слова), и из него в количестве, необходимом для построения формы проявления, берут субстанцию все Эго Третьего Луча.
Что касается методов, техник и типов субстанции, употребляемых душами на четырёх малых Лучах, то они в силу необходимости наделены характерными свойствами Третьего главного Луча, который в конечном итоге синтезирует их.
Нижеследующая таблица представляет попытку определить то, что почти невозможно передать понятными словами. С точки зрения просветлённого оккультиста она бессмысленна даже больше, чем для среднего учащегося, поскольку до сих пор тайна электричества и истинная природа электрических феноменов (а больше ничего и нет) остаются за семью замками даже для самых продвинутых современных учёных.
Луч | Энергия | Техника | Качество | Источник |
1. | Могущество или Воля | Овладение | Динамическая цель | Динамически электризованные формы |
2. | Любовь-Мудрость | Притяжение | Любовь | Магнетически электризованные формы |
3. | Разумная активность | Выбор | Интеллект | Диффузно электризованные формы |
4. | Красота или искусство | Воссоединение | Унификация | Гармонизирующие электризованные формы |
5. | Наука | Дифференциация | Различение | Кристаллизирующие электризованные формы |
6. | Идеализм | Отклик | Чувствительность | Текучие электризованные формы |
7. | Организация | Координация | Явление | Физические электризованные формы |
То, что существует такой фактор, как электричество, то, что он, вероятно, лежит в основе всего, что можно увидеть, ощутить и познать, и то, что вся вселенная есть проявление электрической силы, - всё это можно констатировать и всё это в настоящее время начинает признаваться. Но такая констатация не открывает нам тайны, которая даже частично не откроется до середины следующего столетия. Тогда станет возможным откровение, поскольку в мире будет больше посвящённых, а внутреннее видение и внутреннее слышание получат более широкое признание и распространение. Когда человек будет лучшее понимать эфирное тело с его семью силовыми центрами (которые связаны с семью Лучами и в своём выражении являют семь лучевых характеристик и техник, приведённых в таблице), тогда можно будет пролить больше света на природу семи типов электрических феноменов, которые мы называем семью Лучами.
Говоря о Пути Возвращения в связи с процессом отстранения, отмечающего приближение души к освобождению и окончание периода присвоения, можно привести цитаты из "Трактата о Белой Магии", чётко излагающие его техническую сторону. Цитаты взяты со страниц 288 и 289.
Первый Луч: - "Пусть Силы соберутся. Пусть они поднимутся на Высокое Место, и с этой величественной высоты пусть душа взглянет на разрушенный мир. И пусть прозвучит слово: 'Я продолжаю существовать!'".
Второй Луч: - "Пусть вся жизнь устремится к Центру и войдет в Сердце Божественной Любви. Затем из этой точки чувствующей Жизни пусть душе откроется сознание Бога. Пусть слово прозвучит раскатами сквозь безмолвие: 'Ничего нет, кроме Меня!'".
Третий Луч: - "Пусть Воинство Господа, откликнувшись на слово, прекратит свою деятельность. Пусть знание завершится мудростью. Пусть точка вибрирующая станет точкой статичной, и все линии соберутся в Одно. Пусть душа распознает Единого во Множестве, и пусть прозвучит слово совершенного понимания: 'Я - Работник и Работа, Единый Сущий'".
Четвертый Луч: - "Пусть исчезнет внешняя слава, и красота внутреннего Света откроет Единого. Пусть диссонанс уступит место гармонии, и из центра скрытого Света пусть говорит душа. Да пронесется слово: 'Красота и слава Меня не сокроют. Я открыт. Я есмь'".
Пятый Луч: - "Пусть три формы электрической энергии вознесутся в Место Могущества. Пусть силы головы и сердца и все низшие аспекты соединятся. И пусть душа взглянет на внутренний мир божественного света. Пусть прозвучит торжествующее слово: 'Я овладел энергией, ибо я - Сама энергия. Мастер и то, чем он овладел, суть Одно'".
Шестой Луч: - "Пусть иссякнут все желания. Пусть прекратится устремление. Поиск завершен. Пусть душа осознает, что она достигла цели, и из этих врат, ведущих к вечной Жизни и космическому Миру и Покою, пусть прозвучит слово: 'Я - искатель и искомое. Я отдыхаю!'".
Седьмой Луч: - "Пусть строители закончат свою работу. Храм завершен. Пусть душа вступит во владение наследством и из Святого Места прикажет прекратить всякую работу. И в наступившем безмолвии пусть она пропоет Слово: 'Работа творения завершена. Я, Создатель, Есмь. Не осталось ничего, кроме Меня'".