Сация, коррекция, 1итация, абилитация егории специальной психологии
fc.i ♦ i i иная саморегулирующая система должна обладать ОМ|>< деленной степенью «прочности», т. е. способностью ^пинать и восстанавливать свою целостность в случаях mm. и. i ния различных патогенных факторов. Такая способ-wh 11. к иск-становлению называется компенсацией — сложной иппиои реакцией индивида на факт внутренних нарушений, п|м-им I ( I нуннцей возможной утрате целостности и потере рав-ия с окружающей средой.
II |
шчность психики как сложнейшей функциональной < и< и-мы лежит в основе компенсаторных механизмов, ос-Nihiii.im сущность которых сводится к замене выпавшего ее В п.! на сохранное, в результате чего восстанавливается ряоешость функциональной системы и ее способность UDcntiaib необходимый результат.
и > компенсаторные процессы протекают одновременно на Нескольких уровнях. Первый — биологический, или теле-i и i.i и, уровсиь протекания компенсаторных процессов. Вто-- психологический уровень компенсации — чрезвы-•ино сложен по своему содержанию. Он включает в себя ршбшу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процес-епп, пйеспечивающих снижение тревоги и внутреннего и.tiip'.iжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом Npniuir разворачивается действие так называемых копинг-• i рятегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
...... \| ,И1 и М'РСКЦИЯ... КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
на поддержание позитивной самооценки в угрожающих, ситуациях. Третий уровень компенсаторных процесс! социально-психологический, связанный с обществен! характером человеческого бытия. Хорошо известно] процесс восстановления тех или иных нарушений во ; гом зависит от характера внешней помощи, в частное! позиции окружающих по отношению к инвалиду. Выс| уровень организации компенсаторных процессов — альный. Его реализация связана с отношением в цело)! щества к инвалидам. Эти отношения во многом опрел ются национальными и религиозными традиц| общества, способствуя или препятствуя социальной тации лиц с ограниченными возможностями.
Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в 1 цессе становления и раскрытия человеческой сущности! спорно, принадлежит социальным факторам. То же ш можно сказать и в отношении компенсаторных проце! В их реализации принимают участие как биологический и социальные факторы, при этом они присутствуют на Г дом из перечисленных уровней, правда, в разных пропсм ональных отно'шениях. Чем выше уровень, тем больше у/ ный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).
Наряду с понятием компенсация в специальной психол! широко используются такие термины как коррекция, pi литация, абилитация и адаптация — близкие по значе^ но не тождественные понятию компенсация.
Если компенсация — это процесс возмещения наруше^ или утраченной функции, то коррекция чаще всего опв ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало 9 различия между компенсацией и коррекцией определ| ся степенью или выраженностью нарушения той или : способности.
Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на тему внешних мероприятий по отношению к человек; если коррекционные воздействия ориентированы ве локально, т. е. нацелены на исправление отдельных
СОЦИАЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
Схема 10.1.Уровни реализации компенсаторных процессов
й или сторон жизнедеятельности человека (например Коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — »н> система мероприятий, направленных на восстановление и<| шоцеииого общественного бытия личности.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от Врт>, к какому уровню компенсаторных процессов они об-Ккцсмы и нацелены — медицинская, психологическая, се-Mciiii.in, досуговая, социально-трудовая и др.
Цка.ма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от по-Нн i и я «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма ■и. го путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитаци-■ных. Отличия касаются конечных целей и условий ихдо-1 i ижения.
< и i \ ация абилитации характеризуется тем, что факта и мо-mi и i,i утраты не было — человек изначально от рождения и in с раннего детства обладал тем или иным нарушением. РСтпло быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос-стлиашшвать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно, абилитация — это система мероприятий, направлен-
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ныхна формированиеэффективных способов социальной: тации ввозможных дляданного индивидапределах.
КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
Наконец, родственным по значению перечисленным г! тиям является термин адаптация. Адаптация часто оп| ляется как особый процесс восстановления нарушен! равновесия между индивидом и средой путем внутре! изменений самого индивида. Компенсаторные процесс! же направлены на восстановление равновесия тоже п| внутренней перестройки. Но отличие состоит в TOiv равновесие между индивидом и средой может быть шено за счет средовых изменений и изменений в самок дивиде. В первом случае должны сработать адаптацио^ механизмы, приводящие к изменениям, направление рых уводит индивида от исходного состояния, тем са| восстанавливая равновесие. Во втором случае включа компенсаторные механизмы, приводящие тоже к вщ
РЕАБИЛИТА
АБИЛИТАЦИЯ
>.л"-| < <П'1'| КЦИЯ... КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1имit 1МСНСНИЯМ, но противоположным по направлению > iiii.iiilhiiihi.im изменениям. Компенсаторные процесс] \ ЦПм i u я пернуть индивида к исходному утерянному ее i к пп i и и ] И чем в большей степени это удается, тем быстре •»<•■ | I in.in пишется утраченное равновесие.
tin him можно сказать, что адаптация и компенсация — эт r.iMiii.ic, но разнонаправленные процессы, целью которы ни mini восстановление равновесия между средой иинди
«и h'M 11 м. схему 10.2).
царского занятия
Ню представляют собой компенсаторные процессы? Км она уровневая организация компенсаторных процес
I ( |
Сон1
постаиьте понятия «компенсация» и «коррекция».
И чем состоит сущность таких понятий как «декомпен
i .inпи» и «псевдокомпенсация»?
Ч i о 11 редставляет собой процесс реабилитации?
(Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».
дли самостоятельной работы
и рефератов)
I Сущность, структура и формы реабилитационного про
цесса., Соотношение коррекции и компенсации.
l.iHHioi ические и социальные факторы компенсаторны)
процессов. L Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи
Ityp.i
Схема 10.2.Основные категории специальной психологии
. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.
|, Нерпер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компе]
ция — универсальный биологический механизм при(
собления. М., 1987.
4. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных]
1985.
5. Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация из|
тость инвалидов. М., 1997.
6. ЛитвакА. Г. Теоретические проблемы тифлопсихоло]
Л., 1974.
7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. С
1999.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростку
нарушениями в развитии. СПб., 2000.
9. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация
нарушениях поведения в детском возрасте. София, I
10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая]
щита у детей. СПб., 2000.
11. Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980.
12. Солнцев Л. И. Развитие компенсаторных процессов у
пых детей дошкольного возраста. М., 1980.
13. Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. К]
1976.
МП 11
[ЛРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ [ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ [ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
РАЗВИТИИ
Термин «депривация», активно вошедший в психологиче< кий словарь в середине восьмидесятых годов XX столетия, буквальном смысле означает «лишение». По своей сути де1 ривационные феномены представляют собой многообразнь измененные состояния сознания, а также различные вариант нарушений нормального хода возрастного психического разв! тия, вследствие более или менее длительного блокирования зн; чимых психофизиологических потребностей человека.
В настоящее время не существует ни единой теории депр! вационных явлений, ни общей их классификации. Наиб( лее распространенная эмпирическая классификация баз! руется на выделении нескольких ее видов в зависимости ( характера блокируемой потребности. Так, принято говори' о сенсорно-перцептивной депривации, коммуникативно] кинестетической, эмоциональной.
Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуальь реагируют на депривационные ситуации. Человек мож< находиться достаточно долго в ситуации депривации, но пр этом не проявлять никаких выраженных признаков депр1 вационных феноменов, и наоборот.
Для профессионалов в области специальной психологи особый интерес представляют такие формы депривации, кг
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ
коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность щения и эмоционального тепла, особенно в первые гс жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом \ витии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том,] депривационные ситуации могут стать серьезной причи|| выраженных отклонений в развитии ребенка.
Некоторые варианты нарушенного развития сами явля ся причиной возникновения деривационных явлени дополнительно отягощает процесс развития.
Сказанное позволяет утверждать, что депривация может ступать одновременно и как причина, и как следствие н шенного развития. Помимо этого, для большинства дет| проблемами в развитии, особенно в дошкольном возра характерна ситуация коммуникативной депривации.
Все вышеизложенное делает проблему профилактики д| ривационных ситуаций в развитии проблемных детей вычайно актуальной, как в практическом, так и в теоре ческом отношении. Наиболее деформирующее влия^ депривация оказывает на процесс формирования личное
С точки зрения современного системного подхода личне чаще всего рассматривается не как отдельный компон! психики, а как ее особое свойство, способ организаций саморегулирования.
А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системн сверхчувственное качество, указывая при этом на то, носителем этого качества является телесный, чувствен^ индивид с присущими ему врожденными и приобретен ми свойствами. Последние представляют собой лишь вия и предпосылки формирования личности человека, цело не предопределяя ее сущности.
В специальной психологии долгое время основное вни ние уделялось изучению преимущественно познаватель^ процессов. Но по мере возрастающего осознания значи сти проблем трудовой адаптации и социальной интегра инвалидов все больше актуализировался интерес к воп
сам своеобразия формирования личности при различнь отклонениях в развитии.
Одновременно с этим развернулась весьма бурная диску сия по вопросам о том — может или не может оказыва негативное влияние первичное нарушение на ход форм) рования личности. Высказывалось несколько точек зрени Первая состояла в отрицании какого бы то ни было нег тивного влияния первичного нарушения на процесс фо мирования личности особого ребенка.
Сторонники второго подхода отстаивали идею о диффере) цированном влиянии основного патогенного фактор Представители третьего направления постулировали иде] согласно которой развитие личности в целом должно с н избежностью испытывать на себе негативное влияние о новного нарушения. Упомянутая нами дискуссия остает актуальной и в настоящее время.
Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негати ном влиянии основного нарушения на процесс формир вания личности особого ребенка. Системный характер стр ения человеческого сознания предполагает, что нарушен; одного компонента или процесса его развития на опрел ленном этапе с неизбежностью должно сказаться на проч составляющих.
Весьма важным и не до конца решенным является вопрос характерологической специфичности разных форм дизо тогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли т пичные черты личности, свойственные только, скажем, д незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современн! исследованиях характерологические профили весьма мн гообразны, но пока не существует веских оснований сч тать их узко специфичными, т. е. характерными для кон ретной формы дизонтогенеза. Следует также осо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных ли ностных характеристик может быть свойственен не то; ко лицам с самыми разными формами нарушенного разв тия, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанн
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ
означает, что совершенно разные причины способны щ водить к весьма сходному результату, т. е. к общему наб<Я отрицательных характерологических свойств, что вероятЛ всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влИИ нии изначально разных причин. Это дает основание отнЛ ти отрицательные свойства личности к разряду модально специфических закономерностей нарушенного развития] и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих i сто быть далеко не всегда и не у всех.
Личностные изменения возникают не прямо под влияни нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами фу ции безличны. Личность характеризуется внечувственн тью, несводимостью к своим природным предпосылкам! том числе и к отдельным функциям. Личность формир ся в процессе включения человека в систему обществен^ отношений. Та или иная патология, прежде всего, затру I няет процесс врастания в эту систему, изменяет характ Г самих этих отношений как избирательных связей челове I с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только че| нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки дельной функции способны повлиять на процесс ф рования личности.
9. Каковы основные методы и принципы исследован! личности лиц с отклонениями в развитии?
10. Основные исторические этапы изменений в пред ста
лениях об особенностях личности инвалидов.
11. Каковы основные механизмы формирования наруш
ний в развитии личности детей и подростков с огран]
ченными возможностями?