Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности

Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности. Замысел экспериментатора состоял в том, чтобы каждая последующая задача требовала от испы­туемых все более длительных раздумий.

Судя по графику на Рис. 3.6, у большинства испытуемых ана­грамма 1 стоит на первом ранговом месте, то есть решается быстрее двух других, анаграмма 3 на 2-м ранговом месте, а анаграмма 2 - на 3-м. По-видимому, их следовало бы предъявлять в иной последовательно­сти: 1, 3, 2. График, отражающий такую гипотетическую последова­тельность задач, представлен на Рис. 3.7.

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

Символом достоверной, отчетливой тенденции в изменении пока­зателей при переходе от условия к условию будет достаточно "собранная" ломаная кривая, устремленная кверху или, наоборот, книзу. Если на Рис. 3.6 характерной чертой всех индивидуальных кривых был крутой излом в одной и той же точке графика, то в данном случае на некоторых отрезках повышение кривой характеризуется большей кру­тизной, а на других - меньшей крутизной. Очевидно, достоверность тенденций будет обеспечиваться именно отрезками более крутого вос­хождения, но тест тенденций снисходительно распространит этот эф­фект и на более пологие отрезки.

На Рис. 3.8 графики представлены уже для ранжированных по­казателей. Здесь уже все различия в крутизне сглажены. L-тест по­строен на сопоставлении сумм рангов, а ранжирование неизбежно не­сколько огрубляет полученные показатели. Опыт показывает, однако, что L-тест является достаточно мощным критерием, хотя и ограничен­ным по сфере применения из-за отсутствия таблиц критических значе­ний для больших n.

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

Ограничения критерия Пейджа

1. Нижний порог - 2 испытуемых, каждый из которых прошел не менее 3-х замеров в разных условиях. Верхний порог - 12 испытуемых и 6 условий (n≤12, c≤6). Критические значения критерия L даны по ру­ководству J.Greene, M. D'Olivera (1989). Они предусматривают три уровня статистической значимости: р≤0,05; р≤0,01; р≤0,001.

2. Необходимым условием применения теста является упорядоченность столбцов данных: слева должен располагаться столбец с наименьшей ранговой суммой показателей, справа - с наибольшей. Можно просто пронумеровать заново все столбцы, а потом вести расчеты не слева направо, а по номерам, но так легче запутаться.

Пример

Продолжим рассмотрение примера с анаграммами. В Табл. 3.7 показатели времени решения анаграмм и их ранги представлены уже в упорядоченной последовательности: анаграмма 1, анаграмма 3, анаграм­ма 2. Действительно ли время решения увеличивается при такой после­довательности предъявления анаграмм?

Таблица 3.7

Показатели времени решения анаграмм 1, 3, 2 и их ранги (n=5)

Код имени испытуемого Условие 1: Анаграмма 1 Условие 2: Анаграмма 3 Условие 3: Анаграмма 2
Время (сек) Ранг Время (сек) Ранг Время (сек) Ранг
Л-в
П-о
К-в
Ю-ч
Р-о
Суммы
Средние 10,2   9,4    

Сумма рангов составляет: 6+9+5=30. Расчетная сумма:

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

Реально полученная и расчетная суммы совпадают, мы можем двигаться дальше.

Как видно из Табл. 3.7, среднее время решения анаграммы 3 даже меньше, чем анаграммы 1. Однако мы исследуем не среднегруп-повые тенденции, а степень совпадения индивидуальных тенденций. Нам важен именно порядок, а не абсолютные показатели времени. По­этому и формулируемые нами гипотезы - это гипотезы о тенденциях изменения индивидуальных показателей.

Сформулируем гипотезы.

Н0: Тенденция увеличения индивидуальных показателей от первого ус­ловия к третьему является случайной.

H1: Тенденция увеличения индивидуальных показателей от первого ус­ловия к третьему не является случайной. Эмпирическое значение L определяется по формуле:

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

где Ti- сумма рангов по каждому условию;

j - порядковый номер, приписанный каждому условию в но­вой последовательности .

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

По Табл. VIII Приложения 1 определяем критические значения L для данного количества испытуемых: n=5, и данного количества ус­ловий: с=3.

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

Построим "ось значимости"

Графическое представление критерия. Используем для иллюстрации пример с предъявлением анаграмм предположительно возрастающей сложности - student2.ru

Ответ: Н0 отклоняется. Принимается H1. Тенденция увеличе­ния индивидуальных показателей от первого условия к третьему не яв­ляется случайной (р<0,01). Последовательность анаграмм: 1(КРУА), З(ИНААМШ), 2(АЛСТЬ), - будет в большей степени отвечать за­мыслу экспериментатора о постепенном возрастании сложности задач, чем первоначально применявшаяся последовательность.

АЛГОРИТМ 11

Наши рекомендации