Представление о здоровом личностном функционировании
Надо сказать, что именно основоположник телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх сформулировал одно из немногих в психотерапии четких и конкретных представлений о том, что является телесной моделью здоровой личности, и назвал такой вариант жизненного функционирования генитальным характером. Говоря его строгим языком психоаналитика, генитальный характер – это конечный уровень психосексуального развития. Если же формулировать более конкретно, это - характер, обладающий способностью отдаться потоку энергии безо всякого ее подавления, способностью к полной разрядке накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствие движениях тела. Вместо жесткого малоподвижного невротического контроля извне – со стороны конкретных людей или «общества в целом» (весьма странное понятие, вы не находите? Кто его видел, это «общество в целом»?!) – генитальный человек обретает способность истинной саморегуляции, когда он и только он принимает каждое конкретное решение о том, как именно ему поступить в любой ситуации. Он всегда поступает в полном соответствии со своими внутренними склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими. Он чувствителен, способен на настоящую любовь и стремится к продолжительным и полноценным отношениям.
Все это отнюдь не обозначает, что при необходимости такой человек не может себя защитить. Просто его защита перестает быть невротической и постоянной, а осуществляется осознанно и может быть снята, когда она действительно перестает быть необходимой.
Нам кажется, что такое описание здорового личностного функционирования можно считать относительно общим для всех существующих на данный момент в телесно-ориентированной психотерапии подходов и методов. Тем не менее, в последней части книги, где речь пойдет о нашем опыте систематизации метафорической работы с телом, мы попробуем развернуть это представление.
Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии
В описание основных понятий телесно-ориентированной психотерапии мы сочли оправданным включить только те понятия, которые используются во всех ее существующих направлениях.
Первым из таких понятий можно считать понятие энергии. Это понятие в телесно-ориентированную психотерапию и вообще в психологию пришло из физики, где оно определяется как скалярная характеристика тела, определяющая его способность совершить работу. Принципиальных изменений в психологии оно не претерпело, а лишь приобрело свою специфическую окраску.
Первым представление об энергии в телесно-ориентированной психотерапии описал, конечно же, основоположник этого направления Вильгельм Райх. При этом ту специфическую энергию, которая обеспечивает личностное функционирование человека, он назвал оргонной. По его мнению, это такая энергия, которая, с одной стороны, обеспечивает всю жизнедеятельность любого живого организма в каждом, даже самом мельчайшем ее проявлении, а с другой стороны, не может быть зарегистрирована никаким из известных на данный момент науке прибором. Более того, эта энергия не подчиняется даже закону энтропии, согласно которому любая энергия перераспределяется из мест с ее наибольшей концентрацией в места с наименьшей. Оргонная энергия ведет себя строго наоборот: она из мест, где ее меньше, все время норовит переместиться в места, где ее и без того много. В результате этого, если где-то в нашем теле возникает мышечное напряжение, то туда незамедлительно начинает поступать дополнительная оргонная энергия. А если это мышечное напряжение относится к категории постоянных, то оно начинает притягивать к себе все больше и больше оргонной энергии из других частей организма, как бы «обесточивая» их.
Подобное предположение вызывало огромное количество возмущенных возражений на протяжении всей жизни Вильгельма Райха и долгое время после его смерти. Однако никто из критиков так до сих пор и не смог экспериментально опровергнуть возможность существования оргонной энергии – как, впрочем, и никто из его последователей не сумел экспериментально доказать ее наличие в наших организмах. Но это, честно говоря, и неудивительно, если вспомнить, что она по данному Райхом описанию и не должна фиксироваться никакими приборами. Посему это понятие так до сих пор и остается одним из базовых в телесно-ориентированной психотерапии. Кстати, в ее названии Райх попытался соединить два очень важных для его вегетотерапии понятия – «организм» и «оргазм» (не стоит забывать, что он все-таки был психоаналитиком…). По идее Райха, в норме оргонная энергия беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, перераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям.
В принципе, представление об энергии в современной телесно-ориентированной психотерапии вполне соответствует классическому райхианскому. Из такого понимания энергии вытекает определение еще одного базового понятия телесно-ориентированной психотерапии – заземления. Правда, психологическое понимание заземления несколько отличается от определения того же понятия в физике. Заземление в телесно-ориентированной психотерапии – это степень соответствия существующих в каждый момент времени мышечных напряжений выполняемой в тот же момент работе. Поясним на простом примере. Если человек лежит на пляже, и при этом у него изо всех сил напряжены, например, плечи, руки или колени, то это с очевидностью говорит о плохом заземлении – человек расходует много больше энергии, чем требует выполняемая им в этот момент работа. У человека, хорошо заземленного на пляже, работают только мышцы, обеспечивающие собственно его позу и деятельность внутренних органов (например, мышцы, отвечающие за работу легких, сердца, пищеварения и пр.). При этом плохое заземление совершенно не обязательно обозначает избыточное напряжение – оно вполне может выражаться и в недостаточном напряжении мышц. Представьте, например, человека, который выполняет сложную работу, требующую предельной концентрации внимания и точного быстрого реагирования, находясь при этом в состоянии сниженного мышечного тонуса. Работа в конечном итоге все равно будет выполнена плохо, потребует переделывания или расплаты за совершенные ошибки.
Соответственно, плохое заземление можно считать синонимом неадекватного распределения энергии. Какими же механизмами обеспечивается такое – неадекватное – распределение? В телесно-ориентированной психотерапии для описания этих механизмов существует два понятия – мышечный зажим и мышечный блок.
Мышечнымзажимом принято называть постоянное, фоновое напряжение одной конкретной мышцы, не соответствующее никакой выполняемой в данный момент работе. В каждом мышечном зажиме содержится в «законсервированном» виде некий прежний травматичный опыт, заставляющий человека в дальнейшем распределять энергию неадекватно сложившимся в данный конкретный момент внешним и внутренним обстоятельствам. Мышечнымблоком называется комбинация таких зажимов, которая приводит к затрудненному протеканию энергии на каком-то определенном участке тела.
Кстати, мышечным зажимом может считаться не только неадекватно напряженная, но и постоянно неадекватно расслабленная мышца. Соответственно, и мышечные блоки бывают двух видов – назовем их «гиперблок» и «гипоблок».
Диагностические подходы
Диагностических подходов в телесно-ориентированной психотерапии существует великое множество, и каждый из них соответствует основной теоретической парадигме того или иного направления, но все их можно условно разделить на четыре группы.
К первой из них относятся все системы, которые в телесно-ориентированной психотерапии принято называть проблемными картографиями. Основным вопросом, на который призваны ответить собственно диагностические процедуры такого рода, оказывается вопрос «какая часть тела отвечает за существование данной проблемы человека?». Любая из существующих проблемных картографий, – а их можно насчитать не один десяток, - предполагает приписывание той или иной части тела определенного значения. Говоря иными словами, согласно каждой из проблемных картографий, каждая проблема «проживает» в какой-то определенной части тела. Первой из таких картографий можно считать представления, содержащиеся в народных пословицах и поговорках – «у страха глаза велики», «вынести на своих плечах», «проглотить обиду» и т.д.
Разные проблемные картографии зачастую серьезно противоречат одна другой – однако каким-то загадочным образом в руках их создателей все они очень эффективно работают! Мы не будем в этой главе останавливаться подробно на этих системах, потому что их сравнительный анализ вполне достоин отдельной монографии.
Вторая группа систем, позволяющих интерпретировать телесные проявления человека, - иногда именно такая диагностика называется телесным считыванием в узком смысле этого выражения, - основана на описании разных типов телосложения и телесного поведения, соотнесенных с различными психологическими типами. Такие системы призваны отвечать на вопрос «к какому психологическому типу относится человек и, соответственно, какие личностные ограничения ему присущи изначально?». Здесь следует уточнить, что для подобных диагностических систем характерно ограниченное количество описываемых ими психологических типов с точно прописанными, устойчивыми особенностями личностной структуры. К этой группе можно отнести, например, систему диагностики Александра Лоуэна, которая описывает пять структур характера, отраженных в пяти типах строения тела. Каждая из этих структур возникает в результате нарушения на одной из стадий раннего психомоторного развития. Другой вариант подобной системы представлен в таком направлении телесно-ориентированной психотерапии, как бодинамика – методе, связанном с именем Лисбет Марчер. Немного подробнее об этих системах телесного считывания мы расскажем в главе, посвященной динамическому подходу к категоризации телесной проблематики.
Третья группа интерпретационных систем приписывает четко определенные значения конкретным жестам и движениям человека. Основной вопрос подобных диагностических телесно-ориентированных систем – «что обозначает то или иное движение человека?». Наши читатели, наверное, вспомнят одну из первых переведенных на русский язык книг о психологических аспектах жизни человеческого тела – «Язык телодвижений» Аллана Пиза. Ее трудно отнести к серьезной психотерапевтической литературе, тем не менее, многое из написанного в ней прочно осело в умах непрофессионального – а подчас и профессионального читателя. Понятно, что главный недостаток подобных систем состоит в том, что наличие серьезнейших межкультуральных различий в макродвижениях тела делает каждую из них малопригодной для употребления в рамках другого культурного контекста.
И, наконец, четвертый вариант телесного считывания предполагает сущностный анализ каждого конкретного телесного проявления с точки зрения его физических и физиологических особенностей. Такая диагностика предназначена для ответа на вопрос «проявлением какого личностного паттерна человека является то или иное его телесное проявление?». Главным отличием такой диагностики от диагностики по психологическому типу является отсутствие представления об ограниченном количестве возможных личностных структур. Для подобного анализа самое что ни на есть серьезное значение имеет такой «вненаучный» критерий, как здравый смысл. Понятно, что такой вариант интерпретации телесных проявлений может осуществляться на двух уровнях. На первом уровне происходит анализ конкретного проявления в контексте той ситуации, в которой оно возникает. На втором же уровне при наличии достаточного количества наблюдений можно сделать вполне достоверные выводы о специфике всей личностной проблематики человека.
Выбор той или иной диагностической системы для практической психотерапевтической работы с телом определяется изначальной теоретической парадигмой психотерапевта и его представлением о классификации возможных внутри данной парадигмы личностных нарушений.