Справочно-вспомогательные учеты. Будучи неосновными банками данных, справочно- вспомогательные учеты (коллекции, картотеки, каталоги
Будучи неосновными банками данных, справочно- вспомогательные учеты (коллекции, картотеки, каталоги, фототе- ки) формируются из объектов или сведений о них, представляю- щих криминалистический интерес. С их помощью можно, напри- мер, получить информацию о вероятном происхождении микро- количеств веществ, высказать суждение о групповых признаках объектов и т.п. Они используются также при проведении экспер- тиз и экспресс-исследований.
Информационно-справочные учеты составляют их виды, одни из которых являются обязательными, а другие — инициативными. К числу обязательных относятся учеты: огнестрельного оружия и боеприпасов, инструментов и других орудий взлома; наркотиче- ских и наиболее употребляемых сильнодействующих лекарст-
венных средств; изображений подошвы и верха обуви; фарных рассеивателей. Инициативными являются учеты горюче- смазочных и волокнистых материалов; лакокрасочных покрытий; холодного оружия; взрывчатых веществ; оттисков печатей и штампов; пломб; замков и др. Специфика оперативной обстанов- ки в регионе может обусловить ведение и других информацион- но-справочных учетов.
Обязательные информационно-справочные учеты создаются во всех ЭКУ, ЭКО МВД, ГУВД, УВД, а инициативные (при необхо- димости) — в экспертно-криминалистических подразделениях любого уровня. Некоторые из них организуются лишь при нали- чии в подразделении специалистов соответствующего профиля.
Массив информационно-справочных учетов может состоять как из самих объектов, так и из их копий в виде фотоснимков, слепков, а также описаний и технических характеристик, спектрограмм и т.д. По согласованию со следователем в массив включаются и веще- ственные доказательства по делу.
Созданы и функционируют следующие АИПС: «Обувь» — о
производимых подошвах обуви; «Марка» — об образцах лакокра- сочных материалов; «Снаряд» — об отечественных боеприпасах к артиллерийским системам малого калибра; «Заряд» — об оте- чественных промышленных взрывчатых веществах; «Детонатор»
— об отечественных средствах инициирования зарядов взрывча- тых веществ; «Импульс» — об отечественных средствах переда- чи инициирующего импульса — огнепроводных и детонирующих шнурах; «Эфа» — об электрографических аппаратах, используе- мых для получения ксерокопий документов; «Старт» — о лицах, связанных с фактами изготовления или сбыта поддельных де- нежных знаков, и др.
Справочный фонд инструментов и других орудий взлома
аккумулирует справочные сведения о свойствах, размерах, формах и иных характеристиках изделий промышленного производства, которые могут использоваться в качестве орудий взлома. Перечень объектов, образующих этот фонд, определяется по результатам анализа практики раскрытия преступлений и трасологических экспертиз, а также изучения ассортимента изделий, поступающих для промышленного и индивидуального использования на обслуживаемой территории.
Справочный фонд волокнистых материалов включает: во- локна животного происхождения; растительные волокна; химиче- ские волокна; образцы тканей; образцы искусственного меха.
Используется он главным образом при работе с микрообъектами,
изымаемыми с мест происшествия.
Справочный фонд наркотических средств и сильнодейст- вующих веществ комплектуется из натурных образцов и атласа их спектров. Необходим для безошибочного установления неиз- вестных наркотических средств и сильнодействующих веществ, поступающих на экспертизу.
Криминалистические информационные массивы
Международных организаций
Потребность обмена регистрационными данными между госу- дарствами СНГ привела к подписанию 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате «Соглашения о взаимодействии МВД Союза Незави- симых Государств в сфере борьбы с преступностью». На этом основании, а также в соответствии с межгосударственным «Со- глашением между министерствами внутренних дел в сфере об- мена информацией» от 3 августа 1992 г., подписанным в Чолпон- Ате (Кыргызстан), был создан межгосударственный информаци- онный банк. Учету в нем подлежат такие объекты:
1. Осужденные граждане, которые в соответствии с норматив- ными актами сторон подлежат межгосударственному учету; особо опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы пре- ступных групп; преступники-гастролеры; привлекающиеся к от- ветственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью, за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие пре- ступления, имеющие характерные отличительные признаки; скрывающиеся от следствия и суда; пропавшие без вести; неопо- знанные трупы; неизвестные больные и дети; субъекты, укло- няющиеся от отбывания наказания, уплаты алиментов или разы- скиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; задер- жанные за бродяжничество.
2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъя- тые и бесхозные вещи, нарезное огнестрельное оружие; автомо- били и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и ком- пьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номер- ные ценные государственные бумаги и документы.
3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; разбои, совершенные
с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывча- тых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хра- нилищ, из квартир, совершенные характерным способом, куль- турных исторических ценностей; деяния, связанные с финансо- выми, биржевыми и валютными аферами, вымогательством, а также с похищением людей.
Соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касаю- щейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавли- ваемых на территории стран СНГ организованной группой; сооб- щение сведений о структуре, персональном составе, сфере дея- тельности, организации управления, структурных и внешних свя- зях криминальных группировок, имеющих международный харак- тер; информирование о контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; формы и методы противо- правной деятельности организованных групп, включая и отмыва- ние средств, полученных преступным путем.
Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила дос- туп к учетам этой Международной организации уголовной поли- ции, функции которой, в основном, заключаются в организации взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с пре- ступлениями, имеющими международный характер. Правоохра- нительные органы Российской Федерации осуществляют регу- лярную связь с государствами-членами этой организации.
Учеты Интерпола касаются, как правило, конвенционных пре- ступлений, то есть тех, общественная опасность которых конста- тирована соответствующими международными конвенциями, — терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота нар- котиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, затрагивающая интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о пося- гательствах, связанных с международными преступными органи- зациями; о лицах, скрывшихся за границей после совершения преступления, и т.д.
Все обращения в Интерпол осуществляются через Нацио-
нальные центральные бюро (НЦБ) государств — членов органи- зации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ Интерпола является положение о нем, утвержденное постанов-
лением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором пре- дусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, имеющими междуна- родный характер.
Применительно к учетам Интерпола возможно пользование: алфавитной картотекой «международных преступников» и лиц, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ посту- пают сведения об их подозрительном поведении, связях, пере- мещениях); дактилоскопической картотекой; картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов; картотекой пре- ступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из кото- рых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в све- дениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их со- вершения); фототекой наиболее опасных преступников; картоте- кой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.
Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собствен- ности, находящейся на территории государств — членов органи- зации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, не- движимости, транспортных средствах, деятельности фирм — банк данных «Фирмы». В настоящее время в Интерполе функ- ционирует и другая автоматическая система поиска необходимой информации, массив которой пополняется ежедневно, — «Кон- фискация наркотиков».
На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная поли-
цейская организация, получившая название «Европол». С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминаль- ных сведений. Ими создан центральный банк электронной инфор- мации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступле- ния или представляющих оперативный интерес, об угнанных авто- машинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном
огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства — члена
ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминали- стически значимой информации, может постоянно получать необ- ходимые сведения.
Литература:
Александров И.В., Ищенко Е.П., Ищенко П.П. и др. Кримина-
листическая регистрация: Учебное пособие. Красноярск, 1991.
Аленин А.П. Криминалистические учеты: Учебно-практическое пособие. Омск, 1997.
Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно- методические аспекты международного розыска преступников. М., 1999.
Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск,
1986.
Использование следователем учетов, картотек и иных банков данных: Справочное пособие. М., 1994.
Федеральные учеты ГИЦ в борьбе с преступностью. М., 1994.