Прокурорский и судебный контроль за производством дознания
Содержание:
1. Прокурорский и судебный контроль за законностью деятельности органов дознания, дознавателей на этапе возбуждения уголовного дела.
2. Прокурорский надзор и судебный контроль за производством дознания.
3. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам применения к подозреваемому (обвиняемому) мер процессуального принуждения. Исполнение дознавателем письменных указаний прокурора.
Основная литература:
21. Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ф.К. Зиннуров и др.; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. – 375 с. Гриф УМО
22. Уголовный процесс: учебник. / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт; Высшее образование, 2010.
23. Уголовный процесс России: учебное пособие / Б.Т. Безлепкин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010.
24. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 1072 с. Гриф МО.
25. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / М.Х. Гельдибаев, В.В. Вандышев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
26. Уголовный процесс: учебник для юридических вузов. В 2 ч. Ч. 1 (Общая часть. Досудебное производство) / под общ. ред. В.П. Сальникова и В.И. Рохлина. – СПб.: «Университет», 2009.
27. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. Ред. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2008. – 704 с. Гриф МО.
28. Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. – М.: Высшее образование, 2008.
29. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник. – 2-е изд.. перераб. и доп. / отв. Ред. Л.И. Петрухин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. Гриф.
30. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник. / отв. ред. Ю.К. Якимович. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.
Нормативные документы:
15. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
17. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
18. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
19. «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1.
20. Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений: утв. межвед. приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.
21. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: утв. приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.
Дополнительная литература:
8. Дознание в органах внутренних дел. Схемы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ф.К. Зиннуров и др.; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. – 167 с. Гриф УМО
9. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н.2-е изд., перераб. и доп. М: Эксмо, 2008.
10. Досудебные стадии: Учебник / Под ред. А.В. Гриненко, А.В. Ендольцевой. – М.: ДКО МВД России, 2006.
Вопрос 1. Прокурорский и судебный контроль за законностью деятельности органов дознания, дознавателей на этапе возбуждения уголовного дела.
Как показывает практика прокурорских проверок, в целом, на этапе возбуждения уголовного дела наиболее частыми являются такие нарушения закона, как отказ в приеме заявлений у граждан пострадавших преступлений или возникновение ситуаций, когда принятые заявления не регистрируются либо не рассматриваются.
Нередки случаи, когда происходит принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках состава преступления; фальсификация материалов предварительных проверок.
Персональная ответственность возложена на начальников органов дознания, а также следователей, дознавателей, иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.
Начальники органа дознания ежеквартально обязаны анализировать состояние данной работы в подчиненных им подразделениях, сопоставляя ее результаты с данными органов прокуратуры. По всем выявленным недостаткам и нарушениям при рассмотрении сообщений о преступлениях, принятии незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела проводить заслушивания начальников этих подразделений на оперативных совещаниях, проводить служебные проверки и по их результатам принимать меры к привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности.
Особое внимание в приказе уделяется контролю и надзору за соблюдением процессуальных сроков, установленных для принятия решений по сообщениям о преступлениях, также стоит отметить, что продление первоначального трехсуточного срока по ходатайству дознавателя начальником органа дознания до 10 суток, а до 30 суток по ходатайству дознавателя прокурором предписано осуществлять только в исключительных случаях и только при наличии оснований, установленных законом.
В случаях продления срока предварительной проверки сообщения о преступлении начальникам органов дознания и прокурорам предписывается давать дознавателям в письменном виде конкретные указания о выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при этом осуществляя контроль за их исполнением, так, все собранные дознавателем материалы должны быть ими тщательно изучены не менее чем за трое суток до истечения срока принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
Кроме того, начальникам органов дознания предписывается лично изучать все находящиеся в производстве подчиненных сотрудников материалы проверок сообщений о преступлениях и лично контролировать проведение дополнительных проверок и исполнение указаний надзирающего прокурора.
При этом, особое внимание начальников органов дознания и прокуроров должно быть уделено решениям дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел.
Начальники органов дознания обязаны обеспечить направление надзирающему прокурору вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с материалами проверки в течение 24 часов с момента его вынесения, контроль за правильностью и своевременностью фиксации данных процессуальных документов в книге учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В свою очередь прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, городским, районным и приравненным к ним специализированным прокурорам, а также их заместителям и помощникам по направлению деятельности предписывается обеспечить строгий контроль за правильностью и своевременностью регистрации и учета в соответствующих книгах.
Кроме того, систематически сверять книги их регистрации и учета в прокуратурах с аналогичными учетными документами дежурных частей органов внутренних дел, поступивших в органы прокуратуры материалов об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следует учесть, что для проверки законности и обоснованности принятых дознавателями решений об отказе в возбуждении уголовных дел устанавливается предельно допустимый срок составляющий 5 суток с момента поступления их в прокуратуру.
В обязанность прокурорам вменяется не реже двух раз в неделю осуществлять проверку состояния регистрации и учета сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы предварительных проверок и при необходимости давать письменные указания (даются прокурором, его заместителем) или предложения (даются помощником прокурора).
При проведении регулярных прокурорских проверок прокурорские работники запрашивают сведения (впоследствии сопоставляя с учетными документами органов дознания):
- из медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу травм, предположительно криминального происхождения; результаты медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти;
- данные об обращении граждан по поводу выплат страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями и иные сведения.
Кроме того, прокуроры проверяют:
- когда было подано и зарегистрировано сообщение о преступлении;
- в какой срок и какие именно проверочные действия проводились;
- через какой промежуток времени после поступления сообщения был решен вопрос но существу;
- не было ли допущено нарушение прав заинтересованных лиц[28].
В случаях выявления нарушений законности прокурор вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), возбудить производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушений закона (п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона о прокуратуре) вносится начальнику органа дознания и должно быть рассмотрено незамедлительно. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, должны быть приняты начальником органа дознания в месячный срок со дня внесения представления, о чем письменно докладывается прокурору.
Письменное предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») также обязательно к исполнению должностным лицом, которому оно адресовано, его неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Результаты работы прокуроров по надзору за законностью деятельности органов дознания на этапе возбуждения уголовных дел систематически докладываются вышестоящим прокурорам для обобщения, анализа и при необходимости принятия мер прокурорского реагирования.
Для проведения сверок полноты регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях приказом начальника органа внутренних дел создается комиссия, председателем которой, как правило, назначается начальник штаба или иное должностное лицо имеющее аналогичные функции. Решение о персональном составе комиссии принимается также начальником правоохранительного органа, однако в нее в обязательном порядке должен входить сотрудник по регистрационно-учетной и статистической работе и секретарь, который ведет делопроизводство.
В обязанности данной комиссии входит систематическая, но не реже одного раза в полугодие, проверка полноты регистрации в КУС и результатов разрешения сообщений о происшествиях, поступивших в орган внутренних дел, а также сверка сведений, содержащихся в КУС, и сведений, полученных из других источников информации, включая корешки талонов-уведомлений.
Члены комиссии проводят сверки с алфавитным журналом, журналом входящей корреспонденции органа внутренних дел, журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналом учета административного производства, специальным номенклатурным делом.
Контроль полноты регистрации информации, поступившей в дежурные части по телефону, осуществляется посредством магнитофонной записи, которая регулярно прослушивается членами комиссии или ее председателем и сверяется с регистрацией сообщений в КУС.
По итогам проверки комиссия составляет акт, в случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник правоохранительного органа обязан принять безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В качестве примера можно рассмотреть организацию контроля в органах внутренних дел, так например, кроме начальника органа дознания субъектом ведомственного контроля за законностью деятельности дознавателей органов внутренних дел на этапе возбуждения уголовных дел является начальник подразделения дознания, его процессуальная компетенция (ст. 40.1 УПК РФ) включает в себя право поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении; принятие по нему итоговых процессуальных решений о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела; выполнение неотложных следственных действий либо производства дознания; внесение прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела; давать дознавателю обязательные к исполнению указания.
Судебный контроль.
Судебный контроль как форма процессуального контроля за законностью досудебного производства на этапе возбуждения уголовного дела главным образом сводится к рассмотрению судом жалоб в порядке ст.125 УПК РФ на процессуальные действия (бездействие) и решения дознавателей, принятые по итогам рассмотрения сообщений о преступлениях, а также жалоб на отказ в приеме органами внутренних дел сообщений о преступлениях.
Кроме того, в соответствии со ст. 123, 125 УПК РФ предусматривается возможность судебного обжалования дознавателем незаконных или необоснованных (по его мнению) указаний начальника органа дознания как должностного лица, реализующего полномочия органа дознания, и указаний прокурора.
При этом, субъектом обжалования могут выступать практически любые участники уголовного судопроизводства, а также лица, не имеющие процессуального статуса в деле, но в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Жалоба должна быть рассмотрена не позднее 5 суток с момента ее поступления единолично судьей районного суда по месту производства дознания или неотложных следственных действий (в случаях, когда речь идет об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела), а применительно к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, при отказе в приеме сообщения о преступлении в районном суде.
Стоит отметить, что территориальная юрисдикция районного суда распространяется на орган внутренних дел, сотрудники которого приняли соответствующее решение в порядке, установленном ч. 3, 4 ст. 125 УПК РФ.
В случае принятия судьей примет решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, следовательно признает действия (бездействие) или решение соответствующего должностного лица незаконными или необоснованными, он выносит постановление, где формулирует решение и мотивы его принятия и указывает на необходимость устранения допущенного нарушения (п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ).
Вопрос 2. Прокурорский надзор и судебный контроль за производством дознания.
Согласно статьи 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора или судебное решение.
При этом дознаватель вправе принимать лишь те процессуальные решения, которые прямо предусмотрены в законе, и обязан строго соблюдать установленную процессуальную форму их реализации. Вместе с тем многообразие практических ситуаций не позволяет установить в законе каких-либо четких, не предусматривающих алгоритмов действий дознавателя по всем без исключения уголовным делам, и выбор конкретного решения закон относит на его усмотрение исходя из обстоятельств дела.
Таким образом, процессуальное решение принимается дознавателем в соответствии с личным убеждением, на основе собственных выводов, сделанных по результатам анализа фактических обстоятельств дела, т.е. носит субъективный характер, который содержит в себе опасность ошибки. Учитывая, что дознаватель является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и осуществляет уголовное преследование, его процессуальные ошибки чреваты весьма негативными последствиями, связанными с нарушением прав участников уголовного судопроизводства, уголовным преследованием невиновных.
В целях обеспечения неукоснительного соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства и предотвращения возможных процессуальных ошибок дознавателя, а также недопущения либо пресечения злоупотреблений с его стороны ряд специально уполномоченных участников уголовного судопроизводства вправе (а в некоторых случаях они обязаны) контролировать его процессуальную деятельность и при необходимости вмешиваться в нее.
Правом и обязанностью контроля (надзора) за процессуальной деятельностью дознавателя наряду с начальником органа дознания и начальником подразделения дознания возложены на суд и прокурора. При этом указанные функции суд и прокурор реализуют не обособленно, а в процессе тесного взаимодействия с лицом, в чьем производстве находится уголовное дело.
Стоит учитывать, что при осуществлении судебного контроля или прокурорского надзора суд или прокурор контролирует, а дознаватель является подконтрольным, таким образом, подчиняющейся судебному или прокурорскому решению, в большинстве случаев, не связанных с обжалованием действий и решений дознавателя, именно дознаватель инициирует судебное или прокурорское производство по делу, обращаясь в суд или к прокурору с ходатайствами об ограничении конституционных прав и свобод граждан. В свою очередь, это позволяет говорить о наличии не одностороннего, а взаимного влияния данных участников уголовного судопроизводства.
Именно, на этапе дознания дознаватель, суд и прокурор вступают между собой во взаимообусловленные уголовно-процессуальные правоотношения, так, согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе досудебного производства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурорами являются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации.
Следует отметить, что понятие «прокурор» является собирательным и включает в себя целый ряд должностных лиц органов прокуратуры.
Исходя из объема процессуальных полномочий их можно разделить на две группы:
Первую группу составляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители, в их процессуальную компетенцию применительно к производству дознания входит:
1. Проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
2. Вынесение мотивированных постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
3. Право давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
4. Право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
5. Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего прокурора или дознавателя.
6. Участие в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении заявленных в суд жалоб.
7. Разрешение отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотводов.
8. Отстранение дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ.
9. Изъятие уголовного дела из органа дознания и передача его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи.
10. Утверждение постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.
11. Утверждение обвинительного акта по уголовному делу.
12. Возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
13. Дача согласия дознавателю на возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения в случаях, когда отсутствует заявление потерпевшего, находящегося в зависимом состоянии либо по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
14. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) органа дознания, дознавателя.
15. Рассмотрение жалоб дознавателя на указания начальника подразделения дознания, начальника органа дознания или нижестоящего прокурора.
16. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов до 30 суток с обязательным указанием на конкретные и фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
17. Поручение органу дознания проведение предварительной проверки сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации.
18. Разрешение споров о подследственности.
19. Продление срока дознания свыше 30 суток.
20. Некоторые иные полномочия.
Ко второй группе относятся иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации (перечень должностных лиц определен ст. 54 указанного закона).
К досудебному производству относятся процессуальные полномочия данных должностных лиц, установленные ст. 30, 35 вышеуказанного закона, на этапе дознания они наделены правом (по поручению прокурора) участвовать в судебных заседаниях по вопросам досудебного производства при рассмотрении ходатайств дознавателя о производстве процессуальных действий, рассмотрении судом жалоб и, если того требует защита прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, обращаться в суд с заявлениями, например, путем внесения кассационного представления на судебное решение по процессуальному вопросу, в рассмотрении которого они участвовали.
Кроме того, они вправе проверять исполнение требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также их учете; рассматривать жалобы, осуществлять некоторые иные полномочия, вместе с тем большинство полномочий прокурора не могут быть им делегированы.
Таким образом, вышеуказанные прокурорские работники хотя и участвуют в уголовном судопроизводстве, в том числе и на досудебных его этапах, обладают лишь незначительной частью полномочий прокурора, предусмотренных УПК РФ, и не вправе, например, утверждать обвинительный акт или продлевать срок дознания. Принятие таких процессуальных решений находится в исключительной компетенции прокуроров и их заместителей.
В соответствии со ст. 37 УПК РФ, на этапе дознания прокурор выполняет две взаимосвязанные функции: надзорную и уголовного преследования.
Уголовным преследованием (п. 55 ст. 5 УПК РФ) является деятельность прокурора, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, например в рамках уголовного преследования, прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о производстве тех или иных следственных действий, избрании подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
К надзорным полномочиям следует отнести проверку прокурором исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), право на отмену незаконных или необоснованных постановлений дознавателя о возбуждении уголовного дела (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и так далее.
Стоит отметить, что большинство полномочий прокурора трудно однозначно отнести к функции уголовного преследования или к функции надзора, поскольку они содержат в себе элементы и того, и другого и как представляется часто неотделимы друг от друга.
В качестве примера следует привести, следующее: давая согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище подозреваемого (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) или отменяя незаконное или необоснованное постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, прокурор осуществляет уголовное преследование, принимая меры к тому, чтобы виновный в совершении преступления был изобличен и понес заслуженное наказание. При этом, прокурор принимая решение по тому или иному процессуальному вопросу всегда осуществляет проверку действий и решений дознавателя на соответствие требованиям действующего уголовно-процессуального законодательства (таким образом прокурор предварительно изучает изложенные в соответствующем постановлении доводы дознавателя о необходимости и возможности производства данного следственного действия, оценивает законность и обоснованность сделанных выводов, по сути своей осуществляет надзор за процессуальной деятельностью дознавателя).
При анализе полномочий прокурора при производстве дознания следует выделить следующие основные направления процессуальной деятельности дознавателя по взаимодействию с данным участником уголовного судопроизводства:
- Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам применения к подозреваемому (обвиняемому) мер процессуального принуждения.
- Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам производства следственных действий, осуществление которых возможно только на основании судебного решения.
- Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам согласования производства иных процессуальных действий (принятию процессуальных решений).
- Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам обжалования.
- Процессуальная деятельность дознавателя по исполнению письменных указаний прокурора.
Полномочия суда на этапе дознания образуют процессуальный институт, получивший в юридической литературе название судебного контроля, предназначенного для обеспечения законности при производстве по уголовному делу, соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
Судебный контроль представляет собой систему предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств, призванных обеспечить реализацию судом функций судебной власти, что должно исключить незаконное и необоснованное ограничение прав личности в уголовном процессе, обеспечить восстановление этих прав в случае их нарушения, а также обеспечить их компенсацию.
В отличие от прокурорского надзора, одним из основных принципов которого является непрерывность, судебный контроль носит дискретный характер и осуществляется эпизодически.
Следует отметить, что хоть в п. 48 ст. 5 УПК РФ и подразумевается под судом любой суд общей юрисдикции, основной объем по осуществлению контрольных функций за законностью производства по уголовным делам на этапе досудебного производства приходится на долю районных судов и осуществляется судьей.
Согласно УПК РФ основными направлениями судебного контроля на этапе дознания является контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, производства следственных действий, а также иных процессуальных действий и решений дознавателя (рассмотрение жалоб на его действия (бездействие).
Основные полномочия суда могут быть объединены в следующие группы, каждой из которых соответствует направление процессуальной деятельности дознавателя по взаимодействию с судом.
- принятие решения о применении мер процессуального принуждения.
- принятие решения о производстве следственных действий.
- рассмотрение жалоб.
3. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам применения к подозреваемому (обвиняемому) мер процессуального принуждения. Исполнение дознавателем письменных указаний прокурора.
Под мерами процессуального принуждения принято понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц в целях успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.
В соответствии с главами 12—14 УПК РФ определяется исчерпывающий перечень таких мер, а также основания, условия и процессуальный порядок их применения.
Рассмотрению подлежит только группа мер процессуального принуждения, применяемых на основании судебного решения, которому предшествует получение согласия прокурора, а именно: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29, ст. 108, 109 УПК РФ); избрание меры пресечения в виде домашнего ареста и залога (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106,107 УПК РФ); наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 9 ч. 2 ст. 29, ст. 115,116 УПК РФ); временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности (п. 10 ч. 2 ст. 29, ст. 114 УПК РФ); наложение денежного взыскания на участников уголовного судопроизводства (ст. 117 УПК РФ).
В данном случае прокурор служит «промежуточным звеном» между дознавателем и судом, осуществляя проверку законности и обоснованности решения, принятого дознавателем, и соглашается либо не соглашается с ним (при отсутствии согласия прокурор с дознавателем, вопрос не может быть вынесен на рассмотрение суда).
Однако решение прокурора на основании ст. 123—125 УПК РФ может быть обжаловано дознавателем вышестоящему прокурору и (или) в районный суд по месту производства дознания.
При необходимости применения к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения дознаватель выносит постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства, которое перед направлением в суд предварительно согласовывается с прокурором.
Следует иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 224 УПК РФ дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого. Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и тем более составление обвинительного акта (основания для появления в деле обвиняемого) в данном случае возможны уже после того, как подозреваемый уже будет заключен под стражу.
Следует уточнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ в постановлении судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть указаны «конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение».
Для того чтобы судья принял постановление к рассмотрению, к нему необходимо приложить копии следующих процессуальных документов:
- копию постановления о возбуждении уголовного дела;
- копии протоколов задержания, допросов подозреваемого;
- иные имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, справки о судимости, данные о возможности скрыться от дознания, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.).
При производстве дознания возможно продление срока содержания обвиняемого под стражей на срок до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224, ч. 3 ст. 108 УПК РФ). Вопрос о продлении срока содержания под стражей может возникнуть в случае, когда дознавателем предъявлялось обвинение в связи с невозможностью составить обвинительный акт в течение установленных 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (ч. 3 ст. 224 УПК РФ), а дознание не удалось завершить в срок до 30 суток. Для этого дознаватель выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, которое также согласовывается с прокурором.
Домашний арест (ст. 197 УПК РФ) менее строгая по сравнению с заключением под стражу мера пресечения, однако также применяется только по судебному решению. Стоит отметить, что порядок действий дознавателя по избранию данной меры пресечения по сути аналогичен установленному ст. 108 УПК РФ для заключения под стражу, определение конкретных ограничений, которым подвергается подозреваемый, а также принятие решения о должностном лице или органе, осуществляющих надзор за соблюдением данных ограничений, является прерогативой суда.
Вместе с тем в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста дознаватель также должен изложить свои предложения по данному вопросу с учетом конкретных обстоятельств расследуемого дела.
Залог (ст. 106 УПК РФ) в качестве меры пресечения избирается также на основании судебного решения, для избрания меры пресечения в виде залога дознаватель должен вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства, которое, так же как и предыдущие, подлежит согласованию с прокурором.
Следует отметить лишь, что дознаватель самостоятельно определяет вид и размер залога, но с учетом мнения и финансовых возможностей залогодателя, при согласовании постановления прокурор вправе дать указание об изменении суммы залога в ту или иную сторону.
Сущность залога как меры пресечения заключается в том, что подозреваемый либо иное физическое или юридическое лицо (залогодатель) вносит деньги, ценные бумаги или ценности на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, а о принятии залога составляется протокол (ч. 1 ст. 106 УПК РФ).
Если залогодателем выступает лицо, не являющееся подозреваемым, то ему в обязательном порядке разъясняется существо подозрения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.
Денежные средства в размере, определяемом судом, вносятся на специальные счета, которые в районах открываются при территориальных управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Суды же областного звена обязаны заключать соответствующие договоры с казначейством.
В УПК РФ отсутствуют какие-либо ограничения в отношении круга лиц, правомочных выступить залогодателем.
В случае если подозреваемый нарушит обязательства, связанные с внесенным за него залогом, то дознаватель, в производстве которого находится дело, составляет протокол о нарушении. Далее протокол направляется в районный суд, и в течение пяти суток с момента поступления рассматривается судьей в присутствии нарушителя и дознавателя, его составившего. В случае неявки нарушителя в суд и отсутствия у него уважительной причины протокол рассматривается в его отсутствие, по результатам рассмотрения протокола судья вправе вынести постановление об обращении залога в доход государства или постановление об отказе в таковом (ч. 4 ст. 106, ч. 2, 3, 6 ст. 118 УПК РФ).
В случае если подозреваемый, в отношении которого был применен залог, соблюдал взятые на себя в связи с этим обязательства, то после рассмотрения дела по существу залог возвращается залогодателю, что отражается в приговоре либо определении, постановлении суда о прекращении дела. Когда решение о прекращении уголовного дела принимается в ходе дознания, то залог возвращается залогодателю дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.
При необходимости наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 9 ч. 2 ст. 29, ст. 115,116 УПК РФ), дознаватель с согласия прокурора выносит мотивированное постановление о возбуждение перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество. В описательно- мотивировочной и резолютивной частях постановления, конкретизируется, на какое именно имущество планируется наложение ареста, и указывается точное место его нахождения. При этом следует учитывать, что в перечень имущества, подлежащего аресту, не могут быть включены предметы, необходимые для самого подозреваемого, обвиняемого и лиц, находящихся на их иждивении (согласно перечня Приложения №1 УИК РФ).
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства наложение ареста на деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, и любые доходы от этого имущества, за исключением доходов и имущества, подлежащих возврату законному владельцу; на деньги, ценности и иное имущество, в которое входит имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; на деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); на орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, принадлежащие обвиняемому (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), указанная мера процессуального принуждения может осуществляться на основании постановления дознавателя с последующим уведомлением прокурора и суда для проверки его обоснованности и законности в порядке, установленном ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
При наличии оснований, указанных в ст. 114 УПК РФ, дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить перед судом ходатайство о временном отстранении подозреваемого от должности, которое в целом составляется по вышеуказанным правилам. При этом в описательно- мотивировочной части постановления дознаватель не ограничивается изложением своих выводов относительно необходимости применения данной меры, а приводит конкретные фактические данные (документально подтвержденные) в обоснование своей позиции.
В качестве оснований для данной меры процессуального принуждения дознаватель указать в соответствующем ходатайстве фактические данные, свидетельствующие о том, что подозреваемый, используя свое служебное положение, может:
- продолжать заниматься преступной деятельностью;
- воспрепятствовать производству по уголовному делу путем:
- воздействовать на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе,
- фальсифицировать и уничтожить доказательства;
- препятствовать надлежащему исполнению приговора.
Стоит отметить, что существует несколько вариантов участия прокурора в принятии дознавателем процессуальных решений (производстве процессуальных действий):
1. Согласованию с прокурором подлежат такие процессуальные решения дознавателя (согласно п. 41.1 ст. 5 УПК РФ согласием прокурора является его разрешение на принятие дознавателем процессуальных решений), как возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего, находящегося в зависимом положении или по иным причинам не способного защищать свои интересы; прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием и некоторые другие.
Соответствующие постановления дознавателей предусматривают графу для визы прокурора («Согласен» или «Не согласен»), решение дознавателя приобретает юридическую силу с момента получения согласия прокурора, без которого оно не может быть реализовано: уголовное дело не считается возбужденным или прекращенным и т.д.
2. Утверждение, данное решение прокурора предусматривается в обвинительном акте, и до утверждения прокурором уголовное дело не может быть направлено в суд.
3. Направление копии процессуального документа прокурору для осуществления надзора, дознаватель направляет прокурору такие документы, как постановления о возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания, уведомление о производстве ряда процессуальных действий, а также некоторые иные.
Процессуальная деятельность дознавателя не только поднадзорна прокуратуре, но и подконтрольна суду. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ он не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне защиты или обвинения. Основная задача суда — создание необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления прав, предоставленных им уголовно-процессуальным законодательством.
Исполнение дознавателем письменных указаний прокурора.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, при этом практически отсутствуют ограничения для прокурора в количестве и видах указаний, которые могут быть им даны дознавателю.
В качестве таких следует привести, например, указания о производстве допроса, обыска, избрании, отмене или изменении конкретной меры пресечения, приостановлении, возобновлении, прекращении уголовного дела.
Согласно УПК РФ, обязательными к исполнению дознавателем могут быть только письменные указания прокурора (ч. 4 ст. 41, п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Устные же указания следует расценивать как рекомендации, их неисполнение не может являться основанием применения к дознавателю каких-либо процессуальных или дисциплинарных санкций.
Даже если дознаватель не согласен с указанием прокурора, он все равно обязан его выполнить, но вправе обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящему прокурору в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ.
Лекция по теме № 7