Общий и ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Успешная борьба с наркопреступлениями невозможна без строгого контроля осуществления намеченных мер, а также без оказания практической помощи подчиненным. Основу такого контроля составляет специально разработанная система мер, направленная на:
– получение данных о том, как выполняются намеченные мероприятия, а также указания вышестоящих подразделений наркоконтроля;
– выяснение условий, в которых работают сотрудники;
– своевременное выявление недостатков в их работе и определение мер по устранению этих недостатков, оказанию им практической помощи.
Таким образом, рассматриваемый контроль – это постоянная деятельность, направленная на глубокое и всестороннее изучение состояния борьбы с наркопреступлениями, выявление положительного опыта, его популяризацию и внедрение в практику, а также обнаружение недостатков в работе и принятие мер к их устранению.
Процесс контроля можно разделить на две части:
– получение информации о состоянии работы по выполнению плановых и других намеченных мероприятий;
– формулирование и осуществление мер по устранению выявленных недостатков, внедрению положительного опыта.
Следует различать контроль работы сотрудников внутри органа наркоконтроля и тот, который практикует руководство отдела или управления только по линии своей службы. Первый осуществляют руководители подразделения и их заместители. Так, начальник подразделения непосредственно и повседневно контролирует работу сотрудников, изучает состояние дел оперативного учета и тем самым выявляет положительные и отрицательные моменты в их деятельности, оказывает им практическую помощь.
В этих же целях он ведет учет проделанного по схеме:
– заведено дел оперативного учета;
– направлено информации;
– проведено бесед, лекций, докладов;
– организовано рейдов, смотров;
– выявлено преступлений;
– возбуждено уголовных дел, привлечено лиц по раскрытым преступлениям к уголовной ответственности;
– работа с конфидентами;
– работа по делам оперативного учета и т.д.
Все это позволяет руководителю постоянно быть в курсе дела, совершенствовать деятельность аппарата.
Для контроля работы сотрудников используются их индивидуальные планы. Определение мероприятий, которые в срок не были выполнены или не привели к желаемым результатам, и изучение причин этого дают возможность выявить недостатки и наметить меры по их устранению.
Кроме того, в подразделениях практикуются ежедневные или еженедельные отчеты – рапорты (справки) о проделанном, а также еженедельное либо ежемесячное подведение итогов работы сотрудников на служебных совещаниях.
Контроль вышестоящего подразделения за деятельностью соответствующего подразделения осуществляется в следующих формах:
– заслушивание у начальника управления или отдела подразделения руководителя указанного подразделения;
– инспекторская проверка деятельности этого аппарата;
– целевые выезды сотрудников управлений с целью проверить конкретное дело или материалы, то или иное направление оперативно-служебной работы, оказать практическую помощь.
Комплексныепроверки осуществляются подразделениями ФСКН на основе годовых планов. Инспекторские группы формируются заранее с тем, чтобы ее участники могли всесторонне подготовиться. Проверка охватывает все стороны деятельности.
При этом изучаются следующие вопросы:
– знание оперативными сотрудниками своих функциональных обязанностей;
– знание ими основных вопросов борьбы с наркопреступлениями;
– состояние планирования и мер по решению задач, намечаемых планами;
– своевременность и эффективность проверки первичных сообщений о преступных проявлениях;
– работа по делам оперативного учета;
– организация взаимодействия с другими подразделениями, правоохранительными и контролирующими органами, СМИ и т.д.
Инспекторская проверка завершается составлением итогового документа (акта) и разработкой мер по устранению выявленных недостатков. Затем проводится служебное совещание либо издается приказ (либо одновременно то и другое), где подводятся итоги проверки, дается оценка деятельности службы, формулируются указания об ее улучшении в будущем.