Учителей
Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осуществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретичес-кого, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного, натуралистического и методического.
Эколого-теореттеский блок подготовки включает овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естествен-
методические аспекты психолого-педагогической коррекции
ненаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса «Охрана природы», который читается студентам всех специальностей большинства педагогических вузов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет ин-тегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов.
Этот синтетический по содержанию академический курс опирается на комплекс естественных наук и призван формировать у студентов целостную картину системы «человек — общество — природа». В рамках данного курса раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества.
На основе курса «Охрана природы» формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосферным законам, а гармонически интегрировать и т.п.
Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих раскрытие темы природы в литературе, музыке* визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы — важнейшее профессиональное условие эффективного экологического образования в сфере развития и коррекции субъективного отношения к природе.
Натуралистический блок подготовки педагогов предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.
Психолога-педагогическая коррекция...
Комплекс экологических технологий, которые необходимо освоить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюдение природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т.д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и технологии.
Технологическая подготовка педагогов для компетентного содержания растений и животных в образовательной среде предполагает получение знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; развитие умений и навыков по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; усвоение биотехнических сведений о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; овладение ветеринарными и фитопатологическими приемами; понимание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т.д. Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство, кинология, фелинология* и т.д.
Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики — так и специальную: психология экологического сознания и экологическая педагогика.
В рамках психологии экологического сознания рассматриваются закономерности развития системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы развития экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения субъективного отношения к природе; дается типология отношений людей к природе и характеристика различных типов этого отношения и т.д.
Экологическая педагогика вооружает учителей представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования. Анализируется содержание и формы
* Кинология (от греч. сагпз — собака + ... логия) — наука о собаках, их породах и уходе за ними. Фелинология — (от лат. ТеПз — кошка + ... логия) — наука о кошках, их породах, уходе, селекции и т.д.
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 433
процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования в мире и т.д.
Наконец, методический блок — предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т.д.
Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания школьной фото- и фильмотеки; навыками записи природных звуков — для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т.д.
Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то этр становится важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния.
Однако, главное условие профессионального роста педагогов (как студентов, так и учителей) — это их собственная активность в изучении опыта эффективного экологического образования, в поиске новых стратегий и технологий педагогического процесса. Согласно восточным педагогическим канонам, Учитель лишь показывает Путь, а Ищущий уже сам идет по нему так далеко, насколько сможет.
библиография