Общение как взаимодействие

Взаимодействие как предельно общая характеристика об­щения. Указание на факт взаимодействия в процессе общения представляет собой наиболее общую характеристику последне­го, равно как и любого другого природного или социального явления.

Рассмотрение общения как процесса взаимодействия вме­сте с тем крайне существенно и для понимания его природы, структуры, механизмов и законов функционирования.

Огромно значение взаимодействия людей и как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство су­ществующих социальных отношений.

Идея взаимодействия как принцип подхода к пониманию социально-психологического общения, его места и роли в со­циальной жизни общепринята и получила распространение сре­ди социологов и психологов.

Проблема межиндивидуального взаимодействия ставится и по-разному освещается в работах ведущих американских социо­логов Т. Парсонса, К. Янга, Л. Фримена, П. Сорокина и др. По мнению Т. Парсонса, элементарное взаимодействие индивидов составляет содержание первичного уровня социальной структу­ры [28, с. 30]. Аналогичного мнения придерживаются и другие со­циологи. Взаимодействие между двумя и более человеческими индивидами сейчас признается в качестве основного объекта ис­следования и единицы, подлежащей социологическому анализу.

К. Янг и Л. Фримен отмечают, что концепция взаимодей­ствия всегда рассматривалась как центральная и в социальной психологии, и в социологии, поскольку человек с самого мо­мента рождения является неотъемлемой частью взаимосвязан­ных и взаимодействующих социальных единиц [29, с. 622].

Структура взаимодействия. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом в процессе взаимо­действия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

Даже в таком, казалось бы, чисто символическом акте ме­жиндивидуального взаимодействия, каким является восприятие человека человеком, присутствуют все необходимые компонен­ты рассматриваемого процесса. Восприятие человека челове­ком вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной сторо­ной процесса любой совместной деятельности людей, необхо­димым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. Весь про­цесс, начиная с воздействия одного человека и кончая ответ­ной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации (А. А. Бодалев).

Я. Щепанский предпринял попытку обобщенной и систе­матической характеристики структуры общения как процесса взаимодействия. Взаимодействие, по его мнению, представля­ет собой систематическое устойчивое выполнение действий, ко­торые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Я

Взаимодействие, таким образом, складывается из действий. Каждое же социальное действие представляет собой си­стему, включающую в себя ряд элементов: а) действующий индивид, б) объект действия или индивид, на которого действу­ют, в) средства или орудия действия, г) метод действия или способ использования средств, д) реакция индивида, на кото­рого действуют, или результат действия [30, с. 84—86].

Взаимодействие как физический и как духовный контакт. Структурная характеристика общения как взаимодействия не исчерпывается указанием на основные элементы данного про­цесса. В целом взаимодействие в структурном отношении мо­жет рассматриваться как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного переме­щения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального или невербального информационного контакта [31].

Исторически первыми формами человеческого общения были как раз такие взаимодействия между индивидами, которые предполагали главным образом упорядочение, интеграцию, коо­перацию и дифференциацию их усилий и не затрагивали до поры до времени сферу духовного, интеллектуального контакта.

Первоначально язык, или, точнее сказать, речевые рефлек­сы, выступали только как средство социального взаимодействия, без всякой мыслительной функции. И лишь позже речь стано­вится самым важным орудием нашей мысли (Б. Ф. Поршнев).

Естественно, что аспект совместной групповой простран­ственно-временной деятельности как один из моментов взаи­модействия заслуживает внимания и самостоятельного изучения.

Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная груп­повая деятельность в процессе общения находится в прямой за­висимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми и что, наконец, сами способы как групповой кооперации, так и информационной связи в процессе взаимодействия имеют относительно са­мостоятельное значение. А из этого следует, что в структуре общения можно различать следующие основные аспекты, ха­рактеризующие взаимодействие как процесс:

а) совокупной, кооперативной деятельности;

б) информационной связи;

в) взаимовлияния;

г) взаимоотношения;

д) взаимопонимания.

Вся структура общения как процесса взаимодействия должна рассматриваться исторически и в динамике. Есть ос­нование, в частности, предполагать, что такие пласты взаи­модействия, как взаимоотношение и взаимопонимание, получали развитие постепенно, лишь по мере дифференциа­ции межиндивидуальных и социальных отношений и по мере формирования человеческой личности.

Наши рекомендации