С несовершеннолетними подозреваемыми и правонарушителями
Еще меньше респондентов используют прием «опора на положительное»: лишь каждый третий участковый уполномоченный милиции (33,2 %), каждый четвертый следователь (25,3 %), каждый пятый сотрудник уголовного розыска (21,2 %) и каждый десятый инспектор по делам несовершеннолетних (13,3 %). Причиной этого, на наш взгляд, являются негативные стереотипы, которые срабатывают у сотрудников в отношении подростков, совершивших преступление. Эти стереотипы есть у любого человека, который сталкивается с негативным, аморальным, а тем более противоправным поведением другого человека.
Таким образом, несмотря на то, что сотрудники органов внутренних дел имеют представления о приемах психологического контакта и обладают определенными коммуникативными навыками, они не в полной мере используют выше указанные приемы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Это в свою очередь приводит к возникновению почти у каждого второго сотрудника органов внутренних дел психологических трудностей в установлении и поддержании с подростками психологического контакта, что в целом снижает эффективность расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних.
Рассматриваемая проблема связана с вопросами уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.
Статья 22 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, требует обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. На этом же настаивает и Верховный Суд РФ, подчеркивающий, в частности, что в целях обеспечения строгого выполнения требований уголовно-процессуального законодательства, в том числе норм, специально регулирующих производство по делам несовершеннолетних, дела данной категории должны рассматриваться под председательством наиболее опытных судей, а специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии[125]. Подобная практика имеется и в органах внутренних дел. Но, к сожалению, не всегда это соблюдается и не на должном уровне проводится соответствующая работа.
5) Изучение в ходе предварительного расследования подозреваемого в преступлении несовершеннолетнего неотделимо от воспитания, перевоспитания его личности и побуждения к самовоспитанию. Увы, как показывают результаты нашего исследования, далеко не все и респонденты признают необходимость воспитательной работы с несовершеннолетними (см. табл. № 14).
Как видно из таблицы почти каждый третий сотрудник уголовного розыска и следователь (29,7 и 32,5 % соответственно), каждый пятый участковый уполномоченный (17,4 %) и каждый десятый инспектор по делам несовершеннолетних (10,4 %) считают, что в рамках своих служебных обязанностей они не должны заниматься воспитательной работой с несовершеннолетними подозреваемыми, правонарушителями. Заметим, что таким образом ответили сотрудники с разным стажем работы.
В связи с этим хочется отметить, что в соответствие с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указаниями министра внутренних дел и решениями февральской коллегии МВД России проблемам профилактики преступности несовершеннолетних в деятельности подразделений органов внутренних дел отводится особое значение. Неслучайно ст. 20 указанного закона гласит, что «органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации». Считаем, что в современных условиях трудно оспорить тот факт, что профилактическая работа неотделима от выполнения сотрудниками органов внутренних дел воспитательных функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. К сожалению, как свидетельствуют приведенные нами данные, предупреждение преступности, выявление, ограничение и нейтрализация факторов преступного поведения несовершеннолетних еще не стало для определенной части сотрудников милиции одной из основных задач их профессиональной деятельности.
Количество респондентов (в %) | |||||
Вопрос анкеты | Ответы | Следователи и дознаватели | Сотрудники УР | Инспекторы ПДН | Участковые уполномоченные милиции |
Должны ли Вы как сотрудник органов внутренних дел заниматься воспитательной работой с несовершеннолетними (подозреваемыми, правонарушителями)? | Да | 62,6 | 60,2 | 87,6 | 71,1 |
Нет | 32,6 | 29,7 | 8,4 | 20,1 | |
Если да, то в чем должна проявляться воспитательная работа сотрудников ОВД? | Проведение морально-нравственной беседы | 55,7; 3 ранг | 54,2; 3 ранг | 90,3; 1 ранг | 52,8; 1 ранг |
Глубокое и детальное изучение личности | 43,2; 4 ранг | 38,1; 4 ранг | 41,5; 3 ранг | 18,9; 3 ранг | |
Разъяснение положений закона | 64,8; 1 ранг | 63,6; 1 ранг | 43,7; 2 ранг | 34,0; 2 ранг | |
Склонение к признанию вины, раскаянию и даче правдивых показаний | 58,2; 2 ранг | 60,2; 2 ранг | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | 3,8; 4 ранг |
Таблица № 14. О проведении воспитательной работы