Глава 1. Краткая история формирования гендерной психологии
Т. В. Бендас
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Оглавление
Глава 1.Введение
Краткая история формирования гендерной психологии.................. 9
Стратификация полов в разных культурах .................................... .... 33
Предмет, задачи и методы гендерной психологии. ........................ 38
Теории и концепции ........................ ..................................................... 42
Выводы...................................................................................................... 55
Глава 2. Индивидные характеристики ............................................................ 60
Рост........................................................................................................ 60
Вес.............................................................................................................. 65
Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии ....... 66
Питание и отношение к еде..................................................................... 69
Телосложение........................................................................................ 71
Некоторые физиологические показатели ............................................. 80
Выводы....................... '.............................................................................. 82
Глава 3. Гендерная демография........................................................................... 85
Здоровье и болезни .............................................................................. 85
Пропорция полов в обществе............................................................. 89
Продолжительность жизни и смертность.......................................... 97
Выводы...................................................................................................... 102
Глава 4. Психомоторика ........................................................................ 104
Моторика в детском возрасте.................................................................. 104
Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного напряжения, волевое усилие 107
Скорость, точность и тренировка психомоторики............................... 114
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях............. 17
Лифтинг и причины половых различий в моторике............................ 122
Выводы................................................................................................ 124
Глава 5. Ощущения и восприятие........................................................... 127
Зрительная модальность........................................................................... 127
Зрительно-пространственные способности..................................... 139
Слуховая модальность.............................................................................. 152
Тактильная модальность........................................................................... 156
Другие модальности ........................................................................ 159
Социальная перцепция............................................................................. 165
Выводы................................................................................................ 169
Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174
Внимание и память................................................................................... 174
Общий интеллект, речь и математические способности...................... 182
Эмоциональные состояния...................................................................... 192
Выводы....................................................... .............................................. 197
Глава 7. Личностные характеристики.................................................. 200
Мотивация достижения и аффилиации ........................................ 213
Мотивация власти и доминантность...................................................... 221
Другие характеристики личности ................................................. 229
Выводы..................................................... . . ............................................ 238
Глава 8. Социальное поведение ......................................................... 243
Стиль поведения .................................................................................... 243
Успешность деятельности........................................................................ 252
Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 263
Выводы...................................................................................................... 272
Глава 9. Гендерные отношения .............................................................. 276
Гендерная сегрегация в детских группах ............................................ 279
Мужчины и женщины в деловом мире.................................................. 293
Дружеские и сексуальные гендерные отношения ....................... 299
Супружеские отношения......................................................................... 309
Взаимоотношения родителей и детей в семье ..................................... 318
Девиантные отношения........................................................................... 325
Выводы...................................................................................................... 333
Глоссарий .................................................................................................. 337
Литература............................................................................................... 346
Приложение к главе 1 ........................................................................... 371
Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372
Приложение к главе 2........................................................ '................... 393
Методика Люшера.................................................................................... 393
Приложение к главе 3........................................................................... 394
Методика самооценки С. Я. Рубинштейн....................................... 394
Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) ..... 394
Приложение к главе4............................................................................. 395
Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца ....... 395
Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегосяположения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой 396
Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского 396
Приложение к главе 5............................................................................. 397
Методики изучения зрительно-пространственных способностей 397
Методики изучения социальной перцепции......................................... 398
Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони................. 400
Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400
Приложение к главе 7............................................................................. 403
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403
Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) 405
Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас) 405
Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработкав модификации Т. В. Бендас406
Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас 410
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас 410
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V................ 411
Приложение к главе 8........................................................................... 417
Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова .......... 417
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера, модификация Т. В. Бендас 424
Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас 425
Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин» (разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация Т. В. Бендас) 427
Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.
Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий» (известны несколько ее изданий).
Татьяна Владимировна Беидас, доктор психологических наук
Глава 1