Категориальный строй парадигм развития в психологии
Методологическая рефлексия
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Сопоставьте парадигмы социоморфизма и культурализма в психологии, в чем их сходство и различие?
2. В чем заключается принципиальное отличие антропологической парадигмы и субъектного подхода в психологии развития от других методологических подходов?
3. В каких областях знания наиболее значим принцип развития?
4. Каково соотношение процессов присвоения готового и порождения нового опыта, процессов репродукции и творчества на этапах онтогенеза?
5. Можно ли считать, что в своем развитии ребенок должен пройти (воспроизвести) этапы культурно-исторической эволюции человеческого рода? Или можно ли вести речь о культурно-исторической рекапитуляции, повторяемости в процессах филогенеза и онтогенеза у человека?
6. Можно ли согласиться с утверждением, что в основе современной школьной практики лежит гносеологическая (когнитивная) установка?
7. Соотнесите между собой понятия «развитие», «образование», «взросление», «социализация».
Темы реферативных и курсовых работ
Принцип развития в современной философии, методологии, психологии.
Натурализм как методологическая установка в психологии развития.
Социоморфизм как методологическая установка в психологии.
Культура в качестве объяснительного принципа в психологии развития.
Историзм как методологический принцип в психологии развития.
Деятельностный подход к проблемам психического развития.
Принцип субъектности в гуманитарных науках.
Антропологический принцип в психологии развития.
Рекомендуемая литература
Основная
Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития //Принцип развития в психологии. М., 1978.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. М., 1982.
Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в философии // Вопросы философии. 1980. № 12.
Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Исторический подход к изучению психических явлений. Т. 1. Раздел 1. М., 1983.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Человек и мир. М., 1986.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6.
Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
Дополнительная
Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994. № 3.
Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. № 5.
Костюк Г. С. Избр. психол. тр. Принцип развития в психологии. М., 1988.
Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме // Психологический журнал. 1996. № 1.
Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.
Мясоед П. А. Системно-деятельностный подход в психологии развития //Вопросы психологии. 1999. № 5.
Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
Рапопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. 1994. № 3.
Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии 1992. № 3–4.