Интерпретация рисунков Максима К.
Первый рисунок, интерпретируемый как Я-реальное обозначил, что Максиму К. свойственна заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, он эмоционально реагирует на оценку себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения. Для него важно восхищение окружающих его внешним обликом, он стремиться обращать на себя внимание.
Переживание Я-реального для Максима К. связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью.
Ему свойственна вербальная агрессия, которая носит скорее защитный характер (однако повышенный уровень вербальной агрессии характерен для большинства представителей правоохранительных структур, коим он является).
Максиму К. характерна устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Рисунок показал, что Максиму К. свойственна поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, импульсивность принятия решения.
Ему характерны истероидно-демостративные манеры поведения, доля инфантилизма и эмоциональной незрелости, чувственности.
Отмечен высокий уровень тревожности, защиты носят недифференцированный характер, что говорит о внутренней готовности к самозащите любого порядка и в разных ситуациях, а также об ожидании подобных нападений со стороны окружающих. Однако возможно, что активизация недифференцированных защит связана с ситуацией тестирования.
Другая составляющая Я-концепции (Я-идеальное) представлена во втором рисунке. Второй рисунок в целом интерпретируется и как представленность некоторых устойчивых тенденций в самосознании, и как образ того, каким субъект, по его мнению, должен стать.
В процессе анализа второго рисунка обнаружена стойкая связь Я-идеального с претензией на продвижение и признание, с желанием повысить свое положение в обществе, самоутвердиться. Наблюдается тенденция от отрицательного оценивания собственного прошлого опыта (в Я-реальном) к претензиям на продвижение и признание, к самоутверждению.
Я-идеальное представлено следующими компонентами:
направленности своей деятельности на себя, на удовлетворение собственных интересов без учета (слабом учете) интересов окружающих;
вербальная агрессия не выражена (снижение агрессивных тенденций относительно Я-реального);
высокая значимость мнения окружающих о себе, придание этому большого значения (то же компонент в Я-реальном) – на наш взгляд это говорит о низком уровне рефлексии;
уделяется внимание рациональному началу в себе и окружающих.
В обоих рисунках присутствуют компоненты
инфальтильность и эмоциональная незрелость;
высокий уровень тревожности;
недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка.
В Я-идеальном опорная часть появляется (в Я-реальном ее нет), хотя и не является твердой, что говорит о стремлении Максима К. к основательности, обдуманности суждений в сочетании с тенденцией к высокому контролю за рассуждениями и выводами; на фоне представленности в Я-реальном легкомыслия в выводах и импульсивности в принятии решений.
Во 2 рисунке (Я-идеальное) по сравнению с 1 (Я-реальное) глаза и ресницы как элемент рисунка увеличились в размерах (относительно размеров всей фигуры) и тщательности прорисовки, что говорит об увеличении переживаемых страхов и опасений, а также об увеличении проявлений истероидно-демонстративной манеры поведения.
Такой элемент 2-го рисунка как ошейник с бубенчиками и поводком говорит, на наш взгляд, о стремлении занять подчиненную позицию, для того, чтобы чувствовать свою принадлежность кому-то, защищенность. Для испытуемого важно чувствовать свою связь с прошлым, не разрушать ее. Данная связь, по видимому, характеризуется для него подчиненностью, ведомостью, управляемостью в каждый момент времени.
В целом от Я-реального к Я-идеальному наблюдается тенденция к психологическому комфорту за счет редукции собственной активности по достижению целей, использованию энергии других (через механизм «вынужденной беспомощности»).
Случай 3.
Рис. 1. Рисунок несуществующего животного испытуемого Оксаны П.
(вариант «Я-реальное»)
Рис. 1. Рисунок несуществующего животного испытуемого Оксаны П.
(вариант «Я-реальное»)
Таблица 4
Сравнительная таблица представленности состояний самосознания в рисунках Павла Е.
Категории интерпретации | Я-реальное | Я-идеальное | Направление и динамика изменений |
Положение рисунка на листе | |||
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Рисунок ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Рисунок в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании. Рисунок в правой стороне вверху листа, - связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями. Рисунок в левой стороне и внизу — связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. | + | + | В настоящий момент – пассивность, отрицательные эмоции. Стремления - к самоутверждению, к повышению самооценки, претензия на продвижение и признание |
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь) | |||
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться, нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас" – эгоцентризм | + | + | В настоящий момент – боязнь активности, на фоне общей нерешительности. Маловероятны активные действия в будущем. |
Детали головы | |||
Уши - значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается). Глаза. Это символ переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы - заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой, придание этому большого значения | + + + + + | + + | В настоящий момент – переживание тревоги, и как следствие - демонстративность и вербальная агрессия. Придание большого значения мнению окружающих. Прослеживается заинтересованность в восхищении внешним статусом. Вероятнее всего мнение окружающих используется как основной ориентир для своих действий, для самооценки. |
Дополнительные детали головы | |||
Увеличенный размер головы - испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих. Дополнительные детали: Рога - агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами - определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная; Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. | + + + | + + | Стремление к снижению роли рационального начала и увеличению роли эмоционального. Снижение агрессивных тенденций (в Я-идеальном они не представлены). И в Я-реальном и в Я-идеальном значимым является принадлежность к своему полу, его подчеркивание. |
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент) | |||
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений. Характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность). | + + + | + + + | Испытуемый тщательно контролирует, что он говорит другим людям, старается не спешить с выводами и не высказывать те суждения, которые шли бы в разрез с мнением большинства. В Я-идеальном тоже представлены эти качества, то есть такой принцип он бы хотел сохранять и в будущем. |
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры | |||
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: крылья, щупальца, детали панциря, перья, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность. Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выраженa направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном). | + + | + + + | Стремление к охвату различных областей человеческой жизни, завоеванию своего места под солнцем, деятельности в различных направлениях, которые в данный момент остаются без внимания. При этом у испытуемого, по видимому, остаются сомнения в правильности своих желаний, в том будет ли он удовлетворен, если последует ними. В настоящий момент у него нет сомнений в собственной правоте и своих действиях. |
Контуры фигуры | |||
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура - защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность защиты: верхний контур - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, т.е. против старших по возрасту, родителей, руководителей и т.п.; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. | Рог, копыта, двойной контур, затемне-ния + + + | Небольшое затемнение бокового контура и шерсть сверху + + | В Я-идеальном активно меньшее число защит, чем в Я-реальном, их характер более сглажен, что говорит о тенденции к занятию более конструктивной позиции, которая субъективно более безопасна. |
Общая энергия | |||
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия), обратный же характер линий — жирная с нажимом тревожность. Резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа сигнализируют о резкой тревожности (какая деталь, какой символ выполнен таким образом – это то, к чему привязана тревога). | средняя + Рог, копыта, погоны, хвост | средняя + Крылья, хвост | В Я-идеальном тревога привязана по большей части к элементам защиты от окружающих. Кроме того, на погонах (как символе власти и статуса) сконцентрирована тревога. В Я-реальном тревога привязана к символу охвата различных областей человеческой жизни, завоеванию своего места под солнцем. И в Я-реальном и в Я-идеальном тревога привязана к хвосту (как к некоторому выражению отношения к собственным действиям, решениям, выводам), что говорит о сложностях в самооценочной деятельности. |
Общая оценка животного | |||
Общая оценка животного: тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных. Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). Уподобление рисуемого животного человеку (постановка животного в положение прямохождения на две лапы, одевание в одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки) свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке. Особенно весомы прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Вмонтирование механических частей в живую ткань животного, постановка животного на постамент, тракторные гусеницы; прикрепление к голове пропеллера, винта и т.п. - наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности - количество сочетающихся в фигуре элементов. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. | Угрожаю-щее + средние | Нейтральное средние | Тенденция снижения агрессивности к Я-идеальному. Рисунок, отражающий Я-реальное, подразумевает активность испытуемого за счет ущемления других, давления на них. Рисунок, отражающий Я-идеальное, подразумевает собственную активность испытуемого, действия которого не детерминированы (в отличие от Я-реальное) ощущением необходимости защиты своих интересов, попранных другими. |
Название | |||
Название. Рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.) - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.) - демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Поверхностно-звуковые названия без осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.) - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - иронически-снисходительное отношение к окружающим. Инфантильные названия имеют повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.). | Ментоед | Ментодруг | В название прослеживается тенденция (от Я-реальное к Я-идеальное) к уменьшению агрессивной направленности, к нацеленности на развитие социальных связей. В данном случае название отражает позиционирование себя по отношению к другим в 1 рисунке (Я-реальное) как угрожающего, преследующего, во 2 рисунке (Я-идеальное) – как социально адекватного, дружественного, «открытого». |
Представленность дополнительных деталей рисунка | |||
Погоны | Наличие погон в 1 рисунке (Я-реальное) говорит о важности для испытуемого наделения себя символом власти, желании ее иметь и предъявлять другим. |