Речевые свойства человека не существуют сами по себе - в них проявляются особенности личности. 3 страница

СУАВСХЕВИХНАИСНХВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВ ХАИВНХИВСНАБСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСАВ ХВкИХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНЛИЕНКХКИКХЕКВК ИСВХИХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХНСИАХКСК ВХКВНАВСИСНАИКАЕККИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВ ИСНАИХВИКХСНАИСВНКХАВИСНАХЕКЕХСНАКСВЕ F. ВЕАИСНАСНКИВКХКЕКНВИСНКХВЕХСНАСКЕСНКН АЕСН.КХКВИХКАКСАИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАНКН ВЕИНКВХАКЕИВИСНАКАХВЕИВНАХНЕНАИКВИЕАКЕ ИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВНЕКСНКСВХИЕСВХКНКВСК ВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕНКЕИВКАИСНАСИАИСХАК ВННАКСХАИЕНАСНАИСВКЕВЕВХКХСНЕИСНАИСНКВ ХВЕКЕВКВНАНСНАИСНКВВКХВИСНАКАХВХНАИСН ХЕКНСКАИЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХСНАИСВНК ХАВИСНАХЕКЕХСНАИКСНАВАКЕСВНЕХВЕХСНИСВК ЕВЕВХКХСНЕИСНАИСНКВХВЕКЕВКВНАНСНАИСНКС ВНЕ КХ.Н ЕКХНСАВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСА В К X С X Н Е И С X ИХ Е В И К В И Н А И Е Н Е К X А В И X Н В И X К X Е ЫВИЕСАИСНАИНЕКХНССНКАНКНВЕИНКВХАКЕИВИ СНАКАХВЕИВНАХНЕНАИКВИЕИСНАИСНКВИЕНАСН АИСВКЕВЕВХКХСИХНВИХКХЕНВИНЕКХНССННХИВС НАБСАВСНАНХЕКХНСИАХНАИСВНКХАВИСНАХЕКЕ ХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСИВКЕВКХКЕКНВИСНКХВЕХС

НАСКЕСНКНАЕСНКХКВИХКАКСАИСНАЕХКВЕНВХКЕ

АИСНКАНКНВЕИНКВХАКЕИВИВИХКХЕНВИНЕКХНС

АКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАНСВКХЕКНАИС

ИИСНЕИСНВКЕХКВХЕИВНАКИСХАЕИВКЕВКИХЕИСН

АИВХСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХСНАИ

СВНКХАВИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВКХ

КЕКНВИСАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕНВИЕСАИСНАИНЕ

КХНССНКАНКНВЕИНКВХЛКЕИВИСНАКАХВЕИВНАХ

НЕНАИКВИВНАХНЕНАИКВИЕИСНАЕИВИНВИНАИЕН

ЕКХАВИХВИНАИЕНЕКХАВИХСХЕВИХНАИСНХВКСН

АИСВХВХЕНАИСНЕВХАИВНХИВСНАБСАВСНАЕККА

СЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСХНЕИСХИХЕВИКВИН

АИАИСНКВЕВКХАВИВИНАИЕНЕКХАВИХХКХИВКЕВ

КВВИНАИЕНЕКХ.АВИХКХАВИИХНВИХКХЕАИСНКВЕ

ВИХНВИХКХЕАИСНКВЕВКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАС

АВКХСХНЕИСХИХЕВИКВИНАИКХЕХЕИС Н. А.Х К С X Е В

ИХНАИСНХВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВХАИВНХИВСН

АБСАВСНАЕККХАВИИХВИКХНЕНАИКВИЕНАИСНКВ

ХВЕКЕВКВНАНСНАИСНКСВНЕКСНЕКХНСАВСКВХКХ

ИВКЕВВИНАИЕНЕКХАВИХВСНАЕККАИХННАСАВКК

ХАВИХСХЕВИХНАИСНХВКСНХНВИХКХЕВИКВИИКА

СЕСНАИСНАСАВККАСЕСНАИСИХНКХАВИХСХЕВИХ

НАИСНХВКСНХНВИХКХЕВИКВИНИХНЕИСНАИСНКВ

ХВЕКЕВКВНАНСНАИСНКСВНЕКСНЕКХНСАВСНАХКА

СЕСНАЙВСНАЕККАХАВИХХКХИВКЕВКВВИНАИЕНЕК

ХАВИХКХАВИИХНВИХКХЕИХНКХАВИХСХЕВИХНАИ

СНХаКСННАСАВКХНВИХКХИХНВКВНАККХАВИХСК

ВХКХНЕИСХИХЕВИКВИНАИКХЕХЕИСНАХКСХЕХНЕ

ИСХИХЕВИКВИНАИКХЕХЕИСНАХКСХЕКХАВИХСХЕ

ВИХНАИСНХВКСНЕВИКВИНВСНАЕККАНАСАВККАСЕ

СНАИСЕВИКВИНКХАВИХСХЕВИХНАИСНХ

Обработка результатов: Определяется % концентрации внимания в каждую минуту опыта по формуле: % концентрации внимания = ((n - m)/N) x 100%, где N - общее количество заданных для вычеркивания букв, содержащихся в строках, просмотренных за одну минуту опыта; п -общее количество правильно зачеркнутых букв на этих строках; m -ошибки, то есть количество пропущенных и неправильно зачеркнутых букв.

Полученные данные сравниваются с существующими нормами: 81-100% - очень хороший показатель; 61- 81% - хороший показатель; 41- 61% - средний показатель; 21- 41% - низкий показатель.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности).




J1

Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

J Задание 3. Какие из высказываний верны и почему:

а) Внимание - необходимое условие выполнения любой
деятельности.

б) Внимание - врожденная особенность психической
деятельности.

в) «Внимание человека определяется структурой его
деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом
ее контроля» (А.Р. Лурия).

г) В акте сосредоточения сознания имеет место отражение
действительности.

д) Произвольное внимание - это сознательно регулируемое
сосредоточение на объекте, направляемое требованиями
деятельности.

Задание 4. Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему понятия, оставшиеся не включенными, не подходят в этот ряд:

а) Распределение внимания, отражение, непроизвольное
внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ,
психические явления.

б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг,
произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.

Л Задание 5. Укажите, из предложенных ниже вариантов, какие условия нужны для:

1. Поддержания произвольного внимания.

2. Возникновения непроизвольного внимания.

а) Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

б) Создание благоприятных условий для деятельности.

в) Устойчивость интересов.

г) Осознание долга и обязанностей.

д) Начало или прекращение действия раздражителя,
подвижность предмета на неподвижном фоне.

е) Новизна, сила, контраст раздражителя,
.ж) Активная умственная работа,
з) Контраст между раздражителями,
относительная сила раздражителя,
и) Необычность раздражителя.

к) Наличие косвенных интересов.

л) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета, м) Привычные условия работы. Задание 6.

Назовите условия, позволяющие сохранить распределение внимания:

а) Свободное владение одним видом деятельности при
совмещении нескольких занятий.

б) Группировка объектов внимания.

в) Непроизвольный переход от одного объекта к другому.

г) Совмещение двух видов умственной деятельности.

д) Одновременное выполнение умственной и практической
деятельности.

е) Связь между объектами внимания.

ж) Активность человека по отношению к объекту внимания.

з) Интерес к деятельности.

и) Автоматизированное выполнение одного из действий.

к) Одновременное выполнение двух трудных видов деятельности.

Задание 7. Экспериментатор бросал в круглый бумажный ящик горсть бобов и записывал то число бобов, которое он определил с первого взгляда, а затем сравнивал с тем количеством, что действительно находилось в ящике.

Какую характеристику внимания изучали в опыте?

Самостоятельная работа



ПАМЯТЬ

План

I Общее понятие о памяти и ее значение в развитии личности.

2. Виды памяти.

3. Характеристика процессов памяти.

Литература: 17, 21,22, 25, 26, 27, 31,33,41, 44, 45, 70, 75, 76. Теоретическое введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти:

1Л о времени сохранения материала:

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств, ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет

собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в -среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяете по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной (буаЬерной) называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения' информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти," может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долi«временной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Скорость извлечения информации из долговременной памятизависит от следующих факторов: величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор); ценности информации, установки человека, логической категоризации.

2.По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.



Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени "видеть" воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-: либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формирований двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без' особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

ЪЛо характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

В нервом случае имеют ввиду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Характеристика процессов памяти. \. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Факторы, определяющие сохранение информации в
долговременной памяти: установка личности, условия и организация
заучивания, привычность материала, контекст, мотивация,

мыслительная переработка информации.

Способы организации информации в памяти:

- пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

- ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);



- иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории - более общей или более частной - он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда
воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она
запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя
путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание -. процесс, необходимый для эффективной работы
памяти. С помощью забывания человек поднимается над
бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе
возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

- возраст;

- характер информации и степень ее использования;

интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

- подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов
памяти на уровне сознания и вытеснение их в область
бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить
о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается
"уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации). См.: Годфруа
Ж. Что такое психология,: В 2 т. - Т. 1, М.: Мир, 1992. С. 353-358.

Практическая работа

Задание I. После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома. Определите вид памяти.

Задание 2. Как-то раз актер должен был неожиданно .для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучил его роль: во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетело, как он выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта. Почему актер забыл

Роль? ... - • . -. ..■■ ■-.';: .

Задание 3. Для того чтобы учащиеся легче запомнили последовательность смены цветов в спектре, учитель просил их заучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждое слово этой фразы начинается с той же буквы, что и названия

цветов. Что можно сказать о приеме организации памяти, примененном учителем

Задание 4. Чем можно объяснить изложенные ниже факты? Какие практические выводы и рекомендации следуют из них?

а) Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и
предупреждают, что один из них' должен быть рассказан на
следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через
несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено,
что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они
помнят лучше».

б) После ответственного диктанта некоторые ученики класса
стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у
них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем уже никогда не
испытывают затруднений в написании этого слова. Если же отнести
выяснение правильного написания слова к моменту работы над
ошибками», то эффект будет иным.

Задание 5. От чего зависит процесс запоминания в следующем упражнении? Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

а) курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух -кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша -компот, лампа - вечер.

б) жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок -мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Задание 6. Какое общее явление памяти обнаруживается в следующих примерах? Как оно называется?

а) Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему
поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без
запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать.
Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести
стихотворение й повторил его без ошибки с первого раза.

б) Когда дошкольникам читают сказку и сразу же просят
воспроизвести, дети не в состоянии воспроизвести все события, о
которых только что слышали. Однако через некоторое время они
могут почти дословно пересказать эту сказку.

Задание 7. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова? Какое условие наилучшего запоминания будет соблюдать один из мальчиков?

Двое учеников 6 класса начали заучивать рассказ.

- Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, - сказал один.

- Совсем уж не такой большой, быстро сделаем, - ответил другой.





Задание 8. Ученик 10 класса жалуется учителю, что он десять раз прочитал текст параграфа по истории, но ничего не смог запомнить. Назовите возможные причины этого явления. Что бы вы ему посоветовали сделать? Свои рекомендации запишите

Самостоятельная работа

МЫШЛЕНИЕ

План

1. Понятие и виды мышления.

2. Теории мышления.

3. Формы мышления и мыслительные операции.

Литература: 5,9, 10, 15, 39, 59, 70.

Теоретическое введение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеческой действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Виды мышления

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление-это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает






практических действий, направленных на реальное преобразование действительности Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме.

Наиболее распространенной в психологии является классификация мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логичесское мышление

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о предмете. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Теории мышления

Теории, объясняющие процесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности в основном формируются прижизненно.

В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических навыков, связанных с решением задач.

В гештольтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него структуры.

В психоанализе мышление с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.

В советской психологической науке мышление стали понимать как особый вид познавательной деятельности, было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания.

Формы мышления

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем иа вопрос, что это такое? Наши знания - это система понятий. Каждый мыслительный акт основан на знаниях, понятиях и приводит к новым знаниям.

Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. В суждении выражается результат движения мышления от частного к общему, от явления к сущности.

Умозаключение - вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение подразделяют на: индуктивное - от частных суждений к общему, дедуктивное - от общего к частному; по аналогии - от одних частных случаев к другим частным случаям.

Основные мыслительные операции

К основным мыслительным операциям относят следующие:

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками;

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств объекта (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения.

Обобщение - основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.

Абстракция - расчленение объектов и выделение в нем
отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это
операция перехода от чувственного отражения к выделению
отдельных связей и отношений. :J-

Конкретизация - познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.

Практическая работа

Задание 1. Методика «Сложные аналогии». Методика используется для оценки логического мышления. Инструкция: «Определите отношения между словами в паре, найдите аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обведите





кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов».

Наши рекомендации