Искусство и творчество в работе менеджера:миф или реальность?
В XXI веке процесс освоения «информационных» профессий (менеджер-информационная профессия?)обществом продолжается, появляются все новые и новые специализации и области деятельности в этой сфере. Изменившаяся профессиональная парадигма общества предъявляет совершенно новые требования к культуре личности, к специалисту. И, пожалуй, самым главным требованием в настоящий момент стало наличие у человека не просто творческого потенциала (он есть у всех), а умение использовать, раскрывать этот творческий потенциал для решения конкретных задач. Иными словами, от профессионала XXI века требуется креативность.
Cледует также обратить внимание на две тенденции, которые развиваются в современном обществе, и если быть точнее, в современной деловой культуре. Во-первых, это тенденция к шаблонизации, автоматизации ежедневных рабочих практик: включить компьютер, проверить электронную почту, ответить на звонки клиентов, написать отчет – все это и многое другое зачастую делается на «автопилоте», рефлекторно. Вторая тенденция – беспрестанный поиск новых идей и нестандартных решений типичных задач. В настоящее время в технике, искусстве, рекламе и других сферах деятельности уже столько всего создано, что все сложнее становится удивлять, привлекать к себе внимание общественности. А залог успеха большинства компаний, организаций, продуктов, услуг зависит как раз от количества привлеченных к себе клиентов. Причем творческий подход сейчас требуется не только от общепризнанных творческих профессий (журналист, рекламщик, специалист по PR), но и всех других специалистов: продавцов (найти подход к любому клиенту), инженеров (оптимизировать производство) и др.
Таким образом,мы видим,что проблема искусства и творчества в работе менеджера в наше время очень важна,так как чтобы быть конкурентноспособным на нынешнем рынке труда и услуг, менеджеру необходимо быть креативным и разрабатывать новые,творческие ходы решения в искусстве эффективного управления персоналом.
Менеджеры в организациях
Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:
предпринимателя;
бизнесмена;
коммерсанта.
Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.
Основные качества, необходимые менеджеру:
мировоззренческая позиция:
наличие выработанной управленческой концепции;
желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
деловая компетенция:
обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
владеть современными методами менеджмента;
административный талант:
проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
обладать опытом административной работы;
иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
уметь осуществлять корпоративную поддержку;
личностные качества:
генетическая предрасположенность к лидерству;
обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
критически оценивать свои достижения;
уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
Требования, предъявляемые к менеджеру
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- знание технологии производственного процесса и его функционирования;
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
- знание общей экономической теории;
- знание теории маркетинга;
- а также общая эрудиция по специальности;
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
- умение быть в форме;
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
- выдержка в любой конфликтной ситуации;
- коммуникативность;
- умение слушать;
- интуиция;
- приспособляемость к ситуации;
- восприимчивость критики, самокритичность;
- уверенность в себе;
- авторитетность;
- стремление к успеху и готовность работать для этого;
- возраст и внешние данные;
- сила воли;
3. Личные способности:
- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
- умение распределять обязанности и давать четкие указания;
- умение стимулировать и мотивировать работников;
- легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности:
- ум и рассудительность;
- творческий потенциал;
- умение принять нужное решение;
- логическое, структурное, системное мышление;
- интуиция;
5. Рабочие приемы:
- рациональность и системность в работе;
- умение максимально концентрироваться;
- умение принятия решений и снятия проблем;
- самоменеджмент;
- умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
- активность и подвижность;
- энергичность;
- сила и здоровье.
В понятие «креативность» входят такие качества,как гибкость,самостоятельность,стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций;
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий,но и для менеджеров;Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни,которые требуют умения гибко и креативно реагировать на происходящие события;
Сейчас ни одна компания не может позволить себе расслабиться из-за жестокой конкуренции;Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях,которые способны нестандартно мыслить,находить новые идеи и подходы к управлению;
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности;Например,считалось,что менеджеры частных фирм более творческие люди,чем управленцы крупных государственных предприятий,а рекламщики креативнее финансистов;
Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста;
Чем же отличается креативный менеджер?В первую очередь,отсутствием страха перед стереотипами;Он рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения, так как креативный менеджер понимает,что любая технология,любой новый продукт,вид услуги быстро отстают от жизни;Поэтому он не борется с переменами,а предвидит их,принимая нестандартные решения и выводя компанию на передовые позиции;
Принимая на работу нового менеджера,работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт,но и личностные характеристики;
Как же проверить креативность менеджера?Довольно просто,нужно предложить кандидату в качестве тестового задания какую-нибудь типичную для компании ситуацию,требующую оперативного решения;Если он предлагает неожиданную схему действий,которая в то же время позволяет разрешить данную ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами,то это креативный профессионал!
Стоит отметить,что креативные менеджеры,как правило,чрезвычайно харизматичные личности,которые способны увлечь своими идеями весь коллектив;
Чтобы менеджеры могли проявлять свои творческие способности,в коллективе должен быть благоприятный психологический климат;Кроме того,менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании;Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста;Блокирует креативность и недостаток времени;Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования;
Креативность,как и любое качества характера,можно развивать и стимулировать;Что же для этого необходимо?
Работодателю необходимо:
1)создать комфортную зону для создания новых идей;
2)максимально задействовать знания сотрудников;
3)предоставлять новую информацию;
4)поощрять удачные предложения;
Для того,чтобы разобраться в вопросе « Искусство и творчество в работе менеджера:миф или реальность?» мы решили рассмотреть работу менеджеров в компании IKEA.
IKEA (торговая марка в России — ИКЕА, в бытовой речи часто произносят как икéя) — нидерландская производственно-торговая компания (имеет шведские корни), владелец одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. Полное наименование — IKEA International Group.
Компания имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании во всех маркетинговых коммуникациях. Основана в 1943 году в Швеции Ингваром Кампрадом.
Ингвар Кампрад начал торговать, c 5 лет, он покупал спички оптом в Стокгольме и продавал их в своей небольшой деревне в розницу. Первым покупателем стала его бабушка, которая поощряла юного бизнесмена. Ингвар продолжал торговлю, разносил товары лично и посылал их по почте, тогда это были ручки, карандаши, кошельки, рамки. В 1948 году в ассортименте впервые появилась мебель, а уже в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА в Швеции. Сеть магазинов стала разрастаться, в 1963 году ИКЕА вышла на международный рынок, начав с Норвегии.
Название «IKEA» является акронимом, и расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в приходе Агуннарюд, где он родился.
Компания IKEA занимается дизайном и реализацией мебели и сопутствующих товаров для дома, рассчитанных на массового потребителя. Концепция мебели ИКЕА состоит в том, что большую часть мебельного ассортимента покупатели собирают дома самостоятельно, также товары перевозятся в плоских коробках, тем самым снижаются затраты на логистику и сервис, что ведет к более низкой стоимости товаров.
С октября 2014 года IKEA начала продавать в своих магазинах в Швеции страховые полисы одного из видов личного страхования — страхования по беременности и родам.
В феврале 2016 года компания запустила продажу мебели с беспроводной зарядкой.
Проект IKEA Family был запущен для поощрения постоянных покупателей, также действует в России. Получение карты IKEA Family бесплатно. Карта позволяет получить скидки на некоторые товары. Также даются скидки на покупку продуктов и в кафе. В России обладатель карты получает бесплатную чашку кофе или чая. В некоторых странах (в России в том числе) для владельцев карт выпускается каталог IKEA Family Live.
В России с 2010 года компания совместно с банком «Кредит Европа Банк» выпускает финансовые карты IKEA Family, являющиеся платёжным средством, действующим только в магазинах IKEA.
Компания IКEA обладает уникальной корпоративной культурой.
Ее традиции, ценности и приоритеты создают особое чувство - вовлеченности в общее дело. В IКЕА каждый сотрудник становится членом сплоченной команды, нет барьеров между руководителями и рядовыми сотрудниками. Руководство личным примером - вот стиль IКЕА.
На работу приглашаются люди, готовые работать с полной отдачей, внимательные к клиентам и коллегам,приветствуется инициатива каждого сотрудника. В этом она видит путь к прогрессу. Управление построено по принципу горизонтальной координации с минимальным количеством вертикальных подразделений. В основе взаимодействие собственника с Советом директоров, а также взаимодействие менеджеров всех уровней между собой. Цель - обмен информацией и опытом.
Для того,чтобы взглянуть на устройство компании IKEA «изнутри»,мы решили задать несколько вопросов самим менеджерам IKEA. Сначала мы приехали к ним офис,но нам ответили,что из-за сильной загрузки менеджеры не могут ответить на наши вопросы, но если мы отправим эти вопросы на их почту,они обязательно ответят. Мы так и сделали. Но,прождав больше двух недель,никакого ответа так и не получили. Позже,мы позвонили по всем возможным номерам,указанным на их официальном сайте,но никто не отвечал. Из чего мы сделали вывод, что система связей с общественностью IKEA не идеальна и требует доработок.
Наш список вопросов выглядит вот так:
1.Какова структура организации менеджеров в компании IKEA?
2.Какие взаимоотношения менеджеров в коллективе IKEA?
3.Примеры творческих мероприятий,организованных менеджерами IKEA? (внутр. и внешние).
4.Неординарный подход к покупателям IKEA.Как рождаются идеи?
5.Искусство и творчество в работе менеджеров:миф или реальность?
6.Как креативность в работе менеджера влияет на торговлю?
А вот так мы сами ответили на эти вопросы:
1.
Организационная структура магазина ИКЕА:
ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ МАГАЗИНА:
• Информирует о процессе всех сотрудников
• Проводит тренинг по Беседам в случае запроса и обязательно для всех новых менеджеров
• Составляет расписание бесед в своем магазине
• Поддерживает менеджеров в процессе
• Предоставляет все материалы в магазине: формы, тренинг и т.д.
• Предоставляет статистику в центральный офис по запросу
ТРЕНИНГ-КООРДИНАТОР:
• Обеспечивает менеджеров информацией по тренингам, которые возможно провести в магазине (использует тренинг каталог и тренинг календарь)
• Вводит данные по проведенным беседам и планируемым тренингам
• Заполняет форму по кадровому резерву (TBU)
НАЧАЛЬНИКИ ОТДЕЛОВ И МЕНЕДЖЕРЫ:
• Составляет сбалансированное расписание для менеджеров
• Объясняет сотрудникам как работать с формами
• Инициирует беседы с сотрудниками
• Проводит беседы о п ланах развития, заполняет формы и предает из в отдел по работе с персоналом магазина
• Проводит промежуточные беседы в течение года
ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СЕРВИС ОФИСА:
• Создает годовой цикл бесед. Информирует магазины
• Предоставляет в магазины формы, презентации о процессе, процедуры по использованию форм, материалы для тренингов (на русском и английском)
• Поддерживает магазины на протяжение процесса.
2.Взаимоотношения в коллективе:
«…не важно, работаешь ты в Сервис-офисе, дистрибьюторском центре или в региональном магазине, ты чувствуешь себя частью большой семьи ИКЕА. В один из моих первых рабочих дней совершенно не знавшая меня сотрудница ресторана для сотрудников приветствовала меня так тепло и радушно, как будто мы были знакомы всю жизнь. Эта открытость и искренность до сих пор живут во мне, и я, в свою очередь, стараюсь передавать их другим.»-Александр Сосняков, менеджер группы Кухни в отделе питания ИКЕА Парнас, Санкт-Петербург.
3 . Творческие мероприятия IKEA.
На сайте IKEA FAMILY мы нашли следующие мероприятия:Мастер-класс по упаковке подарков из товаров ИКЕА,дегустация традиционных шведских угощений,мастер-класс по упаковке подарков "Волшебное преображение обычных вещей»,праздничный завтрак с Санта-Клаусом. 12 декабря мы попали на их акцию «фото с с Санта Клаусом». Для этого была оборудована специальная комната с новогодним интерьером IKEA.
6. Как креативность в работе менеджеров влияет на развитие компании.
Одним из примеров креативности в работе IKEA является выпуск каталогов с собственной продукции с фотографиями на обложке самих покупателей. Таких журналов можно получить до 4-х штук в одни руки и подарить их родственникам и друзьям. Таким образом, реклама становится более душевной и близкой к покупателям. Что,в свою очередь,стимулирует продажи.
Также,большую роль в стимуляции продаж является то,что в интерьерах все продумано до мелочей. Например,на кухне за обеденным столом,напротив каждого места стояли таблички «любимая мама», «самый шумный ребенок». Такие идеи мгновенно получают обратную связь, и на собственном опыте,можем сказать,что хочется перенять этот уют домой.
Особой оригинальностью отличается и наружная реклама IKEA. Например реклама табуреток: «Ваши ноги не железные»,шкафа: «Аналитический склад у мамы»,коробок для хранения вещей: «Узнайте,как все сложится», кресла-качалки: «Прогнусь под Вас» и т.д. Такая реклама становится обсуждаемой в массах,следовательно,хорошо влияет на продажи.
Особым показателем работы компании является атмосфера в самом коллективе. А её показатель - это отзывы о ней самих работников:«Это был путь не менее интересный, чем тот, который у меня впереди. В этом я не сомневаюсь, ведь в ИКЕА не бывает по-другому. Это часть души ИКЕА, которая делает нашу компанию особенной. Вся наша культура направлена на сохранение особой атмосферы, чтобы мы оставались похожи на небольшой магазин мебели в Эльмхульте, с которого началась история ИКЕА и где все сотрудники знали друг друга в лицо, свободно общались на любые темы, помогали друг другу во всем и делали тем самым одно большое дело.»-Александр Сосняков, менеджер группы Кухни в отделе питания ИКЕА Парнас, Санкт-Петербург.
Таким образом….. мы видим что креативность в работе мен…..это реальность…но не все менеджеры этим пользуются,но скорее всего они обладают низкой конкурентноспособностью.
На все вопросы из интервью отвечать не надо,я думаю,потому что там остались уже лично к ним. Рекомендации компании еще нужно придумать.Ну и оформление)