Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)! но относиться к новому оборудованию, когда они вдруг обнаруживают, что нелегко давшаяся им в прошлом адаптация к сходной машине потеряла теперь свою
но относиться к новому оборудованию, когда они вдруг обнаруживают, что нелегко давшаяся им в прошлом адаптация к сходной машине потеряла теперь свою ценность. Новая конструкция может казаться им несуразной, как новая марка автомобиля, поскольку она требует уже не привычных автоматических операций, а каких-то новых, сомнительных и требующих полного внимания действий. С другой стороны, отношение опытного потребителя к хорошо знакомому ему оборудованию также не объективно, поскольку действия, выполняемые при работе с этим оборудованием, уже прочно включены в структуру его нервной системы, стали динамическим стереотипом; поэтому он склонен защищать их от любых нападок.
2. Проанализировать систему человек -
машина для определения задач, возмож
ностей потребителя и художественно-
конструкторских требований к тем дета
лям конструкции, которые находятся в
непосредственном взаимодействии с пот
ребителем.
Этот этап, на котором человеческий и машинный компоненты соотносятся с задачами всей системы, описан в разд. 7.3 и 7.4.
3. Изучить путем наблюдения или моде
лирования особенно важные аспекты по
ведения как малоискушенных, так и
опытных потребителей предлагаемого
изделия.
Сомнения относительно приемлемости нового оборудования для потребителя можно еще до принятия критических решений попытаться разрешить одним из трех способов: с помощью контролируемых экспериментов, использованием абстрактных моделей поведения человека и путем "системных" экспериментов.
А. Контролируемые эксперименты.
Этот подход, основанный на "классической эргономике", как и все классическое, хорош, но не гибок. Принцип этого подхода состоит в том, что в лабораторных условиях создается ситуация, при которой может изменяться одна переменная (например, скорость рабо-
ты) и измеряется ее влияние на другуня переменную (например, на количестве! совершенных ошибок), в то время как! все другие переменные остаются жесткш зафиксированными. Традиционные мето! ды научного эксперимента следует до-! полнять специальными статистическими! методами (Зигель [88]), чтобы учести широкую вариабельность деятельности человека. Многие полагают, что строгости свойственна только технике и физике, и до сих пор не осознали, до какой степени классическая эргономика позволила заменить догадки о деятельности человека! твердо установленными фактами. НепраЛ вилъно утверждать, что поведение челове-Г ка слишком переменчиво и не может! быть измерено; имеется обширная науч-1 ная литература по различным аспектам! данной проблемы — от частоты ошибок] при наборе номера телефона до влияния! вибрации на водителей. Трудность coJ стоит в отыскании этих данных и вы-1 яснении их релевантности в практичен ских условиях, отличающихся от услоГ вий лабораторного эксперимента. К coJ жалению, многие из опубликованных! данных в большом числе случаев оказы-1 ваются нерелевантными, причем часто не] имеется соответствующих обоснований,] принципов и моделей, с помощью котоТ рых можно было бы предсказать поведение человека в новых ситуациях.
Измерения влияния размера шкалы на точность считывания, описанные Map-J релом и др. [89] , представляют собой! типичный пример контролируемых экс-я периментов, проводимых с целью полу- ] чения ответа на определенный вопрос проектирования. Испытуемым несколь-1 ко тысяч раз предъявлялись для считывания стандартные шкалы в фиксированных условиях освещения, где переменной служило расстояние. Как это ни удивительно, результаты эксперимента (рис. 9.8) показывают, что увеличение j видимого размера шкалы сверх неко-торого смехотворно малого размера уже не улучшает ни скорости, ни точности считывания. В книге Джонса и др. [90] описан аналогичный эксперимент для более коротких расстояний, давший идентичные результаты. Показания небольшой шкалы (рис. 9.9), установленной на расстоянии 76 см от глаз, могут быстро считываться с погрешностью до 95%. Эти результаты дают основания