Стамбул, стамбул

В мае 2005 г. группа из Санкт-Петербурга приехала в столицу Турции Стамбул для участия в "Первом Турецком Парапсихологическом Конгрессе". Когда мы получили приглашение на этот конгресс в декабре 2004 г., то долго раздумывали, стоит ли его принимать. В мире периодически проводятся конгрессы спиритуалистов и метафизиков, и множество людей в этом с удовольствием участвуют. Мы же занимаемся научным исследованием сознания и его влияния на окружающий мир — об этом и идет речь в этой книге, — поэтому слушать рассказы о контактах с внеземными сущностями и проделках Ури Геллера уже не очень интересно. Но состав выступающих на Конгрессе склонил чашу весов в пользу поездки.

Международные конференции и конгрессы имеют две основные разновидности: научные и публичные. На первых собираются ученые, занимающиеся тем или иным научным направлением, они читают доклады о своих достижениях и обмениваются мнениями о развитии своей науки. Регулярное участие в таких конференциях необходимо любому ученому, это дает возможность прочувствовать основные тенденции развития и лично познакомиться с коллегами из разных стран. В научном сообществе очень сильны корпоративные отношения: чтобы быть известным и чтобы коллеги обращали внимание на твои работы, надо участвовать в международной "тусовке".

Беда нашей российской науки во многом заключается в ее замкнутости: мы в основном общаемся друг с другом и печатаемся в российских журналах. Но кто же в мире будет читать статьи, написанные на русском языке? Вот и получается, что за открытия, сделанные в стенах российских лабораторий, получают призы и награды зарубежные исследователи, каким-то образом услышавшие о новой идее. Сейчас, правда, положение меняется, и российские фамилии все чаще мелькают в списках мировых номинаций. Естественно, для полноценного участия и для того, чтобы тебя приняли как полноправного члена, необходимо хорошее владение языками, преимущественно английским. За участие в таких конгрессах приходится платить, и чем престижнее уровень конгресса, тем выше оплата.

Второй тип собраний — это публичные конгрессы. Организаторы приглашают видных ученых, те читают лекции, и публика платит за удовольствие узнать что-то новое. Но для того, чтобы собрать достаточную аудиторию и окупить расходы, тема должна быть интересной. Обычно одновременно с конференцией устраивают и выставку-продажу изделий, имеющих отношение к теме собрания. На таких конгрессах платят выступающим.

В Стамбуле проводился Конгресс второго, публичного типа. Кроме нескольких турецких профессоров были приглашены ученые из Швейцарии, США и из России — автор этой книги вместе с группой поддержки.

Мне удалось приехать в Стамбул всего на полтора дня — слишком много дел было дома. Прямо из аэропорта мы приехали в Конгресс-Центр, и я окунулся в атмосферу Замечательно Организованного Праздника. В зале присутствовало более 500 слушателей, которые внимательно следили за выступлениями и презентациями, демонстрировавшимися на огромном экране.

В фойе продавались книги, музыка, и наши специалисты делали анализ состояния по свечению пальцев. Надо отметить, что наш стенд привлекал особое внимание. Во время каждого перерыва выстраивалась очередь желающих получить распечатку своего энергетического поля. Впрочем, это обычная ситуация на такого рода конгрессах.

Основными темами выступлений были различные подходы к исследованию паранормальных феноменов. Целительство, реинкарнационные воспоминания у детей, ощущения людей, переживших клиническую смерть. В целом пафос всех выступлений можно было свести к главному: являемся ли мы просто материальными объектами, управляемыми физиологическими импульсами и психологическими мотивациями, или в нас все-таки есть что-то более высокое, выделяющее нас из животного царства и придающее особый смысл всей нашей человеческой жизни? Иными словами — есть ли в нас "душа" и "Искра Божья" — или мы просто самые разумные животные?

Парапсихологи вот уже 150 лет пытаются ответить на эти вопросы, изучая особые феномены человеческого сознания. Казалось бы, как можно исследовать реинкарнацию? Однако американский профессор Ян Стивенсон из университета Вирджинии разработал для этого специальную методику. Он путешествовал по разным странам и записывал рассказы детей, которые вспоминали свои прошлые жизни. Они рассказывали окружающим о местах, где они прежде "якобы" жили, о ситуациях, в которых "якобы" бывали. Вам незнакома такая ситуация? Никогда с вами не бывало так, что, попадая в какое-то место, вы вдруг испытывали ощущение, что вы здесь уже были, что вам это место знакомо? Психологи называют такое ощущение "дежавю" и пытаются объяснить мозговыми аберрациями — ошибками восприятия и памяти. Но, может быть, это не ошибки?

Ян Стивенсон разработал шкалу оценки реинкарнационных воспоминаний у детей. Высший уровень — когда дети начинают говорить на чужих языках, которые не использует никто из окружающих. Таких случаев не очень много, но они все-таки есть, и часть из них подтверждена со всей научной точностью. Особенно впечатляет, когда это какой-то древний, не используемый в наше время язык. Естественно, сам ребенок не понимает, что говорит, и для окружающих его речь воспринимается как бессмысленная тарабарщина.

К этой же категории относятся случаи, когда дети могут описать какие-то места и ситуации, находящие последующее подтверждение. Таких случаев не очень много, прежде всего потому, что очень сложно найти конкретное место по расплывчатому описанию. Иногда это все-таки удается, когда описываемое место имеет специфические признаки, находится не очень далеко от места проведения интервью, а родственники и соседи ребенка активно подключаются к расспросам.

И, наконец, описания неких мест и ситуаций, не находящих подтверждение, но содержащие детали, которые трудно придумать ребенку. Скажем, детали одежды и быта других времен и народов.

Первоначально Ян Стивенсон собирал материалы в Индии и странах Юго-Восточной Азии. В этих регионах идея реинкарнации является естественной, и воспоминания детей "о прошлой жизни" никого не удивляют. Хорошо известно, что при поиске нового Далай-Ламы ребенок должен из группы предметов безошибочно выбрать вещи, принадлежавшие почившему Далай-Ламе. И такой ребенок всегда находился, хотя иногда на поиски тратились годы. Поэтому интервью Яна Стивенсона в этих странах встречали интерес и поддержку со стороны всех участников. Однако в дальнейшем американский исследователь и его последователи расширили круг поисков на другие страны Азии и Европу. Оказалось, что и там можно было найти детей с необычными воспоминаниями. В частности, на Конгрессе в Стамбуле профессор из Швейцарии докладывал о результатах своих интервью за несколько лет работы в Турции. Ему удалось найти более десятка детей, вспоминавших прошлые жизни. Фактор, сильно мешающий исследователям в этой области, — телевидение. Чего там только дети не насмотрятся... Поэтому в результат были включены только воспоминания малых детей и преимущественно живущих в деревне. Все-таки там дети больше времени проводят на улице, вдали от голубого экрана. Правда, даже в городе вряд ли кто будет смотреть передачи на чужом языке, а уж тем более на исчезнувшем.

Особое внимание на Конгрессе было уделено исследованию Сознания, и в частности Измененных Состояний Сознания (ИСС). Мы еще не раз упомянем этот термин на страницах данной книги, поэтому на нем имеет смысл остановиться особо. Основной носитель нашего сознания — это мозг, и ученые много веков пытаются проникнуть в его тайны. XX век позволил сделать огромный прогресс в этом направлении. Исследование больных с частично поврежденным мозгом в результате инсульта, ранения или травмы, анализ сигналов от вживленных в мозг электродов и, наконец, электроэнцефалография — запись электрических потенциалов с поверхности головы — позволили составить детальную карту областей мозга и его отклика на различные стимулы: свет, звук, раздражения. Кстати, вспомним, что электроэнцефалография была создана для исследования телепатии и долгое время считалась лженаукой — записью случайных колебаний. Теперь без этого метода немыслима ни одна нейрофизиологическая лаборатория. В конце XX века появилось новое мощное направление — томография мозга. Она позволяет в реальном масштабе времени наблюдать активность нейронов мозга при решении сложных когнитивных задач. В частности, большую известность в мире получили работы американских исследователей по томографии мозга буддистских монахов во время медитации.

Но только ли мозг отвечает за наше сознание? Что же такое мышление, сознание? Только ли это свойство мозга или в этом процессе участвуют все наши системы? Происходит ли мышление только внутри нашей головы или мы получаем какие-то сигналы, какую-то информацию непосредственно из окружающего пространства, из "поля коллективного сознания"? Почему одни и те же идеи зачастую приходят в голову людям в разных концах земного шара, и они потом долго оспаривают приоритет открытия и судятся за патенты? Почему люди после пересадки сердца вдруг начинают обретать привычки погибшего человека?

Профессор из университета Аризоны Гарри Швартц, всемирно известный своими работами по исследованию сознания, провел следующую аналогию (см. табл. 1). По признакам поведения компьютер все более похож на человека, и даже с радиоприемником у нас есть общие черты. Но все аппараты действуют по внешней программе, получая сигналы управления от кого-то извне. Может быть, и наше сознание — это только часть более глобальной системы, некоторого Коллективного Сознания, Информационного Поля или Вселенской Сети?

Таблица 1.

Человек Радиоприемник Компьютер
Говорит Аналогично Аналогично
Решает задачи Аналогично
Может находиться во включенном или выключенном состоянии (сон, наркоз) Аналогично Аналогично
Реагирует на стимулы Аналогично при подключении датчиков
Планирует деятельность Аналогично (например" игра в шахматы)
Мыслит Нет Нет

На эти, как и многие другие, вопросы у нас нет ответа. Но эти вопросы надо ставить. Грамотно поставленный вопрос будоражит сознание, заставляет задумываться, иногда позволяет получить какие-то ответы. Во всяком случае, осознать, что мы только-только приступили к исследованию сознания и эта тема требует многолетних усилий и, без сомнения, является одним из важнейших направлений науки XXI века. Давайте сделаем небольшой экскурс современных представлений по этой теме.

Наши рекомендации