Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания
Вопросы самосознания, признаются наименее изученными в отношении детей с отклонениями в развитии Известно, что уровень развития самосознания зависит от интеллектуального уровня, от ,, особенностей эмоциональной сферы и личности ребенка в целом. В ; свяги с jthm его изучение может дать ценную информацию для дифференциации детей с ЗПР и умственной отсталостью. Оно необходимо при определении задач психокоррекции, направленной на развитие различных аспектов самосознания: идентификации, самооценки, рефлексии.
Название методики:«Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации».
Автор:Н. Л. Белопольская.
Источник:Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. - М., 1999.
Возраст обследуемых:от 3до 11лет.
Цель:оценка уровня сформированности аспектов самосозна-
, ния, которые связаны с идентификацией пола и возраста.
; Стимульный материал.Два набора карточек-рисунков, на ко-
торых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изобра-'' женного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости (рис. 11а, б).
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Дается инструкция: «Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть». После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным. Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Дается инструкция: «А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть». Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола. В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.
Выбор «идентичного» персонажа отмечается крестиком в скобках, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиций указываются номера выбранных карточек.
Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в бланк протокола, например:
Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве «образа будущего» дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: «потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)». Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в бланке протокола:
Начиная с 5 лет, дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних «папа» и «мама». Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в бланке:
Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности. Например, привлекательный образ - 4, непривлекательный образ -6.
Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.
Оценка и интерпретация результатов.Проводятся на основе сравнения показателей испытуемого с данными детей с нормальным развитием соответствующей возрастной группы.
Дети с НПР характеризуются следующей половозрастной идентификацией.
А 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:
Большинство детей в возрасте 6-7 лет правильно устанавливают полную идентификационную последовательность. Некоторые испытывают затруднение в идентификации себя с образом «старость».
Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непри-
влекательным. Образ «младенца» также оказывается для многих
* непривлекательным.
В исследовании Н. Л. Белопольской (1999) было установлено, что шестилетние дети с ЗПР справляются с заданием, то есть показывают на картинке, какими они являются сейчас, были раньше и будут потом. Но для многих из них оказывается трудным правильно построить полную идентификационную последовательность. Им недоступна идентификация с образом «старость». Именно этим они
1 отличаются от здоровых детей.
Некоторые умственно отсталые дети в этом возрасте идентифицируют себя с образом дошкольника, но не понимают смены возрастных образов на протяжении жизни человека. Часть умственно отсталых дошкольников вовсе не могут идентифицировать свой возраст и пол с каким-либо рисунком, соотнести свое «зеркальное» изображение с одним из образов персонажа.
Диагностически значимым являются ответы детей на вопрос о привлекательном для них возрастном образе. По данным Н. Л. Белопольской, здоровые дети и некоторые дети с ЗПР, которые оказываются наиболее перспективными в плане коррекционной работы, обнаруживают четкую ориентацию на будущий возрастной образ младшего школьника либо старшеклассника. При более выраженной ЗПР и умственной отсталости в качестве привлекательного образа чаще выбирается либо дошкольник, либо младенец.
Название методики:«Лесенка» (модифицированный вариант самооценочной методики Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн).
Автор:Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн.
Источник:1) Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - СПб., 1998. 2) Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.
Возраст обследуемых:старший дошкольный и младший
школьный.
Цель:характеристика особенностей самооценки: общего представления ребенка о себе, представления об отношениях к нему других людей, соотношения этих представлений.
Стимульный материал.Нарисованные на листе бумаги лесенки из 5 ступенек, разделенных центральной чертой, бумажная фигурка мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка), которую можно ставить не лесенку. Количество лесенок-шкал может варьироваться в зависимости от задач исследования от 1 до 7. Для изучения самооценки ребенка с ЗПР мы предлагаем использовать четыре шкалы: «ум», «характер», «здоровье», «счастье».
Процедура проведения.Процедура напоминает игровую ситуацию. Если используется одна лесенка-шкала, то дается инструк-
. 138
ция: «Посмотри на эту лесенку. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На самой верхней окажутся самые хорошие, послушные, добрые ребята; на средней - хорошие дети, но они иногда балуются, шалят; внизу - непослушные, злые мальчики и девочки». После этого ребенку дается фигурка человека и просьба поставить ее на ту ступеньку, на которую ребенок поставил бы сам себя: «А куда ты сам себя поставишь?». Затем предлагают поместить фигурку туда, куда его поставят взрослые: мама, папа, воспитательница и т.д. Если используется несколько лесенок-шкал, то дается более конкретная характеристика детей: «... На верхней ступеньке самые умные ребята; посередине - так себе ребятишки -не умные и не глупые; на последней, самой низкой - самые глупые ребята. Как ты думаешь, на какой ступеньке сидишь ты?» и т.д. Затем также как и в ситуации с одной шкалой определяют представление ребенка о том, как к нему относятся другие люди.
Оценка и интерпретация результатов.Каждый выбор ребенка получает значение от 1 до 5 баллов по количеству ступенек. Исследователи возрастной динамики самооценки сходятся во мнении, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у большинства нормально развивающихся детей остается высокая самооценка. В данной методике они ставят себя на пятую или четвертую ступень (5-4 баллов). Если используется несколько шкал, то хотя бы на одной лесенке ребенок «оказывается» на четвертой ступеньке. Это объясняется так: «Я иногда балуюсь», «Бывает, что что-то у меня не получается» и пр.
Учитывая возрастные данные, мы предлагаем следующую схему оценки результатов: 1) низкая самооценка - 1 - 3 балла; 2) средняя - 3 - 4 балла, 3) высокая - 5 баллов. Диагностическую ценность представляет также другой показатель - наличие и величина разрыва между собственной самооценкой ребенка и его оценкой глазами других.
Благополучной признается высокая самооценка, которую ребенок объясняет, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. При этом он считает, что оценка других такая же.
Рассмотрим признаки неблагополучной самооценки.
1. Высокая самооценка сочетается с ожиданием высокой оценки от значимого взрослого. При этом ребенок либо вообще не обосновывает свой выбор, либо дает скудное объяснение, без указания реальных успехов. Чем старше ребенок, тем вероятнее такая ситуация может отражать его личностную незрелость, инфантилизм. Подобные оценки можно увидеть у детей с эмоциональными нарушениями, которые интенсивно используют два защитных механизма - отрицания (непринятие фактов, очевидных для других, но болезненных для самой личности) и подавления (забывание тревожной
информации). Такой ребенок в тестовой ситуации выдает желаемое за действительное.
2. Обнаружен разрыв оценок. Он может быть признан благо
приятным, если ребенок ставит себя на четвертую ступень, а взрос
лый (например, мама) ставит его на пятую. Он уже критично подхо
дит к каким-то своим качествам, но ощущает твердую поддержку,
доброжелательное отношение к себе значимого человека.
Другой вариант разрыва - ребенок ставит себя выше, чем поставил бы его значимый взрослый. Есть переживание, что его считают плохим, неважным, его не любят и не ценят. Как правило, из окружения ребенка находится кто-то, кто, по его мнению, поставит его на верхнюю ступеньку, например, дедушка. Эту информацию психолог непременно должен использовать в психокоррекции.
3. Возможно проявление компенсаторной самооценки: оцени
вая себя низко по одной шкале, ребенок завышает оценку другого
качества, при этом можно видеть, что это завышение не имеет ре
альных оснований. Например, часто болеющий, с плохой успевае
мостью школьник дает низкую оценку своему здоровью и характеру,
но высокую - уму, не ссылаясь при этом на мнение взрослых или
реальные достижения.
В современной специальной психологии существует мнение, что при ЗПР самооценка детей неадекватно завышена. Но по нашим данным, у этой категории детей встречаются все три признака неблагополучия. Необходим дифференцированный подход в коррек-ционной работе в зависимости от варианта развития самооценки ребенка с ЗПР.
Задание для самостоятельной работы
Подготовка стимульного материала. <,, ,