Методы интерактивного обучения
К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. По сравнению с традиционными технологиями в интерактивном обучении наполняются новым содержанием роли педагога (учителя, преподавателя) и учащихся (школьников, студентов). Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучаемого в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.
Исходя из того что обучение является процессом социальным, коллективным, а не сугубо индивидуальным, инструментарий воздействия в системе интерактивных методов представлен групповыми методами обучения. Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной группе, независимо от содержания поставленных задач (учебно-познавательных, творческих, психокоррекционных). АГМ условно объединяют в три основных блока:
1) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);
2) игровые методы: а) дидактические, имитационные и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); б) ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); в) мозговой штурм; г) контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
3) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Интерактивные технологии стимулируют развитие творческих способностей в результате активной совместной учебной деятельности. Особо следует заметить, что активность – это не спонтанное проявление личности, а социальное образование, которое черпает ресурсы в общении и деятельности. Как показывают исследования, активность в сотрудничестве личностью всегда расценивается очень высоко. Совместная деятельность для обучаемых необходима не только в целях обмена информацией, приобретения опыта. Главное заключается в том, что человек «смотрится» в другого человека как в зеркало и этим многое соотносит в себе. В этой связи необходимо отметить социализирующую функцию интерактивных методов обучения. Активность обучаемых обладает социальной значимостью, от нее зависит успех общего дела. Это школа коллективных отношений, пробуждающих у обучаемых весь спектр переживаний, связанных с конкуренцией и лидерством, взаимоотношениями с людьми, решением профессиональных и личных проблем.
Деловые игры. В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. В практике высшей школы успешно применяют имитационные деловые игры, основанные на психолого-педагогических принципах. Деловая игра (ДИ) представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Создавая в обучении имитацию конкретных условий и динамики профессиональной деятельности, а также действий и отношений специалистов, ДИ служит средством развития теоретического и практического мышления, актуализации, применения и закрепления знаний, усвоения профессиональных норм и правил взаимоотношения будущих специалистов.
Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения. Их можно проводить перед изложением лекционного материала, после него или организовать на основе ДИ весь учебный процесс. Следует отметить, что при опоре на имеющиеся знания деловая игра проходит более качественно и содержательно.
Основными компонентами ДИ служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой организации, правила игры и описание профессиональной обстановки. В правилах фиксируют состав и описание ролей участников игры, регламентирующие деятельность игроков материалы (методики, приказы, должностные инструкции по каждой из ролей). Основным инструментом игры является поведение участников. Очень важен правильный выбор временного режима проведения игры и воссоздания реальной обстановки. Регламент игры определяет общие требования к режиму ее проведения и к инструкциям.
Для достижения поставленных учебных целей на этапах разработки и реализации ДИ следует соблюдать следующие взаимообусловленные психолого-педагогические принципы:
а) имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;
б) воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у студентов состояние затруднения;
в) совместной деятельности участников в условиях субъект-субъектного взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;
г) диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимого условия решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений (в ситуации неоднозначного реагирования на одинаковую информацию участников игры);
д) двуплановости игровой учебной деятельности (ДИ решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста, обучению профессиональной и социальной компетенции в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу).
По уровню сложности деловые игры разделяют на следующие виды: 1) «анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций»; 2) «разыгрывание ролей»; 3) полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).
Накопленный вузами (и школами) опыт свидетельствует о том, что учебные игры можно успешно применять при изучении самых разны дисциплин. У деловых игр есть свои достоинства, недостатки, определенные области применения. Игровая форма учебной деятельности имеет много преимуществ по сравнению с традиционной технологией обучения. Это и большая эффективность учебного процесса, и высокая активность и работоспособность студентов, и интенсификация межличностного общения, и наличие ярких эмоциональных переживаний, и обеспечение условий появления познавательно-профессиональной мотивации и творческой направленности личности. Однако не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Негативная сторона ДИ связана с недостаточно глубоким пониманием их сущности прежде всего как педагогического явления, главное в котором – не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Применение ДИ требует от преподавателя серьезной подготовки в специальных областях.
Интерактивные технологии в сочетании с проблемностью имеют особую ценность в преподавании психологии. Обучение психологии направлено на достижение единства знания и действия, т. е. овладение способами психологического познания других людей и себя и практической реализацией методов построения взаимодействий с целью преобразования поведения и образа мыслей других людей и себя. Сложность достижения цели психологии заключается в особом переплетении способов познания и преобразования, познавательного и личностно-преобразующего типов отношений.
Лекционная форма обучения
На протяжении всей истории высшей школы ведущей формой и методом обучения является лекция. Назначение лекции в настоящее время рассматривается как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
У лекционной формы обучения есть как сторонники, так и противники. Аргументы последних: – лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления; – отбивает вкус к самостоятельным занятиям; – многие студенты только механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить.
В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Думается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.
Достоинства лекции:
1) творческое общение преподавателя с аудиторией,
2) эмоциональное взаимодействие с аудиторией,
3) экономный способ получения основ знаний в обобщенном виде,
4) активизация мыслительной деятельности,
5) побуждение к поиску, более углубленной проработке учебного материала.
От преподавателя зависит, насколько полно он использует все потенциальные возможности лекции, как ведущей формы обучения.
Основные функции лекции:
- Информационная
- Ориентирующая
- Объясняющая (разъясняющая)
- Убеждающая (доказательная)
- Воодушевляющая, увлекающая, заинтересовывающая. Интересная лекция побуждает и стимулирует работу мышления. Следует отметить, что интересна лекция, которая имеет личностный смысл. И еще, новизна учебного материала не должна быть абсолютной, так как, если все новое и не на что опереться (нет знаний), то такая лекция неинтересна.
Требования, предъявляемые к лекции:
– нравственная сторона (основная направленность лекции это воспитание студентов);
– научность, информативность (лекция должна обеспечивать современный научный уровень подачи материала);
– доказательность и аргументированность (достигается наличием в лекции достаточного количества ярких и убедительных примеров, научных доказательств, обоснований, фактов и т. д.);
– активизация мыслительной деятельности студентов;
– четкая структура и логика изложения вопросов темы (это достигается благодаря тщательно продуманному плану изложения лекции);
– эмоциональная форма изложения;
– использование методических приемов обработки подаваемой информации (выделение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, определений; повторение отдельных мыслей в различных формулировках);
– изложение лекционного материала доступным и ясным языком (следует разъяснять и писать на доске все вновь вводимые понятия, термины и названия);
– использование (по возможности) аудиовизуальных, технических средств и дидактического материала, в том числе, раздаточного.
В зависимости от содержания и характера излагаемого материала лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга. Но есть общие методические положения:
1. После сообщения темы – студенты записывают план лекции. Преподаватель излагает материал в строгом соответствии с планом. В ряде случаев бывают отклонения, когда преподаватель сообщает: «Этот вопрос Вы проработаете самостоятельно по учебнику к следующему практическому занятию» и после этого переходит к рассмотрению очередного вопроса плана. Обычно студенты по плану лекции готовятся к семинарскому занятию. Возможны случаи, когда вопросы даются в более широком контексте.
2. Далее можно связать предыдущий материал с тем, что предстоит узнать. Показать место данной темы в структуре изучаемой дисциплины
3. Изложение вопроса темы может иметь как индуктивный характер (примеры, факты, которые подводят к научным выводам), так и дедуктивный (сначала определение понятия, сущность закона, а затем конкретные примеры, доказательства, возможности приложения).
4. После каждого вопроса преподаватель делает краткие выводы, используя прием повторения либо интонационно.
5. В конце лекции делается общий вывод. Это итог (квинтэссенция) того, что узнали на данной лекции.
6. В заключение можно ответить на вопросы студентов, можно сообщить следующую тему лекции, можно уточнить задание к семинарскому (практическому) занятию.
На лекции преподаватель не только дает информацию, но и руководит работой студентов, а именно:
– контролирует ведение конспекта;
– обучает методике записи и оказывает помощь в этом (замедляет темп изложения информации, делает паузы, повторения);
– использует приемы активизации и поддержания внимания (риторические вопросы, шутка-разрядка, ораторские приемы: жест, изменение позы, модуляции голоса и др.).
Соблюдение всего этого позволит решить главную психологическую задачу лекции: «Привлечь внимание студентов, захватить его и удерживать в течение всей лекции».
Передачу информации обучаемым обеспечивают следующие составляющие:
- знание материала и умение передать информацию студентам;
- хорошая дикция;
- внятное и звучное произношение;
- приветливое и доброжелательное выражение лица;
- элегантный внешний вид;
- хорошие манеры (умение держаться, устанавливать контакт, не увлекаться жестикуляцией);
- культура преподавателя, которая находит свое отражение не только в речи, но и во всем поведении
Следует отметить, что, развитие системы вузовского образования, ее гуманизация привели к появлению новых лекционных форм:
– Проблемная лекция. Если в информационной лекции дается (объясняется) готовая информация, то в проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Поставив проблему, преподаватель шаг за шагом подводит студентов к цели.
– Лекция вдвоем – это развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Скажем, представители двух различных научных школ, теоретик и практик и т. д. Важно, чтобы была продемонстрирована культура дискуссии, быстрая реакция и способность к импровизации.
– Лекция – визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, схемы, рисунки и прочие виды наглядности).
Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических дисциплин новые лекционные формы находят все более широкое применение.