Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины «Основы валеологии» представлены в таблице 3

Таблица 3. Дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

Наименование модуля и темы дисциплины Дидактический минимум
Модуль 1 Факторы и источники физического здоровья человека.
Тема 1.1. Введение в валеологию. Основные понятия и определения.   Понятие о валеологии: предмет, объект, метод. Цель и задачи валеологии. Место валеологии в общей парадигме наук о человеке: биологии, медицине, педагогике, психологии, физкультуре, экологиии пр. Классификация валеологии как научной дисциплины: общая валеология, специальная валеология, диагностическая и практическая валеология. Валеология как учебная дисциплина. Предпосылки возникновения валеологии. История становления валеологии. Экология и здоровье нации. Снижение функциональных резервов организма, нарушение механизмов саморегуляции, адаптации, воспроизводства и т.д. Анализ здоровья населения России
Тема1.2. Формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Влияние образа жизни на долголетие. Уклад, качество, уровень, условия, стиль жизни. Формирование культуры здоровья Оценка состояния здоровья. Медицинская активность. Основные понятия восстановительной медицины. Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. Болезнь и факторы риска. Режим труда и отдыха. Биоритмы. Основные понятия гигиены. Гигиена дыхания. Дыхательная мускулатура. Техники дыхания. Управление дыханием. Физическая культура. Мышечная деятельность. Типы физической нагрузки. Гимнастики. Интенсивность нагрузки. Базовые принципы врачебного контроля и самоконтроля.
Тема 1.3. Методы оценки соматического здоровья. Структура оценки индивидуального здоровья. Основные компоненты здоровья: психический, энергетический, нейродинамический, двигательный, темперамент (теория П.К. Анохина). Характеристика анамнеза. Биологический анамнез. Основные антропологические показатели. Тип конституции. Связь типа телосложения с характером заболевания. Кинезиология, методы кинезиологии (мышечное тестирование, вербальная провокация). Функциональное состояние органов и систем, межсистемные связи в организме человека. Группы здоровья. Нетрадиционные лечебно-оздоровительные методы: ароматерапия, цветотерапия, психо-эмоциональные тренинги, гомеопатия.
Тема 1.4. Факторы здоровья. Здоровый образ жизни. Гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип. Адаптация как основа жизнедеятельности организма. Генетические факторы здоровья. Генная программа, генокод, хромосомы и гены. Врожденность и наследственность. Действие патологических факторов в течение жизни и в период беременности. Пропаганда здорового образа жизни. Важность периода эмбрионального развития. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста. Заболевания, связанные с генетическими факторами. Заболевания, опосредованные воздействием внешних факторов. Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью Классификация факторов окружающей среды. Искусственное преобразование природы и вредные последствия. Нарушения обмена веществ, аллергии и другие патологии. Ритм природных явлений. Появление новых условий среды. Условия и образ жизни. Проблема продления жизни. Раннее старение. Возрастная и гендерная принадлежность. Социальная обстановка. Семейное положение, профессия, традиции, быт, материальное обеспечение. Личностно-мотивационные особенности и жизненные ориентиры.Подходы к оценке здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды. Взаимосвязь критериев оценки здоровья населения и качества среды обитания. Районы экологического неблагополучия. Государственные программы по мониторингу здоровья населения.
Тема 1.5. Основы здорового питания современного человека Питание как потребность. Пищевые вещества и их значение. Витамины. Энергетическая ценность пищи. Рациональное питание. Усвояемость пищевых веществ. Влияние химического состава пищи на здоровье человека. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода в питании. Суточный пищевой рацион. Режим питания. Условия построения рационального питания. Возрастные, сезонные, климатические условия питания. Питание при беременности, грудном вскармливании, детское питание. Компенсаторная роль питания при различных заболеваниях. Лечебное питание. Диета и диетотерапия. Валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ. Употребление воды. Лекарства для здоровых. Иммуномодуляторы и иммунокорректоры. Витамины.
   
Модуль 2. Психологические основы здоровья
Тема 2.1. Биосоциальная сущность человека Многообразие форм и факторов изменчивости человека. Единство биологических и социальных факторов в формировании индивидуального здоровья. Рост и развитие человеческого организма. Периодизация индивидуального развития. Понятие биологического возраста. Взаимосвязь физического и умственного развития. Соотношение возраста с периодами взросления. Социально-профессиональные вариации конституциональных типов. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями, поведением. Кризисы развития и кризисы жизни и их роль в здоровье личности. Проблемы биологической адаптации человека. Экологические аспекты конституции.
Тема 2.2. Пограничные состояния психического здоровья Психическое здоровье как критерий личности и условия его сохранения. Факторы развития здоровой личности. Наследственность. Условия зачатия и особенности пренатального развития. Общение. Духовно-нравственная атмосфера. Мотивация и личность. Элементы личности: физический, социальный и духовный. Личность и самооценка. Факторы, несущие реальную угрозу распада личности. Критерии психического здоровья. Сохранение психического здоровья: уровень, качество и стиль жизни. Механизмы психологической защиты личности (отрицание, рационализация, проекция, изоляция, регрессия). Психологическая помощь в кризисных ситуациях семейного, учебного и профессионального характера.
Тема 2.3. Тип высшей нервной деятельности и темперамент Понятие темперамента. Теории темперамента. Представление о темпераменте в древнем мире. Развитие учения о темпераменте. Учение И.П. Павлова, работы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Типы нервной системы и темперамента по И.П. Павлову. Типы и свойства темперамента. Роль темперамента в психике и поведении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Тема 2.4. Характер в норме и патологии Понятие характера. Типологии характеров. Учения К.Юнга, Э.Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко и пр. Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе и вещам. Различная степень выраженности характера и его акцентуации. Связь характера с темпераментом и его социальная обусловленность. Характер и направленность личности. Проявление характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике. Вопрос о биологической основе характера. Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Факторы формирования характера. Характер в структуре личности. Проблема дефиниции «нормального характера».
Тема 2.5. Эмоциональный стресс и «синдром эмоционального выгорания» Стресс как особая форма эмоционального переживания. Стресс как форма адаптации. Значение стресса. Стадии развития стресса. Виды стресса. Хронический стресс. Причины и условия возникновения стресса. Признаки появления стресса. Особенности личности и стресс. Урбанизация и деформация психики. Стресс как основа заболеваний. Профессиональное здоровье. Понятие профессионального выгорания. Физические, психологические симптомы выгорания. Уровни и стадии выгорания. Составляющие синдрома выгорания. Индивидуальные и организационные факторы, вызывающие выгорание. Последствия выгорания. Предотвращение выгорания. Способы выхода из стресса.
Тема 2.6. Стратегии психологической профилактики наркотической и алкогольной зависимостей Психологические особенности зависимой личности. Влияние алкоголизма на организм человека. Алкоголизм и потомство. Профилактика алкоголизма. Виды наркозависимости. Влияние наркотиков на здоровье человека. Наркомания и потомство. Формирование мотивации отказа от употребления наркотиков.

Содержание учебно-образовательных модулей

Наши рекомендации