Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины «Основы валеологии» представлены в таблице 3
Таблица 3. Дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
Наименование модуля и темы дисциплины | Дидактический минимум |
Модуль 1 Факторы и источники физического здоровья человека. | |
Тема 1.1. Введение в валеологию. Основные понятия и определения. | Понятие о валеологии: предмет, объект, метод. Цель и задачи валеологии. Место валеологии в общей парадигме наук о человеке: биологии, медицине, педагогике, психологии, физкультуре, экологиии пр. Классификация валеологии как научной дисциплины: общая валеология, специальная валеология, диагностическая и практическая валеология. Валеология как учебная дисциплина. Предпосылки возникновения валеологии. История становления валеологии. Экология и здоровье нации. Снижение функциональных резервов организма, нарушение механизмов саморегуляции, адаптации, воспроизводства и т.д. Анализ здоровья населения России |
Тема1.2. Формирование здорового образа жизни. | Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Влияние образа жизни на долголетие. Уклад, качество, уровень, условия, стиль жизни. Формирование культуры здоровья Оценка состояния здоровья. Медицинская активность. Основные понятия восстановительной медицины. Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. Болезнь и факторы риска. Режим труда и отдыха. Биоритмы. Основные понятия гигиены. Гигиена дыхания. Дыхательная мускулатура. Техники дыхания. Управление дыханием. Физическая культура. Мышечная деятельность. Типы физической нагрузки. Гимнастики. Интенсивность нагрузки. Базовые принципы врачебного контроля и самоконтроля. |
Тема 1.3. Методы оценки соматического здоровья. | Структура оценки индивидуального здоровья. Основные компоненты здоровья: психический, энергетический, нейродинамический, двигательный, темперамент (теория П.К. Анохина). Характеристика анамнеза. Биологический анамнез. Основные антропологические показатели. Тип конституции. Связь типа телосложения с характером заболевания. Кинезиология, методы кинезиологии (мышечное тестирование, вербальная провокация). Функциональное состояние органов и систем, межсистемные связи в организме человека. Группы здоровья. Нетрадиционные лечебно-оздоровительные методы: ароматерапия, цветотерапия, психо-эмоциональные тренинги, гомеопатия. |
Тема 1.4. Факторы здоровья. | Здоровый образ жизни. Гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип. Адаптация как основа жизнедеятельности организма. Генетические факторы здоровья. Генная программа, генокод, хромосомы и гены. Врожденность и наследственность. Действие патологических факторов в течение жизни и в период беременности. Пропаганда здорового образа жизни. Важность периода эмбрионального развития. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста. Заболевания, связанные с генетическими факторами. Заболевания, опосредованные воздействием внешних факторов. Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью Классификация факторов окружающей среды. Искусственное преобразование природы и вредные последствия. Нарушения обмена веществ, аллергии и другие патологии. Ритм природных явлений. Появление новых условий среды. Условия и образ жизни. Проблема продления жизни. Раннее старение. Возрастная и гендерная принадлежность. Социальная обстановка. Семейное положение, профессия, традиции, быт, материальное обеспечение. Личностно-мотивационные особенности и жизненные ориентиры.Подходы к оценке здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды. Взаимосвязь критериев оценки здоровья населения и качества среды обитания. Районы экологического неблагополучия. Государственные программы по мониторингу здоровья населения. |
Тема 1.5. Основы здорового питания современного человека | Питание как потребность. Пищевые вещества и их значение. Витамины. Энергетическая ценность пищи. Рациональное питание. Усвояемость пищевых веществ. Влияние химического состава пищи на здоровье человека. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода в питании. Суточный пищевой рацион. Режим питания. Условия построения рационального питания. Возрастные, сезонные, климатические условия питания. Питание при беременности, грудном вскармливании, детское питание. Компенсаторная роль питания при различных заболеваниях. Лечебное питание. Диета и диетотерапия. Валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ. Употребление воды. Лекарства для здоровых. Иммуномодуляторы и иммунокорректоры. Витамины. |
Модуль 2. Психологические основы здоровья | |
Тема 2.1. Биосоциальная сущность человека | Многообразие форм и факторов изменчивости человека. Единство биологических и социальных факторов в формировании индивидуального здоровья. Рост и развитие человеческого организма. Периодизация индивидуального развития. Понятие биологического возраста. Взаимосвязь физического и умственного развития. Соотношение возраста с периодами взросления. Социально-профессиональные вариации конституциональных типов. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями, поведением. Кризисы развития и кризисы жизни и их роль в здоровье личности. Проблемы биологической адаптации человека. Экологические аспекты конституции. |
Тема 2.2. Пограничные состояния психического здоровья | Психическое здоровье как критерий личности и условия его сохранения. Факторы развития здоровой личности. Наследственность. Условия зачатия и особенности пренатального развития. Общение. Духовно-нравственная атмосфера. Мотивация и личность. Элементы личности: физический, социальный и духовный. Личность и самооценка. Факторы, несущие реальную угрозу распада личности. Критерии психического здоровья. Сохранение психического здоровья: уровень, качество и стиль жизни. Механизмы психологической защиты личности (отрицание, рационализация, проекция, изоляция, регрессия). Психологическая помощь в кризисных ситуациях семейного, учебного и профессионального характера. |
Тема 2.3. Тип высшей нервной деятельности и темперамент | Понятие темперамента. Теории темперамента. Представление о темпераменте в древнем мире. Развитие учения о темпераменте. Учение И.П. Павлова, работы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Типы нервной системы и темперамента по И.П. Павлову. Типы и свойства темперамента. Роль темперамента в психике и поведении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. |
Тема 2.4. Характер в норме и патологии | Понятие характера. Типологии характеров. Учения К.Юнга, Э.Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко и пр. Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе и вещам. Различная степень выраженности характера и его акцентуации. Связь характера с темпераментом и его социальная обусловленность. Характер и направленность личности. Проявление характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике. Вопрос о биологической основе характера. Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Факторы формирования характера. Характер в структуре личности. Проблема дефиниции «нормального характера». |
Тема 2.5. Эмоциональный стресс и «синдром эмоционального выгорания» | Стресс как особая форма эмоционального переживания. Стресс как форма адаптации. Значение стресса. Стадии развития стресса. Виды стресса. Хронический стресс. Причины и условия возникновения стресса. Признаки появления стресса. Особенности личности и стресс. Урбанизация и деформация психики. Стресс как основа заболеваний. Профессиональное здоровье. Понятие профессионального выгорания. Физические, психологические симптомы выгорания. Уровни и стадии выгорания. Составляющие синдрома выгорания. Индивидуальные и организационные факторы, вызывающие выгорание. Последствия выгорания. Предотвращение выгорания. Способы выхода из стресса. |
Тема 2.6. Стратегии психологической профилактики наркотической и алкогольной зависимостей | Психологические особенности зависимой личности. Влияние алкоголизма на организм человека. Алкоголизм и потомство. Профилактика алкоголизма. Виды наркозависимости. Влияние наркотиков на здоровье человека. Наркомания и потомство. Формирование мотивации отказа от употребления наркотиков. |
Содержание учебно-образовательных модулей