Изменение типов ведущей деятельности и исходов развития на последующих возрастных стадиях
Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных, а также других людей, с которыми тесно связаны.
Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина, наоборот, запрещают определенное поведение и подавляют его. Однако социализация не может быть эффективной на 100%: дети, подростки, юноши оказывают определенное сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах его развития. Отклонение в социализации можно рассматривать как возможные варианты изменения социализации в данном обществе.
Подкрепление — поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие — нет.
Интериоризация — процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я». Экстериоризация — вынесение вовне результатов умственных действий. Интериоризация и экстериоризация являются универсальными механизмами социализации. В ходе социализации происходит взаимодействие биологических свойств человека с социальным контекстом и рождается личность с определенным набором психологических свойств. Рождение личности связано с двумя этапами ее развития. Так, А.Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды. Первый раз это происходит примерно в три года, когда малыш произносит «Я сам». Второй раз тогда, когда возникает сознательная личность как высшее единство человека, сохраняющее свое постоянство... «Ведь независимо от накапливаемого опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается в глазах других людей, и для себя самого тем же самым».11
11 Леонтьев А.Н. Указ. соч.
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций - социальных ролей. Можно сказать, что социальная роль — это выработанная социумом программа поведения человека в определенных обстоятельствах, обусловленная положением человека в обществе, его социальным статусом, его правами и обязанностями в обществе.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменившейся) социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда — воспроизведения.
Для человека положительными результатами социально-психологической адаптации являются:
■ возможность выживания и удовлетворения своих социальных и биологических потребностей;
■ приведение их в соответствие с социальными требованиями в результате формирования необходимых средств общения и поведения в целом.
Показателями достижения этих результатов могут быть:
1) высокий социальный статус человека в социальной среде;
2) психологическая удовлетворенность этим статусом, социальной средой в целом и ее наиболее значимыми (для него) элементами, например работой,
Для общества значимость социальной адаптации заключается в получении возможности воспроизведения своей социальной структуры.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте представление о личности, сложившееся в рамках психоанализа.
2. Каково понимание личности с позиции бихевиоризма?
3. Как понимается личность в гуманистической психологии?
4. Как когнитивная психология рассматривает личность и взаимопонимание людей?
5. Какие отечественные концепции личности вы знаете?
6. В чем специфика социально-психологического подхода к анализу личности?
7. Какие этапы выделяются в социализации личности?
Содержание Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ