Техники работы с сознанием
Внутренний диалог
Самокодированию, аутотренингам, медитации и проч. посвящено немало книг: и ученых трудов, и популярных брошюр. Об этом постоянно разглагольствуют всякие доморощенные маги-йоги, которые в последние годы заполонили Россию. Как правило, эти «самовнушатели» проповедуют заумные принципы и головоломные техники. Делается это либо для того, чтобы никто ничего не понял, либо потому, что они сами мало понимают то, о чем говорят. Сам я больше склоняюсь ко второму предположению. На мой взгляд, человек лишь тогда по-настоящему разбирается в чем-либо, когда может растолковать это пятилетнему ребенку. Разумеется, так, чтобы тот понял.
Принципы и техники работы со своей психикой очень просты. Для того чтобы им научиться, нужно уловить и прочувствовать определенное состояние сознания. На- . званий ему придумано много. Адепты дзен нарекли его состоянием пустоты, исследователи шаманизма назвали достоянием измененного сознания, а приверженцам восточных боевых школ оно известно как рассеянное внимание. На мой взгляд, лучше всего суть дела определил Карлос Кастанеда, назвавший это «остановкой внутреннего Диалога».
Внутренний диалог — беседа, которую мы постоянно ведем с собой. Мы все время о чем-то спорим, Что-то додумываем, в чем-то оправдываемся, бубним обрывки каких-то фраз, напеваем мелодии, иначе говоря, в каждом из нас обычно не утихает мысленный фон. Хотим мы того или нет, но мы постоянно что-то прокручиваем в уме.
Остановить этот диалог или болтовню с собой несложно. Для этого обычно достаточно сосредоточить внимание на чем-то в себе. Скажем, на своих руках.
Поднимите их перед собой. Постарайтесь, чтобы кисти оставались расслаблены. Рассеянный взгляд устремлен между ними. Можете слегка по-двигать руками вверх-вниз. Правая идет вверх, левая — вниз, и наоборот.
Сосредоточьтесь на ощущениях обеих рук одновременно. Как правило, человек способен одновременно концентрироваться только на двух объектах. Вы это легко поймете, если вам доводилось есть перед телевизором: загружены зрение и слух, а вкус пищи просто не воспринимается. Вы можете слушать музыку и одновременно что-то делать руками, можете читать книгу, слушая музыку, и можете заглядывать в книгу, выполняя какую-то работу руками. Но делать эти три дела одновременно вы не сможете.
Теперь сосредоточьтесь одновременно на обеих руках, отчетливо чувствуя их. Вы войдете в некое состояние, при котором в голове не будет мыслей. Это и есть состояние пустоты, или остановка внутреннего диалога. Не нужно искать его где-то вне себя — оно уже знакомо вам. Наверняка с вами уже случалось такое — вроде бы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?». Вы пытаетесь уяснить это для себя самого и обнаруживаете, что не способны ответить. «Да так, вроде ни о чем...» Вы пребывали в некоей прострации — это и было состояние безмыслия, пустоты.
Именно оно и является необходимой частью самокодирования. Пребывая в нем, вы можете производить обычные действия — двигаться, говорить, вести машину.
обдумывая слов, вы произнесете именно те, которые нужны в данный момент. Вы не станете рассчитывать свои действия, но они будут полностью адекватны ситуации. Находясь в состоянии пустоты, вы совершите то, что в «Бхагавадгите» названо «деянием в недеянии». Это и есть знаменитое сатори, к которому стремятся последователи дзен. Оно изначально свойственно человеку, и моя цель — научить вас пробуждать его в себе, помочь осознать его механизм. Ибо в этом состоянии человек способен действовать безупречно.
Состояние безмыслия
Существует еще одна старая притча. К мастеру фехтования пришел юноша и попросил научить его сражаться на мечах. Мастер согласился и, начертав белой краской дворе большой квадрат, сказал: - Ходи по этому квадрату.
Ученик взялся за дело с азиатским упорством и изо дня в день восемь часов вышагивал по этому квадрату. Но через полгода и его терпение стало истощаться. Он снова обратился к наставнику:
— Мастер, я пришел учиться бою на мечах, а до сих пор бессмысленно топчусь по белым линиям...
— А ты еще не понял, как надо фехтовать?! — воскликул наставник.— Тогда продолжай ходить по этому квадрату.
И снова юноша полгода ходил во дворе, пока его терпению не пришел конец. — Все, учитель. Я ухожу, — сказал он.
- Но почему? — удивился наставник. — Ты делаешь успехи.
- Я пришел фехтовать, а не маршировать по этому квадрату.
- А ты еще не понял, как нужно фехтовать? — спросил учитель.
- Нет, — ответил ученик.
- Хорошо, сейчас посмотрим!
С этими словами мастер снял со стены два меча — но не деревянных тренировочных, а два стальных и острых, как бритва, клинка. Один он вручил юноше, другой взял сам. Ученик неумело ухватился за рукоять.
- А теперь, — сказал мастер, — вспомни свое внутреннее состояние, которое было у тебя, когда ты шагал по этому квадрату.
В тот же миг взгляд ученика остановился и перестал что-либо выражать.
Учитель поднял меч и обрушил удар на юношу, но тот мгновенно отреагировал и отразил его своим клинком. Вновь и вновь наносил удары учитель, но вновь и вновь его меч встречал на пути клинок ученика. Тогда мастер опустил оружие и снова спросил:
- Теперь ты понял, как надо фехтовать на мечах?
А вы, дорогие читатели, поняли, как нужно входить в это продуктивное состояние — состояние внутренней пустоты?
Для чего всякие «медитаторы» читают мантры, сосредотачиваются на кончике носа, задерживают дыхание до судорог в легких и производят другие столь же осмысленные действия? Повинуясь чьим-то наставлениям и авторитету, они пытаются сделать то, что каждый нормальный человек может выполнить легко и свободно — остановить внутренний диалог, реализовать состояние безмыслия. Как только вы его освоите, можно смело двигаться дальше.