На основании анализа текста выполните следующие задания.
1. Назовите феномен, о котором идёт речь в тексте. Какой познавательный психический процесс он характеризует?
2. Приведите примеры (из личного опыта или литературных источников) проявления этого феномена.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему:
1. Основатель этого направления писал: «Бессознательный ум человека видит правильно, даже когда сознательный разум слеп и бессилен». Один из основных терминов этого направления описывает вариант «успешной защиты» (механизм успешной психологической защиты) и основную силу развития психики и личности. В переводе с латыни термин означает «возносить», этим же термином в рамках естественных наук называют процесс перехода вещества при нагревании из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкое состояние.
А) Назовите направление и автора высказывания.
Б) О каком термине идёт речь?
В) Назовите личностные структуры, выделенные автором, в той последовательности, в которой они появляются в структуре психике.
2. В 1956 году в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало нового направления в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ноам Хомски и др. В настоящее время в рамках этого направления были введены и активно используются термины «информация», «кодирование», «подпрограмма», а сложный внутренний мир человека сводится к упрощённым моделям.
А) Назовите направление, о котором идёт речь в тексте.
Б) Что стало предметом исследования в рамках направления.
В) Назовите психологическое направление, которое было основано в этот же период, но по своим установкам на человека и его природу принципиально отличалось данного.
6.
На основании анализа текста компетентно-ориентированной задачи выполните задания.
1. О каком феномене идёт речь в первом и втором тексте. Какой познавательный психический процесс он характеризует?
2. Приведите примеры (из личного опыта или литературы) проявления этих феноменов.
А. Данный психологический феномен можно проиллюстрировать цитатами из литературных произведений. «От ее тонкого, пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту…» (Э. Л. Войнич «Овод»). «…Она рассказывала тоненьким розовым голосом обо всех кинокартинах, которые она видела в городе, особенно об одной - название которого она позабыла» (К. Паустовский).
Б. В исследованиях Кравкова, Шварц и других, обнаружено, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения, сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее. При определенных условиях взаимодействие анализаторов влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого.
По результатам исследования необходимо представить результаты обследования в графической форме, показывающих соотношения типов темперамента в 5-х классах (%).Результаты исследования темперамента в 5-ом классе представлены в таблице 1.
Таблица 1- Распределение типов темперамента в 5-х класса
№ | Тип темперамента | 5 «А» | 5 «Б» |
Холерики | |||
Сангвиники | |||
Флегматики | |||
Меланхолики | |||
Амбиверты | |||
Σ | х |
Сформулируйте развёрнутые ответы на следующие вопросы:
· Как вы думаете, в каком классе учителям легче работать?
· Какие из вышеназванных типов темперамента относят к экстравертированным типам?
На основе знакомства с процедурой методики «Изучение опосредованного внимания» выполните предложенные задания.