О соотношении биологического и социального в личности

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Речь идет о том, насколько при рождении мы зависим от биологических и от социальных факторов и насколько они уже у взрослого человека способствуют или препятствуют личностному развитию.

У разных авторов и в разных концепциях существует примерно 28 вариантов взаимоотношения этих 2-х моментов. Сгруппируем их в 4 основных направления, 4 концепции.

Концепция параллелизма.

Биологические и социальные факторы действуют на разные структуры, стороны в развитии человека вообще и личности в частности.

Этот подход существовал еще во времена Р.Декарта. Он говорил: человек дуалистичен по своей природе. Низшая часть человека – рефлекторна, биологична. Но человек в состоянии при необходимости контролировать даже свои рефлекторные реакции. Пример: римский воин Муций Сцеволла. Этот подход сохраняется и сейчас в теологии: организм развивается по одним законам, а душа по другим.

Две другие концепции носят общее название

Концепции поглощения

Одна из них говорит, что биологическое в человеке поглощает социальное, а другая утверждает обратное.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. Концепции поглощения биологическим социального придерживались многие ученые, изучавшие способности: Ф.Гальтон, Ч.Ламброзо, Ганс Айзенк.

Противоположная концепция (3-я) формировалась еще в 17 веке.

Авторы – философы. Дидро и Гельвеций считали, что социальные условия создают тот или иной тип личности. На этом основывается концепция воспитания Джона Локка, его теория "чистой доски". Предполагается, что человек рождается как чистый лист бумаги, на котором социум выводит свои письмена. Сегодня уже известно, что существуют врожденные задатки, какие-то врожденные физиологические особенности, свойства нервной системы.

Концепция координации.

Здесь считается, что в развитии и формировании личности принимают активное участие как биологические факторы, так и социальные факторы.

Кроме того, предполагается отойти от двухфакторной теории и ввести еще третий элемент – саморазвитие и самовоспитание. Именно на стыке этих 3-х факторов и рождается и развивается личность.

Заключение: природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально-обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и др.) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Структура личности

История проблемы начинается с постановки вопроса о соотношении биологического и социального в структуре личности. Этим вопросом задавались и древние греки (ученик Платона – Теофраст), Гиппократ создал учение о четырех типах темперамента, Эрнст Кречмер соотносил личность с телосложением человека, его конституцией.

Основные подходы к определению структуры личности заложил Б.Г.Ананьев. Он выделил 3 подсистемы в структуре личности.

1.Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема.

Это системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

2.Интериндивидная (внеиндивидная) подсистема.

То, что обнаруживается в межличностных отношениях. Личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений.

3.Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура.

Личность может проявляться не только в межличностных отношениях, но и выйти за их пределы, за пределы существующих "здесь и теперь" связей с другими людьми. Психологи говорят о "вкладах" в других людей. В нас вкладывают себя наши родители. Учитель вкладывает себя в своих учеников, музыкант в слушателя, артист в зрителя, писатель в читателя и т.д.

Проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова.

Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов русского, грузинского и болгарского языков, используемых для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств.

Он говорит о существовании 4-х подструктур личности.

1. Биологическая подструктура.Он ее называл "биопсихические свойства". Сюда относятся темперамент, половые, возрастные свойства, патологические особенности.

2. Психологическая подструктура.Или по его терминологии "индивидуальные особенности психических процессов". Сюда относятся индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, чувств, воли).

3. Подструктура социального опыта.Это личный опыт, знания, навыки, привычки.

4. Подструктура направленности личности.Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждение и мировоззрение.

Нужные черты, входящие в 1-ю подструктуру формируются путем тренировки, правильнее говорить переделываются, если эта переделка вообще возможна. Здесь большую роль играет компенсация. 2-я подструктура, взаимодействуя со всеми остальными, формируется в основном путем упражнения. 3-я формируется в обучении. 4-я формируется путем воспитания.

По мнению К.К.Платонова эти подструктуры различаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний. В направленности личности биологического почти нет, а в 1-ой подструктуре почти нет социального. В подструктуре социального опыта значительно больше социального, но во 2-ой он говорит: чаще больше социального.

На вопрос о структуре личности искали ответ и зарубежные авторы.

Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р.Кеттелом.

Следующий подход, основанный на клинических данных. Пример: структурная модель личности, реализованная в миннесотском многоаспектном личностном опроснике. В ее основу положены различные формы психиатрических расстройств.

К биологически ориентированным подходам к личности можно отнести модели Г.Айзенка и М.Айзенка. Это 2-х факторная модель личности.

Сюда же необходимо отнести и модель личности З.Фрейда

1 – Id – область бессознательного, личного, интимного.

2 – Ego – область психической защиты "я"

3 – Super-ego – область социальных требований: социальные нормы, мораль, запреты.

В гуманистической психологии структуру личности отождествляют со структурой "Я", где максимально представлено самосознание индивида. К.Роджерс представил структуру "Я" – концепции.

1. Реальное Я – как вижу себя в настоящий момент.

2. Динамическое Я – каким стремилось стать в ближайшее время.

3. Идеальное Я – то, каким должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы и социальные ценности.

4. Фантастическое Я – кем, каким хотел бы стать, если бы это было возможно.

Сюда можно добавить еще очень большой перечень всевозможных Я: антиидеальное Я, физическое Я, духовное Я и т.д., но эти 4 являются основным.

Заключение:

1) В настоящее время область психологии, занимающаяся проблематикой структуры личности, представляет собой преимущественно неупорядоченное нагромождение самых разнообразных, существенно отличающихся, зачастую противоречащих друг другу частей, созданных на основе предположений, аксиом, умопостроений, предпочтений и лишь изредка – фактов.

2) Укрепляется тенденция в последнее время включать интеллект в структурную модель личности.

3) Ученые осознают необходимость продвижения к созданию унифицированной модели структуры личности.

Выводы:

1. В определении личности имеются самые большие расхождения. Существует 4 уровня понимания категории "личность".

2. Личность – это системное качество человека, формирующееся только в социуме.

3. Самое большое из родственных понятий – понятие «человек», в которое входят все остальные понятия. Понятие «личность» пересекается с понятиями «индивид» и «индивидуальность»; является частью понятия «субъект».

4. Природное и социальное образуют в личности единство.

5. Структура личности еще требует своей разработки, поскольку сегодня мы имеем только разрозненные авторские взгляды на эту проблему.

Рекомендуемая литература:

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – С. 16 – 179.

Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. –367с.

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 288с.

Психология личности: Хрестоматия / Ред-сост. Д.Л. Райгородский. –2-е изд. – Самара: Бахрам, 1999. – Т. 1, Т. 2. – 447с.

Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 478с.

Лекция 8: МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности

1. Состав мотивационной сферы

2. Классификации мотивационной сферы личности

3. Направленность личности

Наши рекомендации