Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: закрепить знание предмета судебно-психологической экспертизы, оснований ее назначения в уголовном и гражданском процессах.
План занятия
1. Понятие и основания назначения судебно-психологической экспертизы.
2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Патологический и физиологический аффекты.
3. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.
Темы докладов:
1. Психологические трудности в проведении посмертной СПЭ.
2. СПЭ эмоциональных состояний. Сложности, проблемы.
3. СПЭ потерпевших по уголовным делам о насильственных преступлениях сексуального характера против личности.
Основные понятия
Задача судебно-психологической экспертизы – оказание помощи суду, органам предварительного следствия в исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, гражданско-правовым спорам, определении психологического содержания юридических понятий, содержащихся в законе.
Предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) измененные состояния сознания, экспертная оценка которых значима для установления объективной истины по делу.
Основаниями назначения экспертизы служат необходимость определения: а) психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; б) уровня умственной отсталости субъекта, не связанной с душевным заболеванием, способности осознавать значение своих действий и руководить ими; в) психического состояния, из-за которого потерпевшая не могла понимать характера и значения совершаемых с ней действий или не могла оказать сопротивление виновному; г) способность лица выступать в качестве свидетеля; д) психические состояния и способности субъекта при разрешении гражданско-правовых споров и др.
Поводом назначения экспертизы являются такие признаки в поведении свидетелей, потерпевших, обвиняемых, как: неадекватность ситуации, аффект, повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия, психическая беспомощность, нервно-психическая перегрузка, кажущаяся безмотивированность, жестокость поступков и др.
Аффект – бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, наиболее кратковременные эмоциональные состояния. Аффект возникает как ответная реакция психики на опасность, угрозу жизни, невозможность существования (например, сохранения предыдущего образа жизни, взаимоотношений с людьми, отношения к миру и др.) после того, что произошло. Человек крайне быстро, не раздумывая, начинает действовать, защищая свои личные интересы и безопасность. Аффекты управляют поведением человека, чаще всего вопреки его разумным интересам, тем самым дезорганизуют слитность его деятельности.
Психологические такие ситуации являются конфликтными, когда при необходимости продолжать деятельность он встречается с субъективной оценкой препятствий как непреодолимых, с субъективной сложностью определения адекватного выхода из сложившейся ситуации и субъективным отсутствием адекватных средств для выхода из нее.
Поведенческие признаки аффектов могут изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания человека. Внешние проявления аффективного состояния могут подавляться человеком. Однако, если ситуация, вызывающая аффект, повторяется, то это ведет к накоплению аффекта. Поэтому иногда даже по мало значительному поводу может произойти аффективный взрыв. Подчеркнем, что его может вызвать и незначительный раздражитель. Это задержанный и неадекватный ситуации аффект. Однажды возникнув, аффект оставляет в психике аффективный след. Этот след может долгое время сохраняться в психике человека.
Сравнительная характеристика патологического и физиологического аффекта[12]
Стадии | Патологический аффект | Физиологический аффект |
Подготовительная | Возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а в некоторых случаях – без повода | Возникает: 1) в ответ на сильный аффективный раздражитель; 2) в результате аккумуляции аффективных переживаний (в ответ на малозначительный раздражитель) |
Стадия взрыва | Сумеречное состояние сознания, искаженное восприятие окружающего | Сужение сознания |
Стадия истощения | Глубокий длительный сон, прострация, безразличие к окружающему | Вялость, усталость, субъективное чувство раскаяния |
Литература
Обязательная:
Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 225–246; или Васильев В.Л. Юридическая психология.– М.,2007.– Гл. 11; или Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 283-300, 530-549.
Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта / В.В. Аврамцев, Е.В. Васкэ.– Н. Новгород, 1998.
Дополнительная[13]:
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.– М., 1991.
Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Методическое пособие.– М., 1983
Нетрадиционныеметоды расследования преступлений.– М., 1993.
[1] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[2] Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–387.
[3] Эриксон Э. Детство и общество.– СПб., 2000.
[4] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[5] Самостоятельная работа по теме – 2 часа.
[6] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[7] Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2000.– С. 282.
[8] Федеральный закон от 12.08.95.– № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» // Российская газета.– 18.08.95.
[9] Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений / Л.П. Гримак, А.И. Скрыпников, А.Ю. Лаговский, И.С. Зубрилова.– М., 1999.– С. 30–33.
[10] Петров А.М. Из записной книги полиграфолога / А.М. Петров, С.Г. Мягких.– Пермь, 2003.– С. 162; Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.
[11] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.
[12] Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие.– М., 1983.– С. 17.
[13] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.