Этические правила и требования к служебному поведению
Гражданского служащего
Требования к служебному поведению гражданского служащего - это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих, как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга, чести, добросовестности, честности, неподкупности и т. д. Государство нормой федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения следующих принципов и правил.
1. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Это требование вытекает из существа гражданской службы как профессиональной служебной деятельности. Оно обязывает каждого служащего быть настоящим профессионалом своего дела и работать на совесть.
2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Конституция РФ устанавливает три основные обязанности государства, а значит, и государственного служащего: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Законодатель исходит из того, что это не только прямая обязанность чиновника, но и его нравственный долг.
3. Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа. «Компетенция» – это совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо. Служащий должен соответствовать своему назначению – профессионально обеспечивать реализацию компетенции своего государственного органа и не выходить за эти рамки. В противном случае это деяние будет называться «злоупотребление служебным положением».
4. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Данное требование предполагает неангажированность госслужащего. Оно означает, что гражданский служащий обязан в своей служебной деятельности учитывать права и законные интересы всех сторон, не выделяя какую-либо из них и не оказывая ей преференции. Вместе с тем эта обязанность не означает запрета гражданскому служащему состоять в тех или иных политических, религиозных и других общественных объединениях. Он может быть членом или сочувствующим, например, политической партии, но только официально зарегистрированной. И, кроме того, цели и задачи этой партии или объединения не должны у госслужащего превалировать над целями и задачами государственной службы.
5. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Это одно из антикоррупционных требований. При принятии решений гражданский служащий обязан отстаивать интересы государства. За свою служебную деятельность он не должен получать каких-либо материальных или нематериальных вознаграждений от физических или юридических лиц, не предусмотренных законом. Взятка карается по закону.
6. Соблюдать ограничения, установленные законодательством для гражданских служащих. Законодатель помимо формального юридического запрета возвел данное положение в ранг нравственного требования, тем самым усиливая его действие.
7. Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и организаций. Данное положение означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий обязан руководствоваться не решениями политических партий, религиозных и других организаций, а только решениями государственного органа. На государственной службе чиновник должен быть политически нейтрален. Являясь элементом системы государственного управления, он, как профессионал-управленец, должен служить государству, выполняя его функции, а не партиям и конфессиям.
8. Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Гражданский служащий представляет государство. От репутации гражданских служащих в обществе зависит авторитет государственной власти. Поэтому авторитет государства начинается с чести, достоинства, имиджа, уровня социального статуса служащего.
9. Проявлять корректность в обращении с гражданами. Данное требование обязывает госслужащего быть доброжелательным и вежливым с гражданами, которые обращаются в государственные органы с жалобами, заявлениями, предложениями.
10. Проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это специальное требование, обусловленное полиэтническим и многоконфессиональным составом России. Во-первых, данное положение требует, чтобы чиновники знали эти традиции и обычаи. Во-вторых, работники органов государственной власти должны поддерживать только те местные традиции и обычаи, которые служат делу гражданского согласия и не разжигают национальную, религиозную или социальную рознь.
11.Учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий. Это требование обязывает гражданских служащих, прежде всего, знать культурные и иные особенности местного населения и непременно их учитывать в своей служебной деятельности. Особое значение имеет внимание к языку, этикету, правилам вежливости, традициям, культуре, религии народов. Их особенности в административно-служебной деятельности необходимо знать и учитывать. Невнимание к ним чревато этническими и религиозными конфликтами.
12. Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. В России как евразийском государстве переплетаются русская (православная), азиатская (мусульманская и буддистская), западная (католическая) и другие культуры. Гражданский служащий обязан не только знать и учитывать этнические и религиозные особенности разных регионов страны, но и всячески способствовать установлению гражданского мира и согласия между народами и конфессиями Российской Федерации. Гражданские служащие обязаны пресекать все попытки пропаганды, агитации и действий, направленных на подрыв государственного единства страны, на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды.
13. Не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Гражданский служащий как лицо, представляющее государство, должен заботиться о своей репутации и авторитете государства. Поэтому он должен воздерживаться от действий, которые могут нанести моральный или материальный ущерб государственному органу, не создавать конфликтных ситуаций как внутри государственного органа, так и в обществе.
14. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. По этому поводу наряду с официальным запретом законодатель установил еще и нравственное требование. Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. То же самое касается предоставления служебной информации – нельзя без соответствующего разрешения разглашать сведения о деятельности государственного органа и о лицах, которые там служат.
Отдельное требование к служебному поведению адресовано руководителям государственного органа или его структурного подразделения: они обязаны не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Законодатель еще раз подчеркивает мысль о нежелательности участия гражданских служащих в деятельности партий и других общественных объединений. Как видим, прямого запрета на политическую деятельность чиновника нет, ибо это стало бы нарушением конституционной нормы о свободе слова и убеждений человека и гражданина. Но такая его политическая активность не приветствуется, поскольку идет в ущерб государственному органу.
Итак, правовой статус гражданского служащего определяет не только содержание административно-служебных отношений, но в первую очередь совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, связанных с гражданской службой, и требований к служебному поведению. Некоторые специалисты теории и практики государственной службы относят к правовому статусу служащего еще два компонента: государственные социальные гарантии и ответственность. Но в Федеральном законе № 79-ФЗ эти составляющие вынесены за рамки правового статуса гражданского служащего. Это значит, что формально они в него не входят.
Таким образом, в понятие правового статуса работников государственного аппарата входят основополагающие характеристики правового положения государственных служащих, которые зафиксированы в соответствующих нормативно-правовых актах и определяют их место в иерархии государственной службы.
Деонтология управления
Термин «деонтология» был введен в XVII веке английским философом Бентамом. Он означал учение о должном поведении, поступках, образе действий. С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моральными нормами, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном. Понятие «деонтология» уже, чем понятие «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Профессиональный долг выражает нравственные обязанности специалиста (по отношению к обществу, коллегам) и является внутренней моральной необходимостью выполнения своих обязанностей. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности, объектом которой выступает человек, а профессиональные действия связаны и направлены на социальное здоровье, благополучие человека, его социальное окружение.
Осознание своего профессионального долгаозначает:
1). высокий профессиональный квалификационный уровень как гарантия качества работы;
2) четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
3) профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
4) глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей;
5) заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
3. высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
4. наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
5. стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Деонтология управлениявключает в себя:
- большую ответственность как в правовом, так и в моральном отношении;
- компетентность;
- соответствие полномочий и ответственности;
- правовую регламентацию деятельности;
- подотчетность;
- контроль и проверку исполнения;
- критический подход к оценке своей деятельности;
- доверие и свободу действий;
- поощрение и наказание и др.
Нравственное сознание работника сферы управления содержит ТРИ необходимых компонента:
1) нравственные знания (что такое хорошо, и что такое плохо);
2) нравственные убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность в справедливости требований профессиональной морали. Это более высокая ступень в развитии личности специалиста, позволяющая ему оценить свой труд с точки зрения интересов дела;
3) нравственная потребность - это наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной деятельности.
Таким образом, управленческая деятельностьвсегда ориентирована на творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, направленные на получение поощрений.