Требования к личности руководителя
60 – 70-е года80-е годаконец 90-х годов
технические знания, решительность, способность изменяться,
умение принимать решения, жесткость, управлять переменами,
настойчивость, компетентность в стратегическое мышление,
дисциплинированность финансах,продажах коммуникабельность,
маркетинге умение управлять людьми
Хороший руководитель (по Г.Н.Маркову):
Открытый, экстравагантный, любознательный, восприимчивый, ориентированный на результат, решительный, критически настроенный, опытный, терпеливо относящийся к ошибкам, обаятельный, внушающий доверие, энтузиаст, спокойный, готовый выслушать других, добросердечный, внимательный, свободный от предрассудков, смелый, невозмутимый, гибкий, готовый способствовать развитию других.
Все эти многообразные качества (всего 21) Г.Н. Марков объединяет в три группы необходимых навыков для:
а) выдачи директив относительно того, что нужно сделать подчиненным; б) налаживания сотрудничества между людьми;
в) обеспечение творческого потенциала, необходимого для достижения поставленных целей.
Личность менеджера (по В.Г.Шипунову):
Опыт управленческой работы, хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция, убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе, высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость, обаяние, популярность, привлекательность, способность принимать решения, готовность взять на себя ответственность, деловая и социальная компетентность, оригинальность и уверенность в суждениях, творческий подход, приспособляемость, готовность к сотрудничеству, гибкость, целеустремленность, умение управлять эмоциями в стрессовой ситуации, собственная мотивация и опыт, потребности и желания, цели и стимулы, готовность работать, коммуникабельность.
В.Г.Шипунов разбивает 28 желательных качеств руководителя на 4 основные группы:
а) умение решать нестандартные управленческие проблемы;
б) умение мыслить масштабно
в) умение обеспечить положительную самоорганизацию
управленческой системы
г) умение улучшить функциональную расстановку кадров.
Модульный подход к личности руководителя – это подход к анализу профессии (выделение отдельных типовых элементов деятельности, психологического модуля профессии) для развития психологических качеств личности из общности требований к человеку данной специфики работы.
Основные требования к личности руководителя, согласно модульному подходу, отражены в таблице (требования к стилю руководства не рассматриваются):
Сфера деятельности руководителя | Основные функции | Требования к личности |
Управление | Принятие решений, контроль | Волевые и мотива- ционные качества |
Интерперсональные Отношения | Информация, посредничество, кооперация и мотивация | Коммуникативные свойства |
Предметная область | Решение проблем, обучение и оценка, постановка целей | Интеллектуальные качества, склонность к лидер- ской деятельности |
А. Файоль изобразил графически значение некоторых способностей (а соответственно и знаний) менеджеров для выполнения разного вида работ. Он считает, что чем выше ранг менеджера, тем большее значение для него имеют административные способности. Роль технических способностей при этом уменьшается.
Способности: экономические технические административные
Рабочий 10% 85% 5%
Мастер 25% 60% 15%
Старший 30% 45% 25%
мастер
Начальник 40% 30% 30%
цеха
Технический 35% 30% 35%
Руководитель
Директор 45% 15% 40%
Генеральный 40% 10% 50%
Директор
Если объединить все подходы к изучению индивидуально-психологических различий личности (и личности руководителя в том числе), то можно выделить две достаточно однородные группы: подход на основе выделения черт и подход на основе выделения типов.
В соответствии с подходом описания черт , заранее постулируется существование определенного набора основных индивидуальных свойств, а все индивидуальные вариации объясняются различным сочетанием и выраженностью этих базисных черт. Черты представляют собой обобщенные признаки, за которыми стоят группы однородных свойств, показателей, действий и т.д. Как правило, при изучении личности, происходит описание ее с помощью создания профиля личности, где показывается степень выраженности определенных качеств (тесты Кетелла, Леонгарда, ММРI и похожих методов).
В подходе описания личности на основе выделения типов предполагается существование уже определенных типов, которые являются целостными образованиями и не могут быть описаны через сочетания отдельных характеристик. Индивидуальные различия в этом случае объясняются степенью близости к тому или иному типологическому классу. Типы описываются при помощи портрета наиболее яркого типичного представителя, или же усредненным портретом (типы темперамента Айзенка, стили руководства и т.д.).
Открытость личности. «Окно Джогари»
Личность человека всегда находится в процессе развития, раскрытия своих личностных качеств для других и выявления новой информации о самом себе. Модель данного процесса получила название «Окно Джогари» в честь впервые описавших его Джозефа Лафта и Гарри Инграма (1977 г.). В этой модели выделяются два измерения – «Я» и «Другие», каждое из которых описывает свойства личности с точки зрения двух состояний: «известно» или «неизвестно». Открытость личности – увеличение области «арены», увеличение известного за счет сокращения других пространств, в первую очередь «неизвестного». Когда человек стремится к открытости, то это способствует большему познанию самого себя, гармонизации и стабилизации личностных качеств, углублению и укреплению дружественных и деловых отношений. Происходит повышение устойчивости к стрессовым ситуациям.
1. «Арена» -известно и мне и другим, открытая зона. Как правило, это привычные социальные роли, описывающие человека как отца (мать), дочь (сына), сотрудника, специалиста, руководителя и т.д.
2 – «Слепое пятно» -качества, о существовании которых человек и не подозревает, но хорошо известны окружающим. Например: подчиненные по особым признакам быстро узнают настроение начальника, привычка перебивать, слова-паразиты, запах изо рта и т.д.
3 – «Внутренняя видимость» - скрытые переживания, мысли, качества от окружающих. Например: сильное волнение перед аудиторией, тщательно скрываемое, тайный роман, затаенные идеи и мысли и т. д.
4 – «Неизвестное» -внутренние, неведомые резервы, возможности человека, неосознаваемые побуждения, желания. Механизмы самозащиты, которые включаются в определенные моменты на уровне бессознательного реагирования.
личность
знает о себе не знает о себе
Г знают 1 2
Р другие открытое «Я» слепое «Я»
У
П
П не знают 3 4
Адругие скрытое «Я» неизвестное «Я»
Отношение руководителя к жизни (по Т.А.Харрису)
Томас Харрис – практикующий врач-психотерапевт, основатель и президент Института трансактного анализа в Сакраменто (штат Калифорния) – описал несколько возможных жизненных позиций, определяющих отношение человека к себе и к другим. В Америке на вопрос: «Как дела» - принято отвечать: «Великолепно». В России на этот же вопрос, чаще всего, следует ответ: «Да так себе, ничего». Разница в позициях хорошо заметна. Выделяется 4 позиции:
1 Я хороший, ты хороший
Позиция надежды, сознательного отношения, волевого решения показать свою «хорошесть» и увидеть это в других. В ней отражены не только обширные знания о себе и о других, но и потенциальные возможности человека. Эта позиция есть результат размышлений, веры и желания действовать, содержит побуждающее начало. Самая оптимистическая позиция с творческим началом.
2 Я хороший, ты плохой
Позиция «зализывания ран». Все будет хорошо, если вы оставите меня в покое; в противном случае, дам сдачи! Человек занимает позицию жестокости, беспощадности, которая может скрываться за маской выверенной вежливость. Личность лишена возможности осознать свою ответственность за происходящее, так как во всем винит окружение, она всегда убеждена в своей правоте. Люди, страдающие подобным «моральным уродством» не воспринимают сигналов внешней среды о том, что что-то или кто-то может быть хорошим.
3 Я плохой, ты хороший
Позиция «неблагополучного ребенка». Человек полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в признании, психологических поглаживаниях, но не получает их. У него есть надежда, что-то заслужить, стоит осмысленная задача добиться признания. Данная позиция характеризует состояние, при котором человек, как скалолаз, вынужден покорять одну вершину за другой, никогда не достигая удовлетворения, если делается это, что бы доказать свою хорошесть другим, а не ради внутренней удовлетворенности.
4 Я плохой, ты плохой
Позиция безнадежности, обреченность. Формируется представление о жизни, как о чем-то ненужном: «Все плохие, так пусть же всем и достанется!» Психологический аутизм, замкнутость, не умение находить положительных моментов ни в себе, ни в окружении. Самая пессимистическая позиция с тенденций личности к саморазрушению.
Память руководителя
Память - это психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие, она своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Виды памяти и их особенности
по длительности хранения
мгновенная кратковременная долговременная генетическая
отражение 5-9 единиц неограниченное обусловлена
образа информации оперативная время генотипом
0.1 – 0.5 сек. 20 сек. время для
выполнения
задания
по действующему анализатору
зрительная слуховая осязательная обонятельная
вкусовая
по характеру психической активности
двигательная эмоциональная образная словесно-логическая
умения и переживания и символы речь, смысл
навыки чувства образы
по характеру волевого участия
произвольная непроизвольная
ставится задача автоматическое
запомнить запоминание
Индивидуальные различия памяти и ведущий тип памяти
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.
Однако у большинства людей доминирует зрительная память. Этих людей называют: визуализаторами. У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов и отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Д. Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу". Такие люди обладают высокой скоростью обработки информации, быстро комбинируют и дополняют формы и содержание, активно используют жесты. Способ обработки информации – одновременный (охват всей картинки).
Слуховая память- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Людей данного типа называют: аудиальными. Способ обработки информации – последовательный (поэтапный), что приводит к более медленному реагированию и способствует скорее репродуктивным операциям (повтор и воспроизведение). Скупы на жесты, более вдумчивы и сосредоточены.
Двигательная память - это ощущения движения. Запоминание состояния мышц, формирования двигательных навыков, выработка автоматизма в движении. Людей такого типа называют: кинестетиками. Они как бы переживают всем своим телом, легко овладевают двигательными операциями, алгоритмом действия. Ориентация на чувства делает кинестетиков способными к сопереживанию и эмпатии. Они эмоциональны, раскованны и пластичны.
Законы и эффекты памяти:
1. Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать, то окажется, что испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
2. Эффект действия. В своих исследованиях А. А. Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
3. Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.
4. Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
5. Эффект амнезии. Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает две закономерности:
· память человека связана с личностью, патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
· память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
6. Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней
7. Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
Некоторые приемы мнемотехники
Впечатление и эмоции
1. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
2. Внимательность. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
5. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.
6. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
7. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
8. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
9. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
10. Прежде всего, необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.
Повторение
11. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.
12. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
13. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.
14. Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
15. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.
Ассоциации
16. Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.
17. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал.
18. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Осмысленное восприятие
19. Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу.
20. То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.
21. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
22. Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
23. При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.
24. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух.