Описание теста-опросника Столина.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1. глобальное самоотношение;

2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II –аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самоионимание.

Глобальное самоотношение– внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

I. Шкала S (интегральная)

Высокие показатели говорят о принятии себя, о развитом чувстве “за”

свою личность.

Низкие показатели говорят о непринятии себя самим, о протесте про-

тив самого себя.

II Шкала 1. Самоуважение

Высокие показатели говорят об уважительном отношении к себе, соб-

ственным планам, стремлениям.

Низкие показатели выражают сомнение в ценности собственной личности.

Шкала 2. Аутосимпатии

Высокие показатели говорят об эмоциональном принятии себя таким,

каков есть.

Низкие показатели сообщают о безразличии к самому себе, к собствен-

ному “Я”.

Шкала 3. Ожидание положительного отношения к себе

Высокие показатели говорят об ожидании положительного отношения к себе.

Низкие показатели – об ожидании отрицательного отношения.

Шкала 4. Самоинтереса

Высокие показатели отражают интересность собственного “Я” для се-

бя, выражают эмоциональную оценку себя.

Низкие показатели являются важным индикатором внутреннего небла-

гополучия, душевного дискомфорта.

III. Шкала 1. Самоуверенности

Высокие показатели говорят об общем высоком мнении о себе; представ-

ление о себе как о волевом, энергичном, целеустремленном человеке.12

Низкие показатели говорят о сомнениях в своих волевых и деловых

качествах.

Шкала 2. Ожидания отношения к себе других

Высокие показатели говорят об ожидании положительного отношения.

Низкие – отрицательного отношения.

Шкала 3. Самопринятия

Высокие показатели говорят об отношении к себе, одобрении своих

планов, принятии себя таким, каков есть.

Низкие показатели говорят о недостаточном принятии.

Шкала 4. Самопоследовательности

Высокие показатели отражают представления о стабильности собст-

венного поведения и самоотношения, усилия противодействовать резким

переменам в жизни помимо своей воли, внутренний контроль поведения и

жизни в целом.

Низкие показатели соответствуют неуверенности, колебаниям в само-

отношении, неверию в свои способности.

Шкала 5. Самообвинения

Высокие показатели говорят о самообвинении, готовности поставить

себе в вину свои промахи, неудачи.

Низкие показатели – о недостаточной критичности, о некотором само-

довольстве.

Очень высокие и очень низкие показатели являются важным показате-

лем душевного неблагополучия и необходимости оказания психологической

помощи.

Шкала 6. Самоинтереса

Высокие показатели отражают любовь к себе, интересность собствен-

ного “Я”. Крайне высокие показатели отражают перерастание самоинтереса в

самомнение, самолюбование.

Низкие показатели отражают недооценку своего духовного “Я”, грани-

чащей с безразличием к нему.

Низкие оценки – показатель внутреннего неблагополучия, душевного

дискомфорта.

Шкала 7. Самопонимания

Высокие показатели отражают отсутствие тенденции к переосмысле-

нию собственных качеств. Отсутствует сомнение в том, что он такой, каким

должен быть. Не выражена установка на самоизменение. Крайне высокие

показатели говорят о ригидности процессов самопознания, самодовольство.

Описание теста чувства собственного достоинства.

Тест доктора Райдена является модифицированным вариантом шкалы,

которую разработал доктор Стэнли Куперсмит (Stanley Coopersmith) для

измерения чувства собственного достоинства.

2.2 результаты исследования

По результатам первого исследования мною выявлено, что в среднем у опрошенных респондентов чувство собственного достоинства находится на среднем уровне( оно составляет 68%). Хотелось бы уточнить то что у девушек уровень чувства собственного достоинства несколько выше, чем у юношей (у девушек он составляет 71%, у юношей- 65%).

Чувство собственного достоинства связано с общей приспособляемостью: те люди, у кого это чувство развито хорошо, имеют лучшую общую приспособляемость. Говоря конкретнее: по сравнению с теми, кто себя оценивает низко, люди с высокими баллами, “заработанными” в этом тесте, меньше тревожатся в разнообразных ситуациях и гораздо реже бывают в угнетенном состоянии духа, раздражительными или агрессивными. И напротив, люди с низким чувством самоуважения более склонны испытывать чувства обиды, отчужденности и горя. У них также больше “шансов” страдать от бессонницы и иных психосоматических отклонений.ЧСД весьма отчетливо проявляется и в отношениях с другими людьми. Тот, кто хорошо относится к самому себе, имеет тенденцию симпатизировать другим и быть благосклонным к их слабостям. Из-за своих искренне положительных чувств и открытости к окружающим такой человек как бы стремится обнаружить лучшие качества в людях, с которыми кон тактирует. Расхожая фраза, в которой заключена немалая доля истины, гласит, что человек, уважающий самого себя, пробуждает чувство собственного достоинства и в других людях. Естественно, эта аура делает такую личность весьма привлекательной, и остальные словно “льнут” к ней как в социальной, так и в профессиональной обстановке.

В наших каждодневных разговорах о людях мы обычно не используем термин “чувство собственного достоинства”.Но все мы знакомы и с понятием комплекса неполноценности, который можно рассматривать как чрезвычайно занижаемую самооценку.

Второе исследование показало что в среднем у респондентов выявлен средний уровень по интегральной шкале (69%). Эти показатели говорят о принятии себя, о развитом чувстве «за» свою личность. Также хотелось бы отметить, что у девушек этот показатель оказался значительно ниже, чем у юношей (65% против 71%).

По шкале самоуважения выявлены следующие результаты:

Средний балл среди всех опрошенных- 55%;

Средний балл среди девушек-57%;

Средний балл среди юношей-53%;

Данные показатели говорят о том, что в целом респонденты уважительно относятся к себе, собственным планам стремлениям, но иногда они выражают сомнение в ценности собственной личности.

По шкале аутосимпатии выявлены следующие результаты:

Средний балл среди всех опрошенных- 53%;

Средний балл среди девушек-59%;

Средний балл среди юношей-47%;

Среди девушек уровень аутосимпатии находится в норме, это говорит о эмоциональном принятии себя такими какими есть. Юноши же имеют низкий показатель аутосимпатии. Это говорит о неком безразличии к самому себе, к собственному «Я».

По шкале ожидания положительного отношения к себе выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-64%;

Средний балл среди девушек-76%;

Средний балл среди юношей-52%;

В среднем ожидания положительного отношения к себе у респондентов находится в норме. У девушек этот признак более выражен чем у юношей и имеет высокие показатели.

По шкале самоинтереса выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-76%;

Средний балл среди девушек- 84%;

Средний балл среди юношей-68%;

Результаты исследования показали, что девушкам присуща более высокая эмоциональная оценка себе, своего собственного «Я», чем юношам. В среднем же среди респондентов данный показатель находится в норме.

По шкале самоуверенности выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-64%

Средний балл среди девушек-63%;

Средний балл среди юношей-65%;

Приведенные выше показатели говорят о том ,что респонденты не обладают высоким мнением о себе. Данные показатели находятся в норме. Также хотелось бы отметить, что результаты исследования по данному параметру находятся приблизительно на одинаковом уровне как у девушек, так и у юношей.

По шкале ожидания отношения других выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-66%

Средний балл среди девушек-66%;

Средний балл среди юношей-66%;

Данные показатели говорят о том, что опрошенные ожидают именно положительного отношения к себе от других. Данное утверждение верно как среди юношей ,так и среди девушек.

По шкале самопринятия выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-75%

Средний балл среди девушек-81%;

Средний балл среди юношей-69%;

Данные результаты показывают, что у респондентов обоих полов хорошо развито чувство самопринятия. Высокие показатели говорят об одобрении своих планов, принятии себя таким, каков есть.

По шкале самопоследовательности выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-58%

Средний балл среди девушек-59%;

Средний балл среди юношей-57%;

Самопоследовательность у респондентов находится на среднем уровне. Данные показатели отражают представления о стабильности собственного поведения и самоотношения, усилия противодействовать резким переменам в жизни помимо своей воли, внутренний контроль поведения и жизни в целом.

По шкале самообвинения выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-57%

Средний балл среди девушек-46%;

Средний балл среди юношей-68%;

Данные показатели говорят о том, что среди юношей более выражено данное качество. Результаты исследования среди девушек говорят об их недостаточной критичности, некотором самодовольстве.

По шкале самопонимания выявлены следующие результаты:

Средний балл среди опрошенных-37%

Средний балл среди девушек-46%;

Средний балл среди юношей-28%;

Данные показатели говорят о сильно выраженном непонимании себе среди юношей, а также о неустойчивости образа «Я» среди девушек.

2.3 выводы и рекомендации к работе

Заключение

Используемая литература

1. http://www.syntone.ru/library/parables/content/3564.html Акимова М.К. Психологическая диагностика

2. А. В. ЗАХАРОВА СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ -С.13-14

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. - СПб., 2001

4. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - №4. - Т.13. - С. 99-100.

5. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986

7. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - С. 30

8. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. - М., 1981.

11. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.

12. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 5 -14.

23. Практическая психология образования: Учеб. пособие / А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Данилова и др.; Под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003 - 713 с.

30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.

В последнее время появилось много книг, различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе

Наши рекомендации