Несколько правил завершения итогового сочинения
Во-первых, чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение.
Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях.
В-третьих,хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!)
В-четвёртых,не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
Давайте попробуем написать заключение, заполнив третий столбик таблицы[4]
Вариант заключения | Тема | Пример |
1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей | Разум или чувство: кто кого? | И в заключение мне бы хотелось сказать, что если человек эмоционально реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, не сдерживая себя, то разум в такие минуты бессилен. Об этом очень точно сказал известный немецкий писатель Генрих Манн: «Когда забьется сердце — разум умолкает». (42 слов) |
2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий) | Стихия чувств и холод разума... | Заканчивая своё рассуждение, я хочу, чтобы вы представили человека, которого поглотила стихия чувств и который в это же время холоден, как лёд. Согласитесь, такого быть не может... Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», а иначе ему будет сложно строить отношения с окружающими его людьми. (52 слова) Совет:местоимение«ВЫ» используется, если в сочинении уже было обращение к предполагаемому собеседнику |
3. Призыв Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», «давайте задумаемся...», «давайте помнить...», «Давайте сделаем так, чтобы...» | Что правит миром – разум или чувство? Совет: если тема-вопрос, можно повторить данный вопрос, а оттолкнувшись от него, призвать ... | «Что правит миром – разум или чувство?» На этот вопрос мы искали ответ, приводили аргументы... А ответ прост: править миром надо разумно, не забывая о чувствах. И тогда не будет локальных и глобальных конфликтов, и человек будет жить в гармонии с самим собой... Давайте же помнить об этом! (48 слов) |
4. Зарисовка | Чувства сильнее разума... | Итак, завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю тургеневского воробья, героя одного из стихотворений в прозе, который бросился закрывать птенца своим дрожащим тельцем, защищая его от собаки, спасая от смерти. Действительно, «чувства сильнее разума»! (34 слова) |
5. Выражение надежды Совет:выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. | Кто хоть раз в жизни не терял рассудка? Мольер | Подводя итог сказанному, ответив на риторический вопрос, заданный французским драматургом Жан-Бати́стом Мольером, хочется выразить надежду на то, что человек в конце концов научится управлять своими эмоциями, в то же время не забывая прислушиваться и голосу разума. И тогда в мире воцарится гармония! (42 слова) |
6. Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… | Когда надо прислушаться к голосу разума? | Рассуждая над вопросом, в какие минуты жизни человеку необходимо прислушиваться к голосу разума, я подумала о том, что сказали бы классики будущего, если бы мы разучились жить, руководствуясь разумом, тогда, когда надо сберечь мир на всей земле. Уверена, они бы сказали, что мир сошёл с ума и что надо срочно исправлять положение... (52 слова) |
Вопрос 9: Как соединить все части сочинения?
Композиционная часть сочинения | Примеры речевых клише и скрепы |
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов). |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис (15 слов). | |
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. | |
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы | |
Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… | |
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. | |
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе | |
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям... | |
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература | |
Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими. | 1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример (примеры) из художественной литературы 2. Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис + аргумент) Во-вторых, (тезис + аргумент) |
1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении: В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый тезис начинается: Например, (тезис + аргумент) Кроме того, (тезис + аргумент) | |
2. Внутри основной части, если тезис был заявлен во вступлении (переход от одного аргумента к другому) | Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - ... | |
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение... В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ... | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение | К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне бы хотелось сказать, что... | |
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...» | |
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ... | |
В заключение хочется призвать людей ... | |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что |