Психология предательства

«Меня предал мой любимый ученик, моя надежда, мое будущее, предал в самую трудную минуту, когда я так рассчитывал на его помощь». «Меня предал лучший друг, подчиненный, муж и т.п.» Такие или примерно такие высказывания мне довольно часто приходилось вы­слушивать от пациентов или клиентов, которые обычно при этом находились в депрессивном состоянии. Дово­льно часто они повторяли: «Как дальше жить? Кому же можно верить?» Конечно, я их утешал и, как мог, лечил. Все налаживалось, но через какой-то период они опять становились жертвами предательства. Я внутренне воз­мущался их «глупостью» и опять продолжал помогать.

Но только тогда, когда и меня предали, я оценил вы­сказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол дру­га». И я решил до конца разобраться в этом явлении, попробовать разработать меры по профилактике пре­дательства, выяснить особенности поведения, когда тебя уже предали, выяснить, не предавал ли ты кого-нибудь сам, описать психологический портрет предателя. Мате­риал у меня уже накопился.

Кто предает? «Преданные» люди: любимчики (учени­ки, сотрудники, подчиненные и т.п.), и все те в кого вы вложили и душу, и материальные средства. Закономер­ность здесь такова: чем больше благодеяние, тем силь­нее предательство.

Распространено предательство повсеместно. На лек­циях по психологии предательства я попросил поднять руки тех, кого предавали. Подняли руки почти все (а мои слушатели — это больные неврозами и психосома­тическими заболеваниями). Практически каждый испы­тал на себе предательство. Предавали то дети, то родите­ли, то друг, то любимый ученик.

Так что же такое предательство? Предательство — это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе чело­веку или группе людей. Предательство следует отличать от отступничества. Отступничество — это отказ от об­щения с прежде близким тебе человеком или группой людей. Вспомним, Петр трижды отрекался от Христа, но тем не менее пользуется уважением до сих пор. Иуда предал Христа только один раз, и этот поступок являет­ся эталоном предательства.

Подробно предательство описывается в «Божествен­ной комедии» Данте. В девятом круге в четырех рвах мучаются предатели. В первом рву, который он назвал поимени Каина, убившего своего брата Авеля, отбывают наказание предатели родных, во втором рву — преда­тели родины и единомышленников, в третьем — пре­датели сотрапезников, в четвертом — предатели Учите­лей. Именно в этом рву находятся Иуда, Брут и Кассий.

Мы, воспитанные в определенных традициях («рань­ше думай о Родине, а потом о себе»), можем недоуме­вать по поводу того, что предательство сотрапезника на­казывается более сурово, чем предательство родных, родины и единомышленников. Правда, нас учили преда­вать. Ведь идеалом для пионеров был Павлик Морозов {слава Богу, что сейчас из Уголовного кодекса исключе­ны статьи об обязанности доносить на кровных родствен­ников)! А на какую ступень возводили тех, кто предавал своих Учителей (вспомним пресловутую сессию ВАСХ-НИЛ, отстаивающую «учение» Лысенко, и сессию АМН СССР «защитившую» И.П. Павлова)!

Но почему же все-таки предательство сотрапезников наказывается строже, чем предательство родных и роди­ны? Здесь-то и проявляется гениальность Данте. Гений отражает всегда то, что соответствует Законам жизни, а не писаным законам. Законы же обязательны для всех и не знают исключений. Так каковы же эти Законы в пла­не отношений между людьми? Раньше появился сотра­пезник, который был в то же время товарищем по охоте, сотрудником, или родина? И кто ближе человеку: сотруд­ник, с которым он общается каждый день, или брат, ко­торый может быть, и живет в совсем другом месте?Ко-нечно, сотрапезник, сотрудник. Что значит для нас еда? Еда — это жизнь! Поэтому сотрапезник — это человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость че­ловеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предателем. Поэтому я для себя сделал правилом не си­деть за столом с человеком, с которым нахожусь в кон­фронтации. И наоборот, если случилось так, что я у кого-то в гостях, то я против него уже никогда не выступаю. При неопределившихся отношениях с человеком я са­жусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.

Прав был Данте, что предательство родных считал самым легким. Да и в народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила.

И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю. И если у тебя разногласия с Учите­лем — уйди от него, но не выступай против.

Мои научные работы связаны с проблемой судьбы. Один из основных моментов здесь — треугольник судь­бы, описанный Карпманом. Если человек попал в сцена­рий, то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли меняются. Каковы же эти роли? Это роли Пресле­дователя, Избавителя и Жертвы. Ко мне на прием паци­ент или клиент приходит в роли Жертвы. Возврат к счастливои жизни может наступить только в том случае, если он научится строить равноправные отношения с людьми. Тогда он избежит роли Преследователя и Из­бавителя, что с психологической точки зрения одно и то же — общение со знаком превосходства над партне­ром. Если начальник преследует подчиненного, то пос­ледний, если наберет силу, станет преследовать началь­ника, который из Преследователя превратится в Жерт­ву. Судьба Избавителя аналогична. Если родители в процессе воспитания избавляют своих детей от труд­ностей, то последние будут сидеть у них на шее, и ро­дители станут Жертвами. Из этих рассуждений вытека­ет правило: не преследуй и не избавляй, и тогда тебя никто не предаст, и ты никого не предашь.

Многие терпят издевательства над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может про­снуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Данте глубоко подметил, что «едва предательство душа свершила... вселяется тотчас ей в тело бес, и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Кроме того, ни один предатель не осознает, что он предатель. Обычно он объясняет свой поступок ин­тересами дела. Дескать, он выступает против Учителя не из желания причинить ему вред, а потому, что идеи его уже устарели, его деятельность является тормозом для дела и т.п. Предатель, для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности, «доколе срок для плоти не угас».

Несколько слов о личности предателя. Предатели бывают активные и пассивные. Роднит их то, что у них нет своего дела, они живут за счет творческих личностей. Кто бы знал об Иуде, если бы не было Иисуса Христа? Таким образом, предатель всегда вто­ричен.

Пассивным предателем можно считать Евгения Онеги­на. Так, от скуки ухаживая за Ольгой, он провоцирует Ленского на дуэль и убивает его.

Активный предатель — Печорин. Он ухаживает за княжной Мери, неопытной девушкой, скрывая свой роман.

Итак, не хочешь стать жертвой предательства, не заводи преданных людей, приобрети иммунитет к вос­хищению. Не избавляй, но и не преследуй.

А как самому не стать предателем? Ведь предательст­во бывает осознанным и неосознанным. Но расплата в обоих случаях одинакова. Ведь когда Иуда осознал, что он предатель, он удавился.

Предательство партнера по общению обычно начина­ется с сомнений. «Сомнение предательству равно», — гласит восточная мудрость. Я знаю одного руководителя, который никогда не берет к себе на работу сотрудников, которые в нем сомневаются. И это абсолютно правильная позиция. Ведь если я сомневаюсь в человеке, то, следова­тельно, вижу или предполагаю у него наличие таких черт, которые меня не устраивают. И какая разница, есть ли они в самом деле или нет, я-то веду с ним себя так, как будто они в нем есть, это постоянный источник ненужных тревог и волнений. Не лучше ли сразу отказаться от общения? Я своим слушателям всегда говорю примерно следующее: «Если вы сомневаетесь, ходить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. Если в другом месте вам будет хорошо, я буду рад за вас. Но если там вам будет плохо, ваша душа будет со мной. А потом она приведет и тело». В свете вышесказанного ясно, что если при принятии жизненно важных решений возникают сомнения, то луч­ше отказаться от намерения (например, строить семью с данным человеком).

Но если уже общение началось, то доверять надо без­раздельно и без сомнений. Следование этому правилу привело к тому, что сейчас у меня врагов в ближайшем окружении нет. Мне могут возразить, что я заблужда­юсь. Что ж, может быть! Но это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть. Ведь если я живу с чувством, что у меня нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если я сомневаюсь в своих друзьях, мне плохо всегда.

Я даже научился использовать свою доверчивость. На­чиная какие-либо дела с новым партнером, я безраздель­но ему доверяю. Тем самым на недобросовестного чело­века я произвожу впечатление простачка, и он меня об­манывает. Но ведь первое дело всегда незначительное! Так у меня образовалась «картотека» людей надежных и ненадежных. А это уже неплохой капитал! Кроме того, появляется возможность сотрудничать с надежными людь­ми, в которых я уверен. И если что-то не получается, то я знаю, что все дело в обстоятельствах, В общем, как говорил Расул Гамзатов, «не вини коня, вини дорогу».

А как в семейной жизни?

Если я считаю, что жена мне изменила или может изменить, и все же продолжаю с ней жить, то кто я тогда? Как говорил В.Франкл, ревность всегда глупа. Она возникает или слишком поздно, или слишком рано. Каков же вывод? Не ревнуй, или, если появились со­мнения в верности супруга, разводись, коли уже дальней­шее совместное проживание для тебя невозможно, или сохраняй семью и не изводи и не оскорбляй партнера своими сомнениями.

А теперь я воспроизведу диалог, который у меня был с одной из моих больных.

Она: Вы знаете, меня мучает вопрос, не изменяет ли мне муж? Эта мысль не дает мне покоя.

Я: Скажите, какие у вас есть основания для такого вывода?

Она: Поздние приходы, бывает невнимателен и т.п.

Я: А зарплату он отдает?

Она: Да.

Я: Скажите, пожалуйста, если вы узнаете точно, что он изменяет вам, вы с ним разведетесь?

Она: Нет.

Я: Так я вам скажу точно: он вам изменяет!

Она: Не может быть! Как вы можете знать?

Я: С ваших слов. Поздние приходы, невниматель­ность и т.п.

Думаю, комментировать этот диалог нет нужды. И хочется еще раз повторить восточную мудрость: «Со­мнение предательству равно».

В Чистилище «души обретают очищенье и к вечному восходят бытию».

В Предчистилище находятся нерадивые, в первом круге — гордецы, во втором — завистники, в третьем — гневные, в четвертом — унылые, в пятом — скупцы и расточители, в шестом — чревоугодники, в седьмом — сладострастники.

Только в Чистилище грешники начинают понимать, для чего дано им тело. И они обращаются к живущим; призывая их к духовному развитию.

О христиане, гордые сердцами,

Несчастные, чьи тусклые умы

Уводят вас понятными путями!

Вам невдомек, что только черви мы,

В которых зреет мотылек нетленный,

На божий суд взлетающий из тьмы!

Чего возносится ваш дух надменный,

Коль сами вы не разнитесь ничуть

От плоти червяка несовершенной?

Поэт дает четкое определение категориям лиц, оби­тающим в Предчистилище. Нерадивые ничего не хотят делать, даже если речь идет об их спасении. Гордецы презирают людей. Забыв, «что мать у всех одна», ведут себя заносчиво и резко. Завистники меньше радуются своим удачам, чем чужой печали.

Так завистью пылала кровь моя,

Что, если было хорошо другому,

Ты видел бы, как зеленею я.

И вот своих семян я жну солому.

О род людской, зачем тебя манит

Лишь то, куда нет доступа второму?

И еще (исповедь одной завистницы):

...меньше радовалась я

Своим удачам, чем чужой печали.

(выделено мною- М. Л.)

А когда разгромили войска ее город и

...не было бойца,

Чтоб не бежал; я на разгром глядела

И радости не ведала конца.

И опять следует призыв к духовному развитию, кото­рое избавляет от зависти.

...Познав, какой удел грозит

Позарившимся на чужие крохи,

Он вас от слез предостеречь хотел.

Богатства вас влекущие тем плохи,

Что, чем вас больше, тем скуднее часть,

И зависть мехом раздувает вздохи.

А если бы вы устремляли страсть

К верховной сфере, беспокойство ваше

Должно бы неминуемо отпасть.

Ведь там — чем больше говорящих «наше»,

Тем большей долей каждый наделен,

И тем любовь горит светлей и краше.

Завистники, с точки зрения Данте, утрачивают чело­веческую природу и последовательно превращаются в свиней, в дворняжек, в волков, в лисиц.

Приводит ли зависть к болезням? Конечно! Среди моих пациентов было много завистников, но еще больше их было в нашем КРОССе. Когда они переставали ревност­но следить за успехами других, сравнивать себя с други­ми и начинали заниматься развитием собственных спо­собностей (а они у них были), то научались радоваться собственным успехам. Но что еще очень важно, они ра­довались успехам других. Мало того — они с удоволь­ствием помогали другим добиваться успеха, чтобы у них самих было больше радости.

Кто обычно завидует? Неудачник! Как определить, удачливый вы человек или нет? Если вы завидуете кому-либо, то вы неудачник. Не имеет значения при этом, какая у вас должность и какое материальное положе­ние. Я знаю многих руководителей, которые завидуют своим подчиненным, которым повезло, что у них есть такой начальник, богатых, которые завидуют бедным, потому что у них нет забот о сохранении и приумноже­нии своего состояния, родителей, которые завидуют без­детным, и семейных, которые завидуют холостякам. О зависти подчиненных, бедных, бездетных и холостя­ках я уже не говорю.

Почему же завидуют те, кто, казалось бы, добился успеха? Они добивались этого не потому, что им это было надо, а потому, что это было престижно. Они под­гоняли себя под средний социальный стандарт.

Я знаю одного хирурга, который, как-то обидевшись на своего начальника, переквалифицировался во фтизи­атра. Решил, что так быстрее станет главным врачом. Он организовал в больнице коалицию, которой удалось снять главного врача. Надеялся, что займет его место (не знал, что конфликтантов не любят). Все же главным врачом ему удалось стать, но в ведомственной больни­це. Он превратился в хозяйственника и перестал быть врачом, да, собственно, никогда им и не был. Он смог довольно быстро обогатиться, ему удалось неплохо на­ладить работу в больнице, оснастить ее современной аппаратурой, открыть престижные отделения, но, разъ­едаемый завистью, он начал преследовать наиболее квалифицированных специалистов, которые не пресмы­кались перед ним, так как знали себе цену, занима­лись творческой работой и росли как специалисты. Многие высококвалифицированные врачи увольнялись. Ему же для снабжения больницы, ремонтов и пр. при­ходилось унижаться, лебезить, заискивать перед вы­шестоящими. В конечном итоге, против него органи­зовалась коалиция, которая добилась снятия его с должности.

Тут подоспели годы перестройки. Он ударился в ком­мерцию. Добился значительных успехов (дачи, машины, деньги и т.д.). Но избавился ли он от зависти? Конечно, нет! Завистника легко узнать. Он вечно раздражен, недоволен всеми и вся, внутренне напряжен. Сейчас на­ступил спад в его коммерции, и он ищет путей, как бы опять попасть в медицину.

Так он прошел все превращения, описанные Данте. Вначале, он, как свинья, все хапал, чтобы обогатиться, затем, как дворняжка, лаял на своих подчиненных, по­том превратился в волка, который изгонял подчинен­ных, и, наконец, приобрел лисьи повадки, общаясь с начальниками и занимаясь коммерцией.

В Чистилище его надо направить. Очиститься от сквер­ны зависти очень просто. Данте предлагает духовный рост, высокие цели.

А если бы вы устремили страсть

К верховной сфере, беспокойство ваше

Должно бы неминуемо отпасть.

Следует заняться таким делом, которое тебе хочется делать, которое ты будешь делать с любовью, что приве­дет к личностному росту и, в конечном итоге, к матери­альному и социальному успеху. Ты будешь увлечен, и у тебя не будет ни времени, ни энергии на зависть. Как говорил видный психотерапевт А.Е.Алексейчик, лучше один раз что-то сделать с любовью, чем сто раз без ин­тереса или по принуждению.

Данте указывает, что люди зря во всех своих бедах винят небо.

Вы для всего причиной признаете

Одно лишь небо, словно все дела

Оно вершит в своем круговороте.

Тогда как на самом деле

....дурное управленье

Виной тому, что мир такой плохой,

А не природы вашей извращенье.

Рим, давший миру наилучший строй,

Имел два солнца, так что видно было,

Где божий путь лежит, а где мирской.

А беда современности в том,

...что церковь, взяв обузу

Мирских забот, под бременем двух дел

Упала в грязь, на срам себе и грузу.

Но вернемся к Чистилищу. В третьем круге находят­ся гневные. Здесь сплошной туман. Точно подмечено. Человек в гневе — как в тумане — ничего не видит, а только что-то слышит. Он слепец. А ведь все правильно. Первыми симптомами невроза являются раздражитель­ность и вспыльчивость, которые приводят к тому, что человек теряет ориентировку в этом мире.

В четвертом круге туман начинает рассеиваться, и чувства приобретают силу.

«Любви к добру, неполной и унылой,

Здесь придается мощность, — молвил тот, —

Здесь вялое весло бьет с новой силой.

Пусть разум твой к моим словам прильнет,

И будет мой урок немногословный

Тебе на отдыхе как добрый плод».

«Мой сын, вся тварь, как и творец верховный, —

Так начал он, — ты это должен знать,

Полна любви, природной иль духовной.

Природная не может погрешать;

Вторая целью может ошибиться,

Не в меру скудной иль чрезмерной стать.

Пока она к высокому стремится,

А в низком за предел не перешла,

Дурным усладам нет причин родиться;

Но где она идет стезею зла

Иль блага жаждет слишком или мало,

Там тварь завет творца не соблюла.

Отсюда ясно, что любовь — начало

Как всякого похвального плода,

Так и всего, за что карать пристало.

А так как взор любви склонен всегда

К тому всех прежде, кем она носима,

То неприязнь к себе вещам чужда».

Вернитесь к последним трем строчкам. Ясно, что че­ловек не может себя не любить. «Зло как предмет люб­ви есть зло чужое». Понимать это надо так: если чело­век себя не любит, то силы любви он направляет на других, и тогда любовь превращается в зло. Здесь Данте выделяет три варианта.

В первом варианте силы направляются на то, чтобы «подняться вдвое, поправ соседа». Тогда произойдет па­дение того, кто поднялся за чужой счет. Во втором варианте силы любви идут на то, чтобы удержать ближ­него от роста. Тогда человек

...боится славу, милость, власть

Утратить, если ближний вознесется,

И неприязнь томит его как страсть.

В третьем варианте

Иной же от обиды так зажжется,

Что голоден, пока не отомстит,

И мыслями к чужой невзгоде рвется.

Данте предупреждает, что любовь должна иметь силу. Если она вялая, то человек становится унылым и попа­дает в четвертый круг.

Но если вас влечет к общенью с ним

Лишь вялая любовь, то покаянных

Казнит вот этот круг, где мы стоим.

Здесь, если очищение происходит успешно, любовь приобретает силу.

В Чистилище грешники учатся любви. Поучимся и мы. Зачем ждать, когда попадешь на тот свет?

В душе к любви заложено стремленье,

И все, что нравится, ее влечет,

Едва ее поманит наслажденье.

У вас внутри воспринятым живет

Наружный образ к вам запав — таится

(это за 700 лет до Фрейда! — М.Л )

И душу на себя взглянуть зовет;

И если им, взглянув, она пленится,

То этот плен — любовь; природный он

И наслажденьем может лишь скрепиться.

И вот, как пламень кверху устремлен,

И первое из свойств его — взлетанье

К среде, где он прочнее сохранен, —

Так душу пленную стремит желанье,

Духовный взлет, стихая лишь тогда,

Когда она вступает в обладанье.

Ты видишь сам, как истина чужда

Приверженцам той мысли сумасбродной,

Что, мол, любовь оправдана всегда.

Пусть даже чист ее состав природный;

Но если я и чистый воск возьму,

То отпечаток может быть негодный.

Из этого как будто вытекает вывод:

Ведь если нам любовь извне дается

И для души другой дороги нет,

Ей отвечать за выбор не придется.

В народе на этот счет есть много пословиц. Вот две из них: «Любовь зла — полюбишь и козла». «Полюбит­ся сатана лучше ясна сокола».

Данте считает, что человек ответствен за выбор объ­екта любви.

... Вам дана способность править суд

И делать выбор, стоя у порога.

Вот почему у вас ответ несут,

Когда любви благой или презренной

Дадут или отпор, или приют.

Итак, пусть даже вам извне дана

Любовь, которая внутри ее пылает, —

Душа всегда изгнать ее вольна.

Это и есть свобода воли. Кстати, римский поэт Ови­дий написал чудесную поэму «Лекарство от любви», где даны рекомендации, как изгонять любовь из души. В психотерапевтической практике довольно часто при­ходится помогать брошенным женам и мужьям. И де­лаю я это успешно. Подробно техника изгнания из души того, кто бросил, описана в моей книге «Психологиче­ское айкидо» (1992).

В четвертом круге унылые набирают силу и скорость.

Мгновенно скопище большое,

Спеша бегом, настигло нас, и так

Всех впереди, в слезах кричали двое:

«Скорей, скорей, нельзя любвеобилью

Быть вялым! — сзади общий крик летел. —

Нисходит милость к доброму усилью».

Вот и в процессе лечения наружу выходят сдержива­емые ранее силы любви, и пациенты начинают творить, действовать, обходя тех, кто вырвался вперед раньше, но остановился в своем развитии. Когда бывшим паци­ентам говорят, чтобы они не спешили, они, как и души Чистилища отвечают:

Потребность двигаться у нас такая,

Что ноги нас неудержимо мчат.

Мой пациент 55 лет после успешного лечения, сбро­сив себя унылость, стал петь в профессиональной опе­ре, хотя до этого много лет вяло занимался в художест­венной самодеятельности. У другого пациента в 55 лет после лечения прорезался писательский талант. Теперь он каждый год издает по две-три книги объемом по 300-400 страниц, хотя раньше с трудом выдавливал из себя брошюры страниц на 30 (да еще с двумя-тремя со­авторами). Одна пациентка, забитая семейными неуря­дицами, после лечения организовала крупное собствен­ное предприятие. Отношения с мужем и детьми налади­лись.

В пятом круге

Народ, который двинуться не смея,

Лицом к земле поверженный рыдал.

Такому испытанию подвергаются скупцы, у которых их жадность гасила порыв к благому. В этом же круге и расточители, не только денег, но и своего духа, в ре­зультате чего они не могут выполнить своего предназна­чения. Размышляя на эту тему, я понял, что скупость и расточительность уживаются в одном человеке. Если я расточительно трачу свои силы и средства на пустое, то скупо отдаю их делу. Поэтому понятно, что между ску­постью и расточительностью нет большой разницы так же, как между плюсом и минусом, рабством и тиранией, скандалом и сексом. И в реальной жизни и скупцы, и расточители прижаты к земле своими качествами. Они не могут подняться вверх.

В шестом круге мучаются и очищаются чревоугодни­ки. В этом круге даже их тени иссыхают. Они поют и плачут одновременно.

А охоту есть и пить внушают зеву

Пахучие плоды и водопад,

Который растекается по древу.

Нет так ли мучаются чревоугодники на этом свете, находясь среди изобилия, но не имея возможности насладиться этим изобилием? Они воздерживаются от чревоугодия и плачут, а потом срываются, начинают есть и смеяться, но располнев, опять плачут. И не радуют их ни успехи по службе, ни имущественное положение, ни даже неплохая семья. Во время лечения чревоугодники очищаются от этого греха и выздоравливают, приобре­тая внутренний покой.

В седьмом круге искупают свой грех сладострастни­ки. Они

...пройти должны

Укус огня; идите в жгучем зное

И слушайте напев с той стороны!

Но это огонь очищения.

И знай, что если б в этом жгучем лоне

Ты хоть тысячелетие провел,

Ты не был бы и на волос в уроне.

Так и психоаналитическое лечение жжет, но пациент урона не терпит, а только очищается от скверны. Мно­гие робеют возле огня и прерывают лечение. Но те, кто это выдерживает, попадает в Рай и становится самосто­ятельными.

Вергилий при выходе из Чистилища сказал Данте:

Отныне уст я больше не открою;

Свободен, прям и здрав твой дух; во всем

Судья ты сам; я над самим тобою

Тебя венчаю митрой и венцом.

При успешном лечении, выйдя из Чистилища, паци­енты попадают в Земной Рай.

У них возникает такое ощущение, что они уже состо­ялись. Им все удается. Они хорошо управляются в но­вом своем состоянии, но в старой ситуации (они еще не знают, что предназначены для более высоких сверше­ний, что им еще предстоит попасть в Небесный рай, поэтому не следует останавливаться на достигнутом). На этом этапе психотерапевт как врач уже не нужен. При правильном лечении происходит разрушение оков, «снятие грехов», и положительный опыт, приобретен­ный пациентами, когда они были в невротическом со­стоянии, дает нужный результат. Больной начинает добиваться того, к чему безуспешно стремился в тече­ние многих лет.

Вот тогда-то и наступает состояние, которое можно обозначить как Земной Рай.

Но в это время пациенту тоже нужен проводник, консультант, который будет сопровождать его по Не­бесам Рая. Хорошо было бы, если бы психотерапевт, который излечил, смог бы выполнить и эту функцию. Задача здесь — наработка новых личностных качеств, которые позволят человеку почувствовать, что он на­ходится в Небесном Раю. У Данте на этом пути был уже другой проводник — не поэт Вергилий, а его любимая Беатриче.

А теперь клинический пример.

Один из моих пациентов, школьный учитель, страда­ющий ипохондрическим неврозом и имеющий массу про­блем с руководством школы и в семье, в результате ле­чения выздоровел и стал заметной фигурой в школе. Он был доволен, да и я тоже. Катамнестическое наблюдение показало, что это еще не было конечной останов­кой. Дальнейшее его личностное развитие привело к тому, что он стал крупным ученым в области педагогики и даже организовал свой институт повышения квалифи­кации учителей. Через некоторое время он вышел на международный уровень. Когда я спросил его, нет ли у него теперь неприятностей, он мне шутя ответил, что у него сейчас такие неприятности, о которых он и мечтать не мог. Раньше его неприятности заключа­лись в том, что нарушались отношения с начальст­вом, женой и детьми. Иногда испытывал материаль­ный недостаток. Сейчас неприятности совсем другие. Например, не хватает средств на опубликование оче­редной монографии или учебника. Однако эти непри­ятности не делают его унылым, а наоборот, поддер­живают в тонусе. В общем, как гласит латинская по­словица, «для сильного человека что счастье, что несчастье, — все равно».

Этот пример показывает, что бывший пациент достиг того, о чем он даже и не мечтал, когда был в невроти­ческом состоянии. Можно сказать, что он достиг Небес­ного Рая.

Перебирая свой архив, я могу найти достаточно много документов, свидетельствующих о том, что па­циенты стали такими, какими они себя ранее не виде­ли, т. е. самими собой. Но для этого им пришлось пройти через все круги Ада невротической жизни, и почти всегда семь кругов Чистилища. Об этом уж я постарался позаботиться.

Конечно, некоторые обвинят меня в ненаучности из­ложения. Основной их довод — слишком понятно и нет научной терминологии. А я считаю это достоинством. Ведь здесь описана и клиника, и лечение, а сейчас пой­дет описание критериев выздоровления. Указана также и роль врача в терапевтическом процессе. Высказаны новые теоретические положения, что является необхо­димой характеристикой научного исследования. Только у меня нет докторской степени.

В Земном Раю Данте прежде всего выкупали в реке забвения Лете. При этом происходила переоценка цен­ностей.

...Мой ум блуждал.

Когда предмет стоял неизмененный,

А в отраженье облик изменял.

И в процессе психотерапии мир не менялся, но боль­ные начинали видеть его совсем по-другому. Волны на море уже не вызывали страха, а обидчики приобрели иную ценность и превратились в тренажеры для выра­ботки новых навыков. Весь мир — и природа, и люди — стали как бы другими.

При успешном лечении пациенты всегда говорили примерно следующее: «Все, что происходило в моей не­вротической жизни, происходило как бы не со мной. Умом помню все. Но нет памяти сердца. Воспоминания уже не вызывают бурю эмоций, а при случайной встре­че с людьми, которых раньше я ненавидел, возникает лишь легкое недоумение — неужели я мог так к ним относиться?» Это и есть вполне достоверный критерий личностной перестройки.

И, действительно, для дальнейшего движения впе­ред необходимо выкупаться в психологической Лете. Тогда пациентов перестают волновать встречи с не­приятными людьми, а воспоминаний и не возникает. Только после этого может начаться подъем, а точнее, взлет в Рай.

Данте удивительно тонко подметил, что в Раю (а там ведь можно подняться до девятого неба) души доволь­ствуются своей участью и не жаждут «высшего предела, где больший кругозор и дружба ждут».

Брат, нашу волю утолил во всем

Закон любви, лишь то желать велящий,

Что есть у нас, не мысля об ином.

(выделено мною- М. Л.)

Когда б мы славы восхотели вящей,

Пришлось бы нашу волю разлучить

С верховной волей, нас внизу держащей, —

Чего не может в этих сферах быть,

Раз пребывать в любви для нас necesse*

И если смысл ее установить.

Ведь тем-то и блаженно наше esse**,

Что божья воля руководит им

И наше с нею не в противовесе.

И так как в этом царстве мы стоим

По ступеням, то счастливы народы

И царь, чью волю вольно мы вершим.

Она — наш мир, она морские воды,

Куда течет все, что творит она,

И все, что создано трудом природы.

Сейчас я немного порассуждаю, а потом вы еще раз прочитайте этот отрывок. Ведь здесь в художественной форме кратко и точно описан всеобщий Закон природы, который назвал Данте Законом любви — желать то, что есть, не мысля об ином.

Нам есть смысл брать пример с наших клеток, кото­рые живут по закону любви, не мыслят об ином месте, довольны им и просто делают то дело и на том месте, куда поместила их судьба. Так, клетка, которая нахо­дится на пятке, формирует там мозоль, тем самым защи­щая организм от всяких неприятностей, а клетка, располо­женная на радужной оболочке глаза, формирует его цвет. Каждая из них находится на своем месте и счастлива тем, что вершит волю судьбы и одновременно свою собствен­ную. А ведь у этих клеток одинаковые возможности! Пред­ставьте себе на секунду, что будет, если клетка на вашей пятке, недовольная своей участью, станет, не сходя с мес­та, формировать на пятке цвет глаза, а клетка, ответствен­ная за цвет глаза, на своем месте начнет формировать пяточную мозоль? Нетрудно догадаться, что их удалят. Потому что радужная оболочка на пятке — это пигмент­ная опухоль, а мозоль на глазу — это бельмо.

Здесь можно увидеть основную идею современной психотерапии — жить «здесь и теперь». Прослеживает­ся и мысль экзистенциального анализа: жизнь всегда имеет смысл во всех проявлениях, и когда ты можешь что-то делать, то делай это как можно лучше. Если па­циенты начинают жить по такому закону, им сразу же становится лучше. Я советую им делать свое дело как можно лучше в тех условиях, в которых они оказались. На тренингах пациенты знакомятся с психологией и сразу же начинают говорить, что этому их должны были на­учить в школе, спрашивают меня, почему в школьной программе нет практической психологии. Я им полушу­тя-полусерьезно отвечаю, что не знаю и даже думать об этом не хочу. Если я буду тратить на это время, то не смогу делать то, что делаю сейчас — знакомлю их с данными психологии. Кроме того, я не смогу лечить боль­ных, писать книги и вообще делать то дело, которое дол­жен делать, находясь на своем месте. Вот если я стану министром просвещения, то тогда и начну думать об этом. Пока что мне даже выгодно, что психологию не преподают в школе. Я не останусь без работы.

Если говорить серьезно, то мои пациенты именно потому и больны, что в мыслях своих занимаются дела­ми других, не успевая делать свои, и сетуют на то, что их не ценят, не продвигают по службе. На более высо­ком месте они бы себя показали. Глубокое заблуждение!

Но когда при успешной работе они проникаются эти­ми рассуждениями, перестают думать о росте по служ­бе, а стараются получше делать свое дело (т. е. заботят­ся о повышении своей квалификации), рост происходит сам собой, и они перемещаются с одного неба Рая на другое. Еще раз прочитайте отчет моего бывшего паци­ента, школьного учителя, ставшего крупным научным работником. Открою один его секрет. Он с детства меч­тал стать профессором, т.е. вознестись на девятое небо, но у него ничего не получалось. Он стал над собой рабо­тать и довольно быстро вознесся, точнее, его вознесли, а еще точнр*\ он просто вырос до этого неба.

Данте пишет:

Тут я постиг, что всякая страна

На небе — Рай, хоть в разной мере, ибо

Неравной милостью орошена.

И еще:

...В том — часть нашей радости, что мзда

Нам по заслугам нашим воздается,

Не меньше и не больше никогда.

(выделено мною- М. Л.)

Вот и нам бы это постичь! Ведь часто мы страдаем от того, что нас мало наградили. И вообще-то дело не в месте, которое занимаешь, а в том, как ты сам его оце­ниваешь. Но если у человека Ад в душе, ему везде будет плохо. Впрочем, об этом я уже писал.

Давайте путешествовать по Небесам Рая. Здесь есть своя градация, но к болезням это уже не имеет никакого отношения. Выбирайте свое небо!

На первом небе живут блаженные души (как прави­ло, Золушки), и светит им луна. Они в реальной жизни непритязательны, и здесь им хорошо.

На втором небе обитают честолюбивые деятели. Они находятся под покровительством Меркурия. Там Данте встретил императора Юстиниана, прославившегося тем, что упорно работал, выправляя законы своей страны. Император сказал ему:

А эта малая звезда — приют

Тех душ, которые стяжать желая

Хвалу и честь, несли усердный труд.

На третьем небе находятся души любвеобильных, а живут они под волшебными бликами Венеры. Здесь Данте подчеркивает, что любовь важнее политики, человек важнее государства. И если я живу по Зако­ну любви, да еще и отдал кому-то любовь, то действи­тельно я должен быть выше государственного деяте­ля. Ибо если бы все жили по Закону любви, то и госу­дарства не нужно было бы.

На четвертом небе находятся мудрецы. Они живут под солнцем. Там Данте беседовал с Фомой Аквинским, Соломоном. При помощи мудрости мы можем овладеть искусством любить.

На пятом небе под покровительством Марса размес­тились воители за веру. Но не крестоносцы и те, кто свою веру утверждают насилием.

На шестом небе под Юпитером блаженствуют спра­ведливые. Данте подчеркивает непостижимость небес­ного правосудия. Справедливым может быть только тот, кто сам избавился от первородного греха. Свое понима­ние этой проблемы я изложил в своей книге «Психоте­рапевтические этюды» (1996).

На седьмом небе находятся созерцатели. Светит им Сатурн. Я понять не могу, почему за созерцание попада­ют на седьмое небо. Когда что-то делаешь, то первые шесть. А вот если просто созерцаешь, то сразу на тебе — седь­мое небо. Но не подумайте, что это критика Данте. Это просто мое непонимание, хотя гипотеза у меня есть. Ответ я нашел в системе экзистенциального анализа. Помните, Франкл пишет о тяжелом раковом больном, который уже не мог ничего делать, но он наслаждался тем, что слушал хорошую музыку, читал книги и под­бадривал других, менее тяжелых больных, и хотя тело его бедствовало, дух был в Раю.

На восьмом небе под светом Близнецов обитают тор­жествующие. Там находятся апостолы Петр, Яков и Иоанн, прошедшие испытание в вере, надежде и любви. Совершенно потрясающее чувство торжества возникает при внедрении своих идей и разработок в жизнь! Не имеет ничего общего с торжеством над повержен­ным врагом, ибо это есть злорадство. Чаще всего тор­жество испытывают великие ученые. Мы их считаем чудаками, потому что они не пользуются теми благами, которыми обладают и продолжают грызть гранит науки. Нам этого не понять. Так мы еще и иронизируем над ними. А ведь они открывают Законы и тем самым как бы приближаются к истине или, если хотите, к Богу, Природе. Вот почему в клинической работе и практике пси­хологического консультирования я стараюсь помочь сво­им подопечным, во-первых, найти цель, а, во-вторых, добиться ее.

На девятое — кристальное — небо попадают те, кто выдерживают все испытания. Им открывается высшее озарение, и они могут лицезреть божество. Сюда возне­слись дева Мария и Беатриче. Вот сюда нам не стоит стремиться. Но до восьмого все-таки лучше добраться. И если вы торжествуете, сделав свое дело, то вы на восьмом небе. Хотите остаться на нем — творите!

Наши рекомендации