Понятие о человеке как индивиде
Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это — телесное бытие человека.
В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. «Индивид, — писал А.Н.Леонтьев, — это прежде всего генотипическое образование... Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» [3]. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.
Индивид есть другой полюс человеческой реальности; первый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек — это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая преломилась в наследственной программе человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.
Индивидность человека интересует психологию в той мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.
Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Психология исследует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии индивидности человека выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.
«Относительно связи биологического и психического, — писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев... В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма)» [4]. Неоднозначность связи органического и психического в первую очередь объясняется неоднородностью самих индивидных свойств человека, включенностью в их число генетических, морфологических, физиологических, телесно-физических, нейропсихологических, половозрастных и других особенностей. Поэтому индивидность человека и ее проявления в человеческой субъективности целесообразно исследовать применительно к конкретным индивидным свойствам, изучение которых проводится в рамках пограничных с психологией дисциплин — в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.