Выявление ненадежных партнеров
Ненадежность делового партнера определяется:
· большим количеством сорванных по его вине сделок с другими фирмами;
· несвоевременным и некачественным выполнением условий заключения договоров;
· значительным количеством в фирме ранее судимых лиц;
· фактами ведения против предприятия-учредителя экономического шпионажа;
· использование помощи сотрудников правоохранительных органов, налоговых инспекций и т.д. с целью парализации экономической деятельности своего партнера;
· умышленным затягиванием деловых переговоров;
· неуважительным отношением к авторскому или патентному праву;
· предъявлением к нему значительного количества судебных исков;
· наличием большого долга;
· непрочной позицией на рынке;
· нерегулярной и ненадежной поставкой сырья и товаров;
· отсутствием доверия потребителей;
· испорченной репутацией среди деловых кругов.
Способность службы безопасности своевременно выявить хотя бы отдельные параметры ненадежности будущих или настоящих деловых партнеров в значительной степени может повлиять на степень экономической безопасности предприятия учредителя.
4.2.7. Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции
со стороны других предприятий
Под недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерчески деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг.
Известны следующие формы недобросовестной конкуренции:
· установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности,
· установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
· ложная реклама;
· установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятых ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;
· введение ограничительных условий в агентские соглашения;
· тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
· нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;
· подделка и производство оригинальных изделий, выпускаемых конкурентом;
· использование своего экономического потенциала для продажи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва позиций конкурента и последующего вытеснения его с рынка;
· злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки);
· установление дискриминационных коммерческих условий;
· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и моста изготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной мнительности, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
· несанкционированное приобретение и использование фирменных секретов конкурента;
· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров;
· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Недобросовестная конкуренция возможна путем использования коррумпированных чиновников, лиц из уголовной среды и экономических шпионов.
4.2.8. Расследование фактов неправомерного использования
товарных (фирменных) знаков предприятия
Товарный знак — это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного пика или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. Важнейшей особенностью такого нарушения является его большой территориальный разброс, наличие большого количества потенциальных правонарушителей и сложности с его документированием, что чрезвычайно затрудняет деятельность сотрудников службы безопасности