Тема: Творчество Вальтера Скотта. Исторический роман В. Скотта. Роман «Айвенго».
Внимание! Курсивом выделены задания единственно возможные в качестве «отработок» пропусков. Выполнение двух дополнительных заданий как КСР (по свободному выбору) обязательно для всех.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ)
Практическое занятие № 1.
Тема: Романтизм как идейно-художественное движение. Английский романтизм. Творчество Джорджа Байрона. Поэма «Дон Жуан».
1.Романтизм как идейно-художественное направление в культуре и литературе первой половины XIX века.
2.Эстетические принципы романтизма как художественного метода.
3.Английский романтизм (социально-политические и идеологические основы английского романтизма; этапы и особенности развития английского романтизма; основные представители).
4.Творчество Джорджа Байрона (периодизация творчества Джорджа Байрона; значение творчества Байрона в истории английской и мировой литературы).
5.Поэма Байрона «Дон Жуан».
- Структура поэмы.
- Выбор героя.
- Проблема герой и автор.
- Содержание поэмы и ее проблематика.
- Романтические принципы отражения действительности в поэмах.
- Поэма «Дон Жуан» как сатирическая энциклопедия европейской жизни.
- Художественные приемы в создании образа Дон Жуана, особенности портретной характеристики, использование приема контраста, гипербол, сравнений; роль сюжета и композиции, роль пейзажа в раскрытии характеров героев.
- Роль лирических авторских отступлений; динамизм и напряженность драматического действия.
Дополнительное задание: Составить каталог афоризмов из поэмы Байрона «Дон Жуан» по разделам: философские, исторические, экономические, о любви, о семье, о дружбе и т.п. (с указанием части поэмы и лица, которому принадлежит высказывание).
Глоссарий: Романтическое двоемирие, романтическая ирония, романтический гений, романтический эскейпизм, «мировая скорбь», поэтизация природы, местный колорит, «болезнь века».
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М.-Л., 1960.
2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1985.
3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1963.
4. Великий романтик Байрон и мировая литература. М., 1991.
5. Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон Жуан». — М., 1976.
6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М.: Наука, 1975.
7. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978. С.75-104.
8. Дьяконова Н. Байрон в годы изгнания. — Л., 1974.
9. Европейский романтизм. М., 1973.
10. Елистратова А.А. Байрон. — М., 1956.
11. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.
12. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. — Л., 1971.
13. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.
14. Кургинян М.С. Джордж Байрон. М., 1958.
15. Моруа А. Байрон.
16. Ромм А. С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. — Л.; М., 1961.
Практическое занятие № 2.
Тема: Творчество Вальтера Скотта. Исторический роман В. Скотта. Роман «Айвенго».
1.Творчество Вальтера Скотта.
- периодизация и особенности творчества В. Скотта.
- Новаторская концепция жанра исторического романа в творчестве писателя.
- Значение творчества Скотта в мировой и английской литературе
2. Роман «Айвенго».
- Значение названия романа в понимании одной из составляющих исторической концепции В. Скотта.
- Особенности композиции романа.
- Проблема главного героя романа.
- Содержание романа и его проблематика как отражение исторической концепции романа.
- Особенности языка и стиля произведения.
3. Признаки и черты исторического романа и их раскрытие в художественной структуре романа «Айвенго».
Дополнительное задание:Составить список исторически реальных персонажей, событий, мест и названий, упоминаемых в романе «Айвенго».
Глоссарий:жанр «исторический роман», принцип историзма, историческая символика, исторический колорит.
Рекомендуемая литература:
1. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. — Л., 1971.
2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1985.
3. Пирсон Х. Вальтер Скотт. — М., 1983.
4. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. — М.; Л., 1965.
Практическое занятие № 3.