Лекция 24. создание самообучающейся организации
24.1. Сущность понятия «самообучающаяся организация»
24.2. Процесс функционирования самообучающейся организации
24.3. Сравнительная характеристика моделей традиционной и самообучающейся организации
Цели лекции:
- определитьсущность понятия «самообучающаяся организация»;
- проанализировать основные теории самообучающихся организаций;
- датьсравнительную характеристику моделей традиционной и самообучающейся организации.
24.1. Сущность понятия «самообучающаяся организация»
Ключевым фактором достижения эффективности работы современных предприятий является успешное управление инновациями, а также постоянное организационное совершенствование. В современных динамичных и нестабильных условиях, ввиду затяжного экономического кризиса, усиления конкуренции в мире, интенсивного развития производительных сил и необходимости оперативного реагирования организаций на постоянные изменения окружающей среды, значительно возрастает роль нематериальных активов предприятия - в первую очередь знаний, умений, навыков и опыта, которыми обладает персонал. А, следовательно, остро встает вопрос обучения. Из категории предпочтительных задач профессиональное развитие сотрудников переходит в категорию настоятельной необходимости. Большую роль здесь может сыграть превращение организации в самообучающуюся.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Принципы построения самообучающейся компании в том или ином объеме реализованы такими компаниями, как 3М, Hewlett Packard, Corning, Procter & Gamble, Shell International, Ford, Harley-Davidson, Federal Express, EDS, Intel, Apple Computer, Polaroid, Herman Miller, AT&T, Philips Display Components (американский филиал компании Philips Electronics), Merck, US West, GS Technologies, Digital Equipment, DataQuest Drives, Cray Research, W. L. Gore and Associates, Johnson& Johnson, Kollmorgen, Analog Devices и многими другими.
Теория самообучающейся организации стала формироваться в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в., но представление об организации как обучающейся системе не ново. Термин «самообучающаяся организация» широко распространился в США и Европе в 90-е гг. прошлого столетия. В России он стал известен только спустя десятилетие, в начале XXI в. В специальной литературе можно встретить и другие названия данной теории – «научающаяся организация», «обучающаяся организация» или «саморазвивающаяся организация». Все четыре понятия – тождественны и мы будем их использовать в качестве синонимов. Разница обусловлена тонкостями перевода, так как изначально термин, описывающий феномен самообучающейся организации, английское словосочетание «Learning organization» и оно дословно переводится как «обучающаяся организация».
В современной литературе по теории организации и обучению персонала существует довольно много определений понятия «самообучающаяся организация». Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция самообучающейся организации не имеет универсального определения.
Термин «самообучающаяся организация» в среде T&D–специалистов[21] широко употребляется, т.к. это модное понятие, но истинный смысл, знают далеко немногие. Дать грамотное краткое, но емкое определение понятию, появившемуся относительно недавно очень трудно. Легко дают определения только люди, не являющиеся профессионалами в соответствующей сфере. Специалисты же всегда дискутируют. Вместе с тем, трудности определения для них обусловлены не ограниченностью их взглядов, а сложностью понятия, иногда его излишней теоретизацией, а также пересечением с другими концепциями.
Следует отметить, что в необходимости перехода от традиционной организации к самообучающейся практически все исследователи единодушны, но в содержательной трактовке ее определений полного единодушия нет.
П. Сенге (Senge, 1990) описывал самообучающуюся организацию как организацию, «где сотрудники непрерывно расширяют свои возможности, помогающие им добиваться нужных результатов, где вырабатываются новые способы мышления, где свободно распространяются коллективные стремления, и где сотрудники непрерывно учатся тому, как осуществлять совместное обучение»[22]. Цикл обучения тому, как учиться представлен на рисунке 23.1.
Рисунок 24.1 – Цикл обучения тому, как учиться[23]
Согласно Джонсону и Хендри (Jones A. M. And Hendry C., 1992), в самом простом понимании обучающаяся организация – это организация, «в которой многие учатся»[24], а по мнению Педлера и его соавторов (Рedler et al, 1991) – это «организация, которая способствует обучению всех своих сотрудников и сама постоянно меняется»[25].. Д. Гарвин (Garvin, 1993) полагает, что обучающиеся организации «быстро и эффективно передают знания по организации, реализуя официальные программы повышения квалификации»[26].
К. Уик и Л. Леон (Wick and Leon, 1995) считают научающейся такую организацию, которая «непрерывно совершенствуется, за счет того, что может быстро создать новые и улучшить имеющиеся возможности, необходимые для успеха в будущем»[27].
Согласно Р. Миллеру и Д. Стюарту (Miller and Stewart, 1999), одна из характерных особенностей обучающейся организации состоит в том, что в такой организации «существуют четко определенные процессы определения; создания; овладения; распределения знания, и люди действуют на их основе»[28].
Х. Скарбороу и Картер (Scarborough and Сarter, 2000): научающаяся организация – это нечто, «позволяющее понять, что является эффективным, за счет реструктуризации собственного опыта и извлечение уроков из этого процесса»[29].
Научающаяся организация, как отметил Д. Бургойн – организация, модифицирующая свое поведения таким образом, чтобы оно отражало новые знания и понимание»[30]. Д. Бургойн убежден, что научающиеся организации обеспечивают приобретение знаний из опыта, разрабатывают непрерывные программы усовершенствования, используют систематизированные методы решения проблем, а также быстро и эффективно распространяют знания в пределах организации с помощью формальных программ профессионального обучения, связанных с их реализацией.
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований зарубежными исследователями, в основе идеи самообучающейся организации лежат два основания:
1) компании подвергаются быстрым изменениям как извне, так и изнутри, и их руководители должны быть готовы к неожиданностям. Для этого в компаниях нужно проводить непрерывное проактивное обучение, которое является необходимым условием эффективности, а, следовательно, успешности и конкурентоспособности;
2) каждая компания или организация в состоянии учиться и должна учиться. Под обучением понимаются не обязательные курсы повышения квалификации, отдельные тренинги и семинары, а постоянное совершенствование, как каждого члена организации, так и всей организации, как единого организма.
Самообучающаяся организация – это организация, которая создает, приобретает, сохраняет, приумножает и передает знания. Она способна успешно меняться и адаптироваться к новым условиям внешней и внутренней среды. В самообучающейся организации человеческие ресурсы становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций, а обучение персонала является основой всей деятельности. Подобная организация развивается путем постоянного обмена передовым опытом и избегает повторения типовых ошибок.
По мнению М. Магура можно выделить 10 принципов обучающихся организаций.
1. Обучаться быстрее конкурентов.
2. Искать возможности обучения внутри организации (обмен опытом, решение проблем, распространение знаний).
3. Искать возможности обучения за пределами организации (у поставщиков и потребителей).
4. Сквозное обучение (от высшего руководства до рядовых работников).
5. Постоянно выявлять проблемы, требующие решения.
6. Создавать сценарии будущего и обучение ориентировать на эти сценарии.
7. Применять на практике то, чему научились, и учатся на основе каждодневной практики.
8. Обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда.
9. Искать новые области для обучения.
10. Обучаемость программируется сверху[31].