Метод привлечения профессиональных синекторов

Автором синектики – метода поиска новых решений – считается американский исследователь У. Д. Гордон. В основу разработанного им в средине 50-х гг. XX в. метода был положен метод мозговой атаки. Благодаря своей высокой продуктивности, новый метод получил очень быстрое и широкомасштабное применение, что позволило У. Гордону уже в 1960 г. создать специальную фирму по обучению творческому мышлению. О практической ценности метода косвенно можно судить по тому, что услугами «Синектик инкорпорейтед» постоянно пользуются многие известные американские фирмы, а обучение одной синектической группы обходится недешево – от 20 до 200 тысяч долларов.

Слово «синектика» в переводе с греческого языка означает «совмещение разнородных элементов». В полном современном словаре английского языка дается следующее определение: «Синектические группы – группы людей различных специальностей, которые встречаются в целях попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».

Рассмотрим, чем отличается синектика от метода мозговой атаки, которая проводится люди, не обученными специальным творческим приемам. Синектика же предусматривает создание постоянных групп синекторов – «профессиональных генераторов» новых идей, обладающих высоким уровнем специализации.

Очевидно, что такие группы, накапливая опыт и осваивая высокоэффективные творческие приемы, работают намного продуктивнее, чем необученные «генераторы» в случайно сформированных коллективах.

Синектические сеансы проводятся специально сформиро­ванными группами из 5-7 человек, прошедших предварительное обучение. В число синекторов принимают зрелых людей, имеющих широкий кругозор и обладающих, как правило, двумя специальностями (например химик-музыкант, врач-механик, электрик-художник).

Ранее говорилось о значимости и пользе аналогий. Но если инженеры и изобретатели используют аналогии на "любительском уровне", то синекторов обучают профессиональному владению процессами аналогизирования. В связи с этим мозговую атаку можно рассматривать всего лишь как коллективную научно-техническую самодеятельность, в то время как работу группы синекторов – как выступления академического поискового ансамбля.

Синекторы обучаются поиску новых идей путём применения четырёх видов аналогий: прямой, личностной, фантастической и символической.

Прямая аналогия широко используется в изобретательской и инженерной практике. Не менее часто применяют ее и синекторы, однако их заблаговременная дидактическая и психологическая подготовка позволяет расширить и углубить область существующих аналогий.

Определенное отличие в использовании прямой аналогии этих двух групп специалистов рассмотрим на конкретном примере. На обогатительных фабриках раздробленная железная руда смешивается с водой, образовавшаяся при этом дисперсная смесь – пульпа – по трубопроводам передается на гравитационные установки обогащения. Для регулирования объемов и скорости перемещения пульпы на трубопроводе устанавливают механические заслонки. Частицы руды, ударяясь о заслонку, быстро изнашивают ее, что приводит к частым остановкам технологического процесса для замены вышедшей из строя детали. Перед разработчиками поставлена задача: обеспечить защиту заслонки от быстрого износа и, следовательно, долговечность ее эксплуатации.

Инженеры, как правило, при решении такой задачи ищут аналогичные элементы конструкций в других областях техники: заслонки в водопроводных сетях, в трубопроводах жидких металлов в металлургии, в трубопроводах земснарядов по намывке речного песка, в рукавах дробеструйных аппаратов и т. п.

Синекторы идут, дальше: в цепочку аналогий они включают защиту от повреждений пищеводов животных и рыб, питающихся «колючей» пищей, предлагают обволакивание поверхности заслонки слоем той же ферромагнитной пульпы за счёт её намагничивания, выдвигают идею непрерывного намораживания на заслонку тонкого слоя льда и другие нетривиальные решения.

Личностная аналогия, называемая эмпатией, представляет ещё один чрезвычайно интересный и продуктивный вид аналогии.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Синектор тожеотождествляет себя с объектом, который он пытается усовершенствовать или создать заново, и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта. К сожалению, у большинства взрослых людей к 25-ти годам жизни (из-за приобретенного ими рационального мышления) от умения представлять себя каким-нибудь объектом не остается и следа.

Эмпатия может быть весьма полезной при решении самых разнообразных творческих задач. О высокой эффективности этого метода аналогии люди знали ещё в глубокой древности.

Любопытное свидетельство этого можно найти в китайском трактате «Чжуанцзы», который был написан за триста лет до нашей эры. В нем рассказывается о мяснике, который достигал столь полного отождествления с бычьей тушей, что воспринимал её как нечто неотъемлемое от себя и видел своим интуитивным взором все её кости, сочленения и сухожилия, а за счёт этого знал её слабые места. Поэтому, когда он рубил, то от одного лишь удара топора «туша рассыпалась, точно ком земли».

Задача любого изобретателя, а тем более профессионального синектора, заключается в том, чтобы войти в образ и стать, например, деталью машины и «посмотреть» с её позиции, с её точки зрения, что можно сделать для её совершенствования.

Изобретатель может отождествить себя: с лопастью винта вертолета, чтобы ощутить, какие силы воздействуют на неё со стороны воздушного потока и со стороны втулки; с ядром грецкого ореха, который не удается расколоть обычным способом, и попытаться найти способ, например, расколоть его изнутри.

Такой прием использовал конструктор Бережков – герой книги А. Бека «Жизнь Бережкова» (его прообразом, как известно, был знаменитый советский конструктор авиадвигателей Александр Александрович Микулин). Однако умением отождествлять себя с техническими объектами обладают немногие специалисты науки и техники. Этим приемом хорошо владеют артисты, поскольку их этому учат в театральных студиях.

Фантастическая аналогия связана с желанием, чтобы произошло то, чего хочется. Размышление над фантастическими, нереальными или сверхъестественными процессами стимулирует возникновение новых идей.

Символическая аналогия – последний из рассматриваемых видов аналогии - использует метафоры и сравнения, отождествляя характеристики одного предмета с характеристиками другого.

Иногда метод символической аналогии называют «нахождением метафоры названия книги». Не случайно этим приёмом часто пользуются журналисты и литераторы для того, чтобы в названии книги, журнала или статьи ярко и лаконично отразить противоречивую сущность описываемых явлений или персонажей. Среди известных нам книг, кинофильмов и телевизионных сценариев: «Без вины виноватые», «Живой труп», «Горячий снег», «Очевидное — невероятное», и т. п.

Подобные характеристики полезно давать и техническим объектам. С этой целью руководитель сеанса выбирает ключевое слово и предлагает выразить его сущность в виде короткого определения, носящего оригинальный и парадоксальный характер и состоящего из существительного и прилагательного.

Например: пламя – видимая теплота, экология – чистый родник, мрамор – радужное постоянство, муравьи – неутомимые труженики и т. п.

Найти удачное «название книги» удается не сразу. Поэтому первые варианты поправляют и уточняют, а желаемый результат обычно получают после 5-10 попыток.

Синекторы работают по определенной программе, состоящей из следующих пяти последовательных этапов:

1. На первом этапе синекторы формируют и уточняют «проблему, как она дана». Особенностью этапа является то, что никто из участников, кроме руководителя, не посвящен в конкретные условия задачи, поскольку её преждевременная конкретизация затрудняет абстрагирование, не даёт уйти от привычного стиля мышления.

2. На втором этапе формулируют «проблему, как её понимают». Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник находит и формулирует одну из целей решения поставленной проблемы.

3. На третьем этапе генерируются идеи. Начинается «экскурсия» по различным областям техники, живой природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих (далеких от решаемой задачи) областях. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют все виды аналогий, рассмотренных выше.

4. На четвертом этапе выявленные в процессе генерации идеи переносят на «проблему, как она дана» или на «проблему, как её поняли».

5. На пятом, завершающем этапе синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, ищут лучшие способы реализации принятого решения.

Синектика считается самым сильным методом решения творческих задач, сохраняющих принцип перебора вариантов. Однако она имеет серьезнейший недостаток – она не использует знание закономерностей предмета рассмотрения, хотя иногда эти закономерности проявляются через опыт синекторов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

25) Метод мозговой атаки: история возникновения и сущность

26) Метод мозговой атаки с разделением на группы генераторов идей и критиков

27) Правила для участников мозговой атаки

28) Метод прямой и обратной мозговой атаки

29) Метод ролевых групп

30) Метод привлечения профессиональных синекторов: сущность синектики, приёмы и этапы работы синекторов

Наши рекомендации