Исследований в консультировании
Профессиональное консультирование и исследовательская деятельность с давних пор связаны друг с другом, и взаимосвязь эта достаточна тесная и неоднозначная (Sprinthail, 1981, р. 465). «Вокруг слова "исследование” сложилась определенная таинственность» (Leedy, 1997, р. 5). Оно подразумевает особую, не всегда понятную деятельность, удаленную от реальной жизни, Некоторых консультантов привлекает именно «таинственность» исследования. Однако «обычно исследование вызывает у консультантов эмоциональную реакцию страха, беспокойства и даже пренебрежения» (Fail & Van Zandt, 1997, p. 2). Эти консультанты чувствуют, что большинство исследовательских работ имеют отдаленное отношение к их практическим нуждам. Более того, они относятся к исследованию как к чему-то чуждому и безликому (Krauskopf, 1982).
Отдельные практики считают, что их повседневная ра6oта с клиентами оставляет мало времени на исследовательскую работу, вынуждает их оставаться в стороне от последних достижений и исследований (Sexton, 1993). Поэтому большинство консультантов не занимаются исследовательской деятельностью, и это представляется серьезным недостатком в интеграции исследований в практику консультирования (Sexton & Whiston, 1996). В самом деле, многие консультанты испытывают чувство враждебности и обиды по отношению к исследователям и исследованию (Robinson, I994: р. 339).
Негативное отношение консультантов к исследовательской работе и их нежелание тратить время и силы на нее связано с большим числом факторов, главные из которых следующие:
· недостаток знаний о методах исследования;
· отсутствие четкого понимания целей и задач тex программ по которым они работают;
· недопонимание значения исследований в планировании эффективных терапевтических процедур;
· боязнь получить отрицательный результат;
· отсутствие поддержки со стороны коллег и супервизоров:
· недостаточная финансовая поддержка;
· несклонность и ограниченные способности к проведению исследовательских работ (Heppner & Anderson. 1985; Sexton. 1993).
Кроме того., в отдельных теориях консультирования принижается значение эмпирических исследований.
Однако, несмотря на непростое отношение отдельных консультантов к исследовательской работе, между деятельностью консультантов и процессом исследования существует много общего. Так, можно oотметить, что оба этих вида деятельности включают шесть стадий (Whistoii. 1996). Табл. 19.2
Таблица 19.2
Аналогичные стадии процессов консультирования и исследования
Стадии консультирования | Стадии проведения исследования |
1. Идентификацпя проблем или трудностей | 1. Идентификация вопроса (вопросов), подлежащих исследованию |
2. Формулирование целей | 2. Выработка плана исследования |
3. Определeние способов вмешательства | 3. Определение; методов, обеспечивающих достоверность результатов, и выбор измеряемых величин |
4. Проведение консультирования | 4. Получение данных |
5. Анализ и оценка прогресса | 5. Анализ результатов |
6. Завершен | 6. Интерпретация и выводы |
Источник: «Accountability througn Action Research: Research Methods for Practitioners», by S. С Whiston, 1996, JournalofCounseling and Development 74, p. 617.
Например, на первой стадии обоих процессов осуществляется идентификация. В консультировании это идентификация проблемы пли трудности клиента, тогда как в исследовании внимание направляется на идентификацию вопроса или вопросов, которые необходимо изучить. Аналогичным образом на второй стадии наблюдается сходство между формулированием терапевтических целей и планированием исследования. Затем следует стадия определения, когда выбираются способы вмешательства, а в исследовании – методы, обеспечивающие достоверность результатов, На четвертой стадии деятельность заключается непосредственно в проведении консультирования или в получении данных, после чего следует анализ и оценивание прогресса в консультировании или анализ результатов исследования. Наконец, оба процесса заканчиваются заключающей стадией; в одном случае – это особый этап завершения консультирования, в другом – интерпретация результатов исследования и формулирование выводов.